Тайна векторного кольца
ФИЗИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
Речь идет о тех, кто хорош и одинаков при любой власти, у любого народа, на любом конце света, - путешественниках, космонавтах, спортсменах. Они легко перемещаются по свету, у них самая легкая адаптация в любом месте. Во-первых, потому, что они физически и психологически очень устойчивы, а во-вторых, они быстрее других привыкают к простой истине: наша родина - это планета Земля. Именно они пионеры будущего единого человечества.
901
Уже первые коллективные полеты в космос показали, что Векторное кольцо не будет забыто. Владимир Комаров (Кот), Константин Феоктистов (Тигр) и Борис Егоров (Бык) составили первый в мире экипаж "Восход-1".
902
На "Восходе-2" Векторное кольцо было в еще более чистом и рафинированном виде. Павел Беляев (Бык) и Алексей Леонов (Собака). В частности, перед самым полетом кандидатура Павла Беляева встала под сомнение, более готовыми считались Дмитрий Заикин (Обезьяна) и Евгений Хрунов (Петух). Однако оставили Беляева, причем именно потому, что они с Леоновым очень уж хорошо сработались. Стало понятно, что Векторное кольцо в космонавтике дает скорее плюс, ибо там, в безбрежной пустоте, двое как один.
903
Наиболее ярко показало себя кольцо в рокировочном полете. На "Союзе-5" стартовали две Собаки (Алексей Елисеев и Борис Волынов) на одного Петуха (Евгений Хрунов), одновременно на орбите их уже ждал "Союз-4" с Владимиром Шаталовым (Кот). После рокировки образовался полноценный векторный треугольник Кот - Петух - Собака (Шаталов - Хрунов - Елисеев). Лишняя Собака (Волынов) осталась в одиночестве. Это был триумф космонавтики и... Векторного кольца!
Народ, как это часто бывает, мгновенно отреагировал на векторную коллизию, сочинив бессмысленные на первый взгляд слова: "Шатались, шатались, волынили, волынили, ни хруна не сделали, еле сели".
904
Оставшись на орбите в одиночестве, Борис Волынов (Собака) ни о чем таком плохом не думал и спокойно готовился к спуску. И тут-то и начались неприятности, на дворе стоял уже кармический 1969 год (стартовали еще в год Обезьяны), на корабле все обесточило. Одним словом, Волынов приземлился чудом и в ужасном состоянии. Приговор врачей был суров: из отряда космонавтов отчислить, этот человек не то что в космос, но и на самолете уже не полетит. Однако Волынов еще слетает один раз, благодаря своему мужеству и... Векторному кольцу, ибо его напарником будет Виталий Жолобов (Бык).
905
Как известно, самые длительные экипажи летали у них на научной станции "Скайлэб". Всего было три экипажа. Два последних дают образец векторной дружбы и взаимопонимания по одной и той же схеме: Обезьяна - Крыса - Лошадь. Американцы еще никогда не летали так долго. Сначала Алан Бин (Обезьяна), Джек Лусма (Крыса) и Оуэн Гарриотт (Лошадь). Потом Джералд Карр (Обезьяна), Эдвард Гибсон (Крыса) и Уильям Поуг (Лошадь).
906
Среди наших последних полетов полностью векторным был экипаж Бориса Марукова (Тигр) и Юрия Маленченко (Бык).
Затем полетела тройка Сергей Крикалев (Собака) - Билл Шепард (Бык) - Юрий Гидзенко (Тигр). Они летали четыре месяца и, несмотря на языковые и национальные различия, поладили замечательно. Из интервью в интервью переходила восторженная оценка обычно сдержанного Крикалева, мол, "у них сложились не только великолепные профессиональные, но и очень глубокие и теплые человеческие контакты".
Далее еще одна векторная тройка на одном корабле: Сьюзан Хэлмс (Собака), Юрий Усачев (Петух) и Джеймс Восс (Бык).
907
Эдмунд Хиллари (Коза) и Норгэй Тенцинг (Тигр) - первые покорители Джомолунгмы, самой высокой горы на Земле. Никто не сумел до них дойти до вершины, а они сумели. Их сила была в их слитности, в их единстве. Людям трудно это понять, и они спрашивают: "Кто все-таки был первым?" В ответ покорители заявили, что "достигли вершины почти одновременно". Норгэй в своей книге напишет, что все время шел первым, но перед самой вершиной уступил право первого шага Хиллари. С другой стороны, в своей книге "Восхождение на Эверест" Хиллари пишет, что ему приходилось буквально тащить напарника, которому не хватало кислорода. При этом, по словам новозеландца, Норгэй "задыхался, подобно огромной рыбе, вытащенной из моря". В свою очередь в книге "Тигр снегов" Норгэй утверждает, что они просто шли, страхуя друг друга. Никто не задыхался, никто не бился в конвульсиях - они спокойно двигались к вершине.
В те годы покорение верхней точки планеты, вершины, к которой, как завороженные, стремились альпинисты всех стран, было столь же почетным, как покорение космоса или высадка на Луне.
908
Жил-был советский человек. Не партиец, не дипломат, а так просто... Звали его Юрий Сенкевич (Бык). Однажды повезло ему познакомиться с Туром Хейердалом (Тигр), тому понадобился советский врач, физически здоровый, веселый и без комплексов. Так, для комплекта... Однако элементарное знакомство превратилось в великую дружбу. Ну, никуда друг без друга. Сенкевич так и говорит, что его жизнь делится на две части: до Хейердала и после. Благодаря Туру он увидел весь мир, стал знаменитым, обрел смысл жизни. Сенкевич говорит, что иногда ему казалось, что Хейердал ему то ли отец, то ли старший брат.
