Векторное кольцо
Родители поэтов
Векторный брак мистичен сам по себе, но он мистичен и в детях, рожденных в нем. Жизнь Николая П мистична от начала до конца, его коронация (Ходынская катастрофа), неудачные войны, кровавые революции, мистический экстаз обожаемой жены. Брат Георгий умирает в юности от чахотки, брат Михаил всеми признаётся ещё более серой личностью, чем Николай. Такое впечатление, что бездарный конец дома Романовых предопределен рождением детей Александра III.
Однако векторным бракам мы обязаны не только рождением несчастного императора и его братьев, но и рождением многих гениев, среди которых два самых больших поэта России, два Александра — Пушкин и Блок.
Сергей Львович Пушкин (Тигр) был известен как остряк и человек, необыкновенно находчивый в разговорах. Владея в совершенстве французским языком, он писал на нем стихи так легко, как француз, и дорожил этой способностью. Надежда Осиповна Пушкина-Ганнибал (Коза) была необыкновенно хороша собой, и в свете прозвали её «прекрасной креолкой». По своему знанию французской литературы и светскости она совершенно сошлась со своим: мужем. Надежда Осиповна очаровывала общество красотой, остроумием и веселостью. Были они родственниками: его дед и её прадед были родными братьями. Женитьба по тем временам была ранней. Ему было 26 лет, она на пять лет младше.
Брак сразу пошел по сценарию внутреннего беспокойства, охоте к перемене мест. (Нечто подобное уже выходило на первый план при описания брака Никиты Хрущёва.) С 47 лет С.Л.Пушкин уже «нигде не служил, а вел странническую и совершенно праздную жизнь, переезжая из Москвы в Петербург, в свое имение Михайловское и обратно, не занимаясь ни семьей, ни имениями, которые своей беспечностью довел почти до разорения». (Б.Модзалевский). То же самое пишут о Надежде Осиповне: «Укажу на следующую странность, — пишет Л.Павлищев — она терпеть не могла заживаться на одном месте и любила менять квартиры; если переезжать было нельзя, то она превращала, не спрашивая Сергея Львовича, кабинет его в гостиную, спальню в столовую и обратно, меняя обои, переставляя мебель и прочее».
Вектор свивает супругов в один кокон, из кокона вылупляется существо непонятное, неопрятное и неприятное. Лучше всех об этом говорит М.Корф: «Все семейство Пушкиных было какое-то взбалмошное. Отец его был довольно приятным собеседником, на манер старинной французской школы, с анекдотами и каламбурами, но в существе человеком самым пустым, бестолковым и бесполезным и особенно безмолвным рабом жены. Последняя была женщина не глупая, но эксцентрическая, вспыльчивая, до крайности рассеянная и особенно чрезвычайно дурная хозяйка. Дом их представлял всегда какой-то хаос: в одной комнате богатые старинные мебели, в другой — пустые стены, даже без стульев, многочисленная, но оборванная и пьяная дворня, ветхие рыдваны с тощими клячами, пышные дамские наряды и вечный недостаток во всем, начиная от денег и до последнего стакана. Когда у них обедало человека два-три, то всегда присылали к нам за приборами».
Еще короче, но не менее ярко описал семью родителей Пушкина знаменитый Антон Дельвиг:
Друг Пушкин, хочешь ли отведать
Дурного масла, яиц гнилых, —
Так приходи со мной обедать,
Сегодня у своих родных. |
Что касается утверждений насчет рабства мужа, то мне известно достаточное количество браков, в которых измотанный слуга устанавливает диктатуру неврастении. Хозяин же вынужден оберегать и опекать разрушенного слугу. (Мы ещё вернемся к браку коменданта Володи, что-то подобное случилось у него. Что касается «яиц гнилых», то это я тоже видел во многих векторных браках, в частности в браке двух астрологов из Питера.)
