Векторное кольцо	 
		  
	Анна Ахматова и Николай Гумилёв
	
	Знакомство их произошло в юности. Ей было, кажется, 15 лет, ему 18. Она понравилась ему а он ей не очень. Потом разлука, странная история с её неудавшейся попыткой самоубийства. Далее — переписка. Наконец встреча. Ей 17 лет, ему 20. Он уже поэт, она тоже пытается писать, однако роли уже меняются, он не высоко оценивает её первые поэтические опыты. Перед своим отъездом в Париж он дарит ей кольцо с рубином, сопровождая всё это строками стиха, странным образом связанными с темой нашего исследования: 
	Ты кольцо мое, милая, тайно храни. 
	Когда кончатся светлые дни, 
	Я опять к тебе, тихая, в гости приду, 
	По кольцу тебя только найду… |   
	Интересно, что первое опубликованное стихотворение Ахматовой называлось так — «На руке его много блестящих колец»
	 Тем временем Гумилёв продолжает настойчиво звать Анну замуж.
	 Она отказывается. Любовь через противостояние. Хозяин атакует, слуга отбивается. Увы, силы неравны, и уже в 1907 году согласие на брак дано. Анна пишет: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли его, я не знаю, но кажется мне, что люблю…» Впрочем, до свадьбы ещё три года. Всё это время продолжаются яростные поединки их свободолюбивых страстных натур. Вот строки из стиха Ахматовой от 1909 года: 
	И когда друг друга проклинали 
	В страсти, раскаленной добела, 
	Оба мы ещё не понимали, 
	Как земля для двух людей мала. 
	И что память яростная мучит, 
	Пытка сильных — огненный недуг! —  
	И в ночи бездонной сердце учит 
	Спрашивать: о, где ушедший друг? 
	А когда сквозь волны фимиама, 
	Хор гремит, ликуя и грозя, 
	Смотрят в душу строго и упрямо 
	Те же неизбежные глаза. |   
	Итак, великие в будущем поэты становятся супругами. Что дальше? Что может добавить брак в отношения двух огней, сливающихся в один костер? В том же 1910 году, в котором состоялась свадьба, Гумилёв уезжает в Африку. Ахматова пишет: 
	Как забуду? Он вышел, шатаясь, 
	Искривился мучительно рот… 
	Я сбежала, перил не касаясь, 
	Я бежала за ним до ворот. 
	Задыхаясь, я крикнула: «Шутка 
	Всё, что было. Уйдешь, я умру». 
	Улыбнулся спокойно и жутко 
	И сказал мне: «Не стой на ветру». |   
	Вихрь кружил их, но не смог заставить соединиться. Мимолетные встречи в юности, частые разлуки, сомнения, отсутствие изначальной влюбленности у нее, отсутствие веры в её талант у него… Всё это противостояло смертельной силе векторного вихря. И тем не менее векторный контакт конечно же был, иначе не призналась бы Ахматова: 
	Как соломинкой, пьешь мою душу. 
	Знаю, вкус её горек и хмелен. 
	Но я пытку мольбой не нарушу… |   
	Тот, кто побывал в векторном союзе, тот знает, как через соломинку выпивается душа, вся без остатка.
	 В 1912 году рождается сын, наследник векторного брака. О его гороскопе, как и о гороскопе других детей векторных браков, мы ещё поговорим во второй части книги. Сын Лев воспитывается матерью Гумилёва Анной Ивановной, Ахматова и Гумилёв в разъездах… Разрыв вихревой непрерывности уже близок: 
	Слаб голос мой, но воля не слабеет, 
	Мне даже легче стало без любви… 
	Как прошлое над сердцем власть теряет! 
	Освобожденье близко… |   
	Весной 1913 года в жизни Ахматовой начинается новый период. Пренебрежение Гумилёва зашло слишком далеко, он дал жене слишком много свободы, его магия слабеет, а тут ещё на горизонте появляется М.Л.Лозинский, также родившийся в год Собаки и тоже владевший отмычками к знаку Быка. Затем Недоброво, Лурье… Знакомство Ахматовой с Лурье происходило на глазах у её мужа… Остановить её он уже не мог. А ведь он был офицером, да и вообще мужчиной достаточно суровым.
	 Следует летнее заточение Ахматовой в имении Гумилёва, её отрезают от внешней жизни, но вернуть к семейной жизни уже не могут. Векторнаяя любовь сменяется векторным пленом. 
	Какую власть имеет человек, 
	Который даже нежности не просит! 
	Я не могу поднять усталых век, 
	Когда мое он имя произносит. |   
	А дальше мировая война, потом революция. Вихри куда более мощные и враждебные, чем скромный вихрь векторного кольца, захватил людей, и всё же в память, в наследство нам остаются не только романтические, но и векторные стихи великой поэтессы: 
	Оба мы в страну обманную 
	Забрели и горько каемся… 
	Мы хотели муки жалящей 
	Вместо счастья безмятежного… 
	Десять дет замираний и криков, 
	Все мои бессонные ночи… |   
	
  <Назад>    <Далее>  
		  
		   |