Увлекательный структурный гороскоп
ЗВЕРСКИЙ ЮМОР
Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. У животного мира нет ни прошлого, ни будущего в привычном нам понимании, а потому и смеяться не над чем. Животные не видят себя со стороны, им трудно осознать комичность ситуации, в которой они находятся. Одним словом, животные - это угрюмые существа, которые не шутят, не смеются, не подсмеиваются, не угорают, не прикалывают друг друга и т. д.
Но почему же тогда каждый раз, думая о юморе того или иного знака, в первую очередь вспоминаешь именно животных? Поверьте на слово - в специфике нашего юмора мы ушли от братьев наших меньших не так уж и далеко.
Начнем, разумеется, с Котов и котов.
Во-первых, именно коты чаще всего встречаются в наших квартирах, и, во-вторых, коты наиболее распространены в комедийном кино.
Вспомните своих питомцев. Существа флегматичные, законопослушные, робкие до беззащитности, они периодически вдруг совершают какие-то невероятные погромы, носятся по квартире, круша все на своем пути, причем обязательно изуродуют что-то действительно ценное. Юмористы-коты обожают чистые простыни и дамские колготки и... не любят людей солидных и значительных.
Обратимся к Котам. Григорий Александров всю жизнь снимал комедии. Сам он был человеком солидным, не чуждым, как и большинство Котов, определенного пафоса. Однако во многих своих фильмах он смеется именно над солидностью, надутостью, стремлением к элитарности. В самом веселом фильме Александрова задействованы не только веселые ребята, но и не менее веселые зверята. Причем зверята ведут себя, как сущие коты. Громят солидный дом, шикарно накрытый стол, портят (а не съедают) такое количество прекрасных вещей, что любому другому зверю (кроме кота) пришлось бы от стыда сквозь землю провалиться. Веселые ребята не хуже, на репетиции они устраивают жуткую кошачью свару, причем портят не только одежду и мебель, но и музыкальные инструменты, что для музыканта совершенно немыслимо, если он не поклонник специфического кошачьего юмора, девиз которого: громи все подряд!
Кстати, если отвлечься от кино и обратиться к прозе, то наш романтичнейший Михаил Афанасьевич также не прочь был похулиганить на страницах великого романа в чисто кошачьем стиле. То конферансье голову оторвет, то женщин на улице разденет догола, то солидного гражданина в бочку с сельдью посадит. Страшно подумать, но были обсмеяны работники самого солидного на тот день учреждения, попытавшиеся поймать все того же кота Бегемота. На страницах романа дан настоящий бой солидным гражданам города Москвы - в результате от их солидности остался пшик, одни поют хором, другие в гробу без головы появляются, ну и т. д.
Еще один наш Кот - Эльдар Рязанов - тоже романтичный и вполне солидный человек, любитель поэзии и истории, но в своих фильмах он никогда не упускал случая разделаться с солидными людьми. Ипполита (Ю. Яковлев) в пальто под душ засунул, Огурцова (И. Ильинский) провел по всем кругам кошачьих издевательств. Кстати, кроме Ильинского Рязанов унаследовал от Александрова идею трансформации солидных музыкантов в разнузданную джаз-банду.
Из более молодых Котов погромный юмор наблюдается у Виктора Титова ("Здравствуйте, я ваша тетя!"). Как и Рязанов, Титов также весьма солидный и романтичный человек, и догадаться, зачем ему понадобилось учинять погром в чинном и чопорном английском доме, совершенно невозможно, если не увидеть за флегматичным и спокойным кошачьим лицом нервно подрагивающий озорной кошачий хвост.
Другой открытый знак - Петух. Юмор в птичьем мире, пожалуй, узаконен еще сильнее, чем в мире кошачьем. Ведь именно птицы - великие пересмешники: скворцы, попугаи, галки. А это уже прямой путь к комикам-Петухам (из наших современников это Никулин и Хазанов). Птицы даже умеют смеяться, например, кукабарра смеется настолько натурально, что получила прозвище Ганс-хохотун.
Ну а наши деревенские петушки все свое чувство юмора вложили в ритуал утренней побудки. Дачники, изможденные ночным бдением у телевизора или за преферансом, немало страдают от предрассветных упражнений пернатых юмористов. Юмор всеобщей побудки довлеет над Петухами всех родов войск и родов деятельности. Честно говоря, типично солдафонский юмор, однако и художественные натуры могут пошутить в этом же духе. Идеальна сцена, снятая Петухом Михалковым в "Неоконченной пьесе для механического пианино", когда Платонов (Калягин) устраивает свой трагикомический ночной подъем по тревоге. А ведь это не проходная сцена, а кульминация всего фильма. Его одно-значник Марк Захаров с любовью снял сцену ночного подъема в "Обыкновенном чуде". "Кукарекать" было поручено хотя и женщине, но, как вы уже, наверное, догадались, Петуху (Е. Васильева).