Переходы от гнева к апатии у Надежды Осиповны, явное истощение нервной системы у Сергея Львовича — свидетельства небезопасности векторного брака для психического здоровья супругов. Дочь Сергея Львовича, О.С.Павлищева пишет своему мужу: «Мой отец только и делает, что плачет, вздыхает и жалуется встречному и поперечному. Когда у него просят денег на дрова или сахар, он ударяет себя по лбу и восклицает: «Что вы ко мне приступаете? Я несчастный человек!..» Он хуже женщины: вместо того, чтобы прийти в движение, действовать, он довольствуется тем, что плачет».
После всего сказанного остается только один вопрос: как из всего этого вырос гениальный поэт? Или дело действительно в няне? Простор для гипотез, самых фантастических, необозримый. Можно, например, предположить, что векторные дети наследуют не столько генетическую программу мамы-папы, сколько фиксируют веяния времени. Время потребовало рождения великого поэта, взяться поэту было неоткуда, кругом одни военные… На этот случай есть векторные браки, в которых может наколдоваться черт знает что… То полное убожество родится, а то гений на все времена. Гипотезу эту отвергнуть нетрудно, но доказать обратное тоже нельзя: Пушкин мог родится только в самом конце ХVШ века, исторический гороскоп это уже доказывал.
Теперь о другом великом поэте — Александре Александровиче Блоке, вернее, его родителях — Александре Львовиче Блоке (Крыса) и Александре Андреевне Бекетовой (Обезьяна). Ей было 18 лет, ему 26. Он красив, расточает тонкие комплименты, демонически играет на фортепьяно… Она ещё в 16 лет из некрасивой девочки превратилась в очаровательную девушку, была очень весела, кокетлива и грациозна. Однако уже через два года брака родные не узнавали её, похудевшую и побледневшую, с потухшими, испуганными глазами. Жизнь с мужем оказалась очень тяжелой. Он истерзал её своим деспотизмом, вспышками ревности и яростного гнева, скупостью. Огорченные и возмущенные Бекетовы уговорили Александру Андреевну расстаться с ним, чтобы уберечь и себя, и новорожденного сына (будущего поэта). Александр Львович противился этому решению: он продолжал любить жену и каялся в содеянном перед «мадонной» и «мученицей», как называл её в письмах.
В многочисленных описаниях этого скоротечного векторного брака в основном упор делается на ссоры, скандалы, плач безвинного младенца (будущего поэта). Говорится о несчастной матери будущего поэта, которая разрывалась между родителями, мужем и ребенком (будущим поэтом). В одном из эпизодов скоротечного брака муж покинул кормящую жену, но потребовал, чтобы она каждый день навещала его (мужа), что ею и было исполнено. Однако за описанием этого мрака как-то опускается положительная сторона, момент высшей векторной гармонии, высшего векторного слияния. «В хорошие минуты он нежно ласкал её, и они проводили много прекрасных часов за чтением и разговорами о прочитанном. Они перечитали вместе Достоевского, Льва Толстого, Успенского, Флобера, Гётева «Фауста», Шекспира, Шиллера и т.д. Александра Андреевна поразительно развилась за эти годы, вкусы её стали серьезнее, глубже, для неё раскрылось многое, о чем она прежде не подозревала…» (со слов А.А.Бекетовой записала М.А.Бекетова).
После развода, как это часто бывает, она быстро поправляется. Она снова похорошела, однако сказать, что брак не оставил на ней следа, нельзя. Векторная прививка проведена, шрам останется на всю жизнь. Впоследствии, когда А.А.Блок уже будет взрослым, а Александр Львович умрет, Александра Андреевна скупо обмолвится в одном из своих писем: «На днях я видела во сне его отца, как живого. Вот тут-то и есть точка моей боли».
Таким образом, речь идет об одном из самых распространенных векторных сценариев, когда счастье и несчастье идут рука об руку, обострение столь стремительно, что о слиянии не может быть и речи, разрыв становится реальностью, но шрамы на местах былого слияния остаются на всю жизнь».
<Назад> <Далее>
|