909
Джордж Форман (Крыса) обладал самой большой силой удара в истории бокса - Форман буквально уничтожал любого соперника, осмелившегося встать у него на пути. Он ломал противникам ребра, челюстии головы. Общее мнение было таково, что среди человеческих существ нет тех, кто мог бы победить Формана.
Но был еще и Мухаммед Али (Лошадь). Али вернулся в спорт из тюрьмы. В него никто не верил. Великий бой в Киншасе. В течение первых шести раундов Форман издевался над Али, как хотел. Али казался полностью беззащитным, он просто лежал на канатах, поглощая град чудовищных ударов - это выглядело форменным избиением. И лишь в седьмом раунде Форман и публика разгадали стратегию Али. Но уже было слишком поздно. Он притворялся, позволял Форману бить его по плечам и рукам, надеясь, что тот, наконец, исчерпает свою энергию и "перегорит". Стратегия сработала, к началу восьмого раунда Форман был "готов". И тогда Али обрушил на голову Формана свои точные и хлесткие удары, они сыпались на него как дождь. Когда до конца раунда оставалось полторы минуты, Форман впервые в жизни отправился в нокаут. Судья закончил считать, но Форман продолжал лежать.
Он боксировал еще год, но теперь от того Формана, которого все знали до боя с Али, осталась лишь тень. Воспоминания о проигрыше мучили его беспрестанно, пока он, наконец, не ушел из бокса. Примерно через 20 лет Форман вернулся на ринг уже в зрелом возрасте, когда ему было 38 лет. Он надеялся вернуть себе титул чемпиона мира в тяжелом весе. Форман откровенно признался, что он потерял лучшие годы своей спортивной карьеры потому, что не смог справиться с тем роковым поражением.
910
30-летний Джеймс Дуглас (Крыса) должен был подняться на ринг в Токио против "железного" Майка, да-да, непобедимого Майка Тайсона (Лошадь), 37 боев, 37 побед, 33 нокаута. Шансы Дугласа на победу расценивались как нулевые (принимались ставки 1:42 в пользу Тайсона, естественно). Мало кто верил, что дело дойдет до второго раунда. Для компенсации очевидной скоротечности шоу пришлось даже пригласить группу "Роллинг стоунз".
Семь раундов шла вязкая борьба. Майк все делал как обычно, но соперник почему-то не падал, а в пятом раунде поставил чемпиону здоровенный фингал под левым глазом. В восьмом раунде Майк все-таки достал претендента жесточайшим апперкотом, и несчастный рухнул на настил и пролежал 12 секунд, но благодаря судье дотянул до спасительного гонга. Джеймс Дуглас, в сущности побывавший в нокауте, должен бы в девятом отсидеться, как-то восстановиться, но вместо этого он сразу же ринулся к Тайсону, с остервенением нанося удары. Это было похоже на истерику. Дуглас отбросил все свои тормозные инстинкты и пошел вразнос. Короче, в девятом раунде все было кончено, Майк Тайсон был на полу, свершилось то, что еще несколько минут назад никто не мог себе представить на всей Земле.
911
Выдающийся итальянский вратарь Дино Дзофф (Лошадь) был еще ц классным тренером, он привел к победе в итальянской лиге "Ювентус" "Лацио", подвел сборную Италии к финалу чемпионата Европы, где та чуть-чуть не дотянулась до "золота". Однако на четвертой добавленной минуте французы сравняли счет, а затем забили "золотой гол". И в благодарность за такой успех на Дзоффа обрушилась кошмарная критика, организованная медиамагнатом Сильвио Берлускони (Крыса). С тех пор Дзофф на тренерскую работу так и не вернулся. А ведь ему не было даже 60 лет.
912
Жили-были верные друзья Евгений Гинер (Крыса) и Валерий Газзаев (Лошадь). Оба очень любили футбольный ЦСКА, один им владел, другой его тренировал. Оба в любви знали толк, и результат толковой любви не замедлил сказаться, ЦСКА таки получил золотые медали российского чемпионата.
Долгожданный плод любви очень обрадовал творцов победы. Гинер повесил медаль на стенку и... уволил Газзаева, взяв на его место Артура Жорже из Португалии. Потому что в настоящей дружбе все делается по совести и правде, а правда состояла в том, что Жорже-то лучше тренер, чем Газзаев.
Дальше Жорже быстренько так, накоротке, развалил игру ЦСКА, пришлось Гинеру идти... Нет, не на поклон, конечно, какие уж там поклоны между истинными друзьями. Просто Газзаев сам все понял и прибежал спасать любимый ЦСКА. Да так здорово, что с ходу кубок УЕФА выиграл! Никто внакладе не остался...
913
Помните, какая жуткая драма разыгралась в 1985 году в матче опытного Анатолия Карпова (Кот) и молоденького Гарри Каспарова (Кот). Какой накал векторного драматизма! Сначала 5:0 в одну сторону, потом 5:3, отложенный матч. В чем вектор? А в том, что домашние заготовки Карпову "сдавал" тренер Каспарова Иосиф Дорфман (Дракон). Пока он "сдавал" Каспарова, Карпов гнал счет, а когда отказался "сдавать", тут Карпов и "поплыл".
914
Однажды Тигран