Векторное кольцо
Вихревое кино
Кстати, по окончании статьи о вихревых женщинах было припечатано письмо одного жителя Миасса, который советует Нобелевскому комитету присудить мне премию (жаль, не уточнил, по какому разряду). Главным поводом к премированию читатель полагает открытие именно векторного кольца. Вот так. Самая неудобоваримая и антинаучная структура всё-таки признана народом и почитаема. Но давайте о кино.
К примеру, Микеланджело Антониони (Крыса, Весы). Странности его кино списывались на странность Крысы. Может быть, это и справедливо. Однако вечный бунт против устоев общества — это привилегия беспокойного гороскопа. Что-то сумасшедшее есть во всех его фильмах. Вот фильм «Профессия-репортер»: взять всё и бросить, уйти из благополучного мира, шляться по свету под чужим именем… Но и глупостью не назовешь — есть во всём этом что-то гипнотическое, завораживающее.
Наш вариант — Михаил Калатозов (Кот, Козерог). Снял, кстати, самый всемирно прославленный фильм — «Летят журавли». Может быть, векторные режиссеры и есть главный элемент интернационализации кино? Из других фильмов хорошо помнится довольно легкая комедия «Верные друзья».
Классическое вихревое кино снимал гороскопический аналог Антониони — Эдмонд Кеосаян (Крыса, Весы). Монтаж его «Неуловимых» поражает своим динамизмом и лихостью. Кстати, в жизни Эдмонд был столь же неугомонным и неостановимым, как и его фильмы.
Под влиянием вектора оказался Глеб Панфилов (Собака, Телец) — режиссер неоднозначный, странный, не идущий в русле общих поисков. По выражению критика В. Фомина, «режиссер использует резкие сломы повествования, внезапные переходы от смешного к серьезному, от едкой иронии к открыто трагическому пафосу, от тонкого психологического рисунка к гротеску и откровенной эксцентриаде».
Еще один всемирно известный и прославленный режиссер — это Михаил Ильич Ромм (Бык, Водолей). Оставим в покое его фильмы о Ленине и вспомним завораживающие «Девять дней одного года». Может быть, из-за Баталова или из-за близких годов, но этот фильм почему-то в моем сознании стоит рядом с фильмом «Летят журавли». Что-то их соединяет, какай-то тонкий нерв, странный баланс между жизнью я смертью, какое-то особенно яркое восприятие обыденности. Впрочем, главным делом мастера стал фильм «Обыкновенный фашизм». Сравнивать этот фильм попросту не с чем. В самом названии уже заключена главная мысль. Может ли быть обыкновенным фашизм? Может ли быть заурядным кошмар? Может ли быть нормой сумасшествие?
Далее — что-то замечательное и непредвиденное. Знаменитый детский сказочник Александр Роу (Лошадь, Рыбы) снял «Королевство кривых зеркал», «Морозко», Впрочем, мощное и лобовое столкновение добра и зла как раз по характеру векторному художнику.
И всё же самым знаменитым векторным режиссером, наверное, стал Андрей Тарковский (Обезьяна, Овен), снимавший всё шиворот-навыворот, пошедший вопреки всем правилам, всем канонам и даже против самого себя. Его творчество трагично по форме и по содержанию, его метания пугали даже самых преданных поклонников.
Еще один классик советского кино — Иосиф Хейфиц (Змея, Стрелец). Казалось бы, ничего векторного, обыкновенные партийные фильмы, стабильная конъюнктурная работа. Однако смотришь фильмы «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек» (опять Баталов) и забываешь о штампах и шаблонах, начинаешь всему верить, всем сочувствовать. Просто магия! Если же вспомнить фильм «Плохой хороший человек», то это настоящее векторное кино, с полным набором гибельных страстей, утонченной материи, оголенной души.
Режиссер, векторность которого нет нужды доказывать, — это Альфред Хичкок (Кабан, Лев). Психопатологические коллизии, специфическая атмосфера, созданная причудливой смесью страха и иронии, трансформация персонажей, неожиданные сюжетные ходы, издевательство над Фрейдом (векторная пара)… Одним словом, Хичкок — это уже целый мир, отдельное направление в кино.
Фридрих Эрмлер (Собака, Телец) — один из зачинателей нашего кино. Анатолий Эфрос (Бык, Близнецы) — театральный режиссер, запомнившийся фильмом «В четверг и больше никогда» (векторные пары пронизывают фильм). Карен Шахназаров (Дракон, Рак). Если бы не вектор, снимал бы только комедии, а так ещё приходится снимать сюрреалистическую смурь и заумь.
<Назад> <Далее>
|