В конечном счете каждый знак издевается сам над собой. Солидный Кот издевается над солидностью, солдафонский Петух издевается над излишней заорганизованностью, уставными порядками в неуставной жизни ("Добро пожало-вать, или Посторонним вход воспрещен" Э. Климова).
Еще один открытый знак - Лошадь... и снова один из титанов смеха. С чем сравнить юмор Лошади? Разве что с жизнерадостным и добродушным ржанием кобылиц и жеребцов. Лошадь - знак замечательный, добрый, незлобивый, да еще переполненный бодростью, оптимизмом. Ну как не поржать от избытка радости, от счастья бытия! У Лошадей ничего не громят, никого они не кусают, не будят среди ночи, не размазывают по лицу жирный торт, не ставят подленьких подножек... Иногда просто непонятно, что смешного в фильмах Георгия Данелии, Геннадия Полоки, Генриха Оганесяна. Все больше добрые и хорошие люди, все пространство буквально залито нежностью и жалостью. Лошади жалеют своих нерадивых героев и сами же издеваются над своей жалостью - и это безумно смешно, очень светло и, разумеется, слезоточиво. Стяжатель-сантехник ("Афоня"), жуткие инопланетяне ("Кин-дза-дза"), грузины, русские, армяне, евреи - все превращаются у Данелии в добрых, безвредных людей. Эх, если бы мир был так хорош, как видят его Лошади... Воистину - "Приходи к нам, тетя-лошадь, нашу детку покачать".
Абсолютно то же самое мы находим у Михаила Зощенко в его рассказах. Он высмеивает мещан, но ведь и любит их, одушевляет их бездушные натуры. Одна из лучших наших комедий - "Женитьба Бальзаминова" - снята режиссером-Лошадью Константином Воиновым. Однако я не уверен, что западный зритель, посмотрев этот фильм, вообще догадается, что это комедия, для нас же только такие фильмы и смешны, где смех лишен злорадства, издевательства, равнодушного созерцания.
Еще два знака, переполненных энергией бытия, - это Быки Кабан.
Несмотря на безжалостность к людям, их юмор все-таки светлый и жизнеутверждающий. Ну кто хоть раз не слышал о способности быков, а иногда и коров загнать кого-либо на дерево или даже гладкий телеграфный столб. Причем, сделав это, бык будет долго стоять и сторожить свою жертву с натуральным бычиным упрямством. Жертва будет осыпать тупое животное проклятиями, но на самом-то деле бык просто развлекается, хохмит, заливается жизнерадостным внутренним смехом.
Сия бычиная хохма блестяще экранизирована в фильме Владимира Фетина (Бык) "Полосатый рейс". Весь фильм полосатые зверушки играючи загоняют людей на мачты, якорную цепь, пароходную трубу и т. д. Разумеется, и тигры лишь исполнители типично Бычиного сценария веселья. Самим Тиграм такой тип юмора не близок, они любят пошутить тонко, так тонко, что примеры их юмора почти не известны.
Нам остался последний лидер в царстве юмористов - Кабан. Речь пойдет в первую очередь о Леониде Гайдае, создавшем несколько абсолютно рекордных по смеховой концентрации фильмов. В любом рейтинге наших комедий первые три места непременно займут три великих его шедевра - "Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука". Кабан - это апофеоз комедии. Недаром на главные роли Гайдай собирал именно лидеров смеха: Кот (Моргунов) - солидность, Петух (Никулин) - простота, Лошадь (Вицин) - безвредность, Бык (Демьяненко), ну и, разумеется, Кабан (Варлей, Этуш, Пуговкин, Крамаров).
В юморе Кабана его всеядность, идеальный вкус и одновременно бессистемность. Для Кабана практически нет запретных тем. Если свинья везде находит грязь, то Кабан везде найдет смешное. В конце концов свинья невероятно смешна сама по себе: толстая, коротконогая, с пятачком вместо клюва, хвост пружинкой... и удивительная шустрость для столь неуклюжей фигуры, та самая эксцентрика, которая и стала основой для большинства комедий Гайдая.
<Назад> <Далее>
|