Виртуальный гороскоп: найди свой образ
7. ВЕКТОР. Злодейское кино
Пытаясь изобразить зло на экране, в жизни актеры Векторы гарантированно становятся замечательно добрыми людьми, а потому не хотелось бы, чтобы слова, изобличающие векторное злодейство, переходили бы на личности.
ЗЛОДЕЙСКОЕ КИНО
Главный герой не может быть злодеем. Так, по крайней мере, было долгое время в нашем кино. Однако времена меняются. Когда-то в фильмах боролось лучшее с хорошим. Потом злодеи отвоевали себе эпизодические роли. Наконец появились фильмы противостояния, в которых боролись два главных героя, - хороший и плохой. Один из главных таких фильмов так и называется "Противостояние". Хорошего человека (сыщика) играет актер с хорошим гороскопом (Басилашвили - Профессор), плохого человека играет актёр с плохим, то есть векторным гороскопом - Андрей Болтнев (Собака, Козерог).
Причем, если раньше отрицательный персонаж такого масштаба был обречен на очень грубое, по сути карикатурное изображение, то в этом фильме чуть ли не впервые ( в советском кино) нарисован подробный психологический портрет злодея, маньяка и душегуба. С непривычки такое смотреть было тяжело, да еще в исполнение любимого (после германовского "Лапшина") актера.
Дальше-больше. Появился фильм Карена Шахназарова "Цареубийца". И вновь весь фильм противостояние между "хорошим" гороскопом Олега Янковского (Аристократ) и "плохим" гороскопом Малколма Макдауэлла (Коза, Близнецы). Вновь непривычная для нас реальность психологии у откровенного злодея - Юровского.
Еще одно противостояние, на этот раз отца соцреализма Максима Горького и отца нации Иосифа Сталина в фильме "Под знаком Скорпиона". Сталин в исполнении Игоря Кваши (Петух, Водолей) маленький, злобный и очень страшный. Действительно веришь в его кровавый путь. Когда-то Игорь Владимирович играл только добряков. Но уже в "Достоянии республики" он стал на путь злодеяний, продолжил свое черное дело в "Сердцах трех", где сыграл очень злобного шамана, а также в "Человеке с бульвара Капуцинов" где достоверно изобразил злобного пастора.
Накатила и откатила волна фильмов, разоблачающих доморощенных кагэбэшных злодеев. Народный любимец Василий Лановой (Собака, Козерог) с невероятной достоверностью сыграл мерзавца по убеждению в "Черном квадрате". Противостоял ему возвышенный и чистый гороскоп (Рыцарь) Дмитрия Харатьяна. Но ведь Лановой и раньше не был совсем уж чист, - образы Анатоля Курагина в "Войне и мире" и Алексея Вронского в "Анне Карениной" далеки от нравственной безупречности.
А еще у нас есть абстрактный злодей - инженер Гарин. Хотел весь мир поработить, людей с легкостью убивал. Особенно нравилось ему заводить друзей, похожих на себя, любимого, делать из них двойников и подставлять затем вместо себя. А это уже не просто подлость - это злодейство высшей пробы. Остается напомнить, что самым удачным образом эту роль сыграл Олег Борисов (Змея, Скорпион), вполне превзойдя великого Евстигнеева. У Борисова Гарин настоящая пакость.
Среди прочих хрестоматийных злодеев - Яго в исполнении Андрея Попова (Лошадь, Овен), добрейшего человека, но носителя виртуального Вектора.
КИНОШНЫЕ БАНДИТЫ
Сейчас, когда на экран буквально хлынули бандитские сериалы, редкий актер не сподобился сыграть бандита. Мало того, экранный бандит сейчас вроде бы уже и не злодей, а так - овечка заблудшая, жертва обстоятельств. Потому речь пойдет о бандитах проверенных, из того еще кино, из советского, когда бандит всегда был злодеем.
Самый яркий пример - это Горбатый из "Места встречи" Армена Джигарханяна (Кабан, Весы). У него есть психология, черная, а все же душа. Он любит свою женщину, у него есть чувство юмора, какая-то даже мудрость. И все это в сочетании с откровенным душегубством. И ведь что обидно - великолепнейший актер, добряк, балагур, сыграл массу положительных персонажей, а запомнился более всего в роли Горбатого. Но этого мало, среди прочих его ролей наиболее яркими остаются мерзавец штабс-капитан Овечкин в "Неуловимых мстителях", достаточно хищная личность в "Здравствуйте, я ваша тетя".
В фильме "Профессия - следователь" Джигарханян бандитствует в паре с Эммануилом Виторганом (Кот, Козерог). Оба там злодействуют, но Виторган злодей безнадежный, а у Джигарханяна еще есть проблески совести.
Тот же Виторган позлодействовал еще и в роли Савиньи в "Ларце Марии Медичи". Он там и фашистом был, и убийцей, и вором. Одним словом мерзапакость ходячая. Хотя, честно говоря, какой-то особой достоверности психологии от него не требовалось, фильм приключенческий. Но именно Виторгану сразу веришь, такой убьет, сворует и предаст…
Николай Еременко-младший (Бык, Водолей) в "Крестоносцах" играет абсолютного подлюгу. Вопрос психологии не стоит, но состроить выражение лица циничного предателя, не переходя при этом в карикатуру, не так уж и просто. А ведь какой был весь из себя положительный красавчик в "Пиратах ХХ века". Дальше -больше. Предложения играть бандитов посыпались как из рога. А все потому что достоверен. Впрочем, уже с первых шагов в кино он шел путем Ланового и Филатова - играл роковых сердцеедов, пожирателей дамских сердец.
В еще одном классическом детективе - "Визит к минотавру" жуткого злодея играет Александр Филиппенко (Обезьяна, Дева). Зависть, предательство, патронаж уголовного мира, и в результате из скрипача вырастает монстр. Особенное впечатление производит сцена разоблачения злодея, когда он говорит о контролере проверяющем билеты. Как надо играть, чтобы даже поверженный злодей не вызывал ни жалости, ни сочувствия, ничего кроме омерзения. А ведь всех-то делов, что скрипку украл и хотел бывшего друга подставить.
<Назад> <Далее>
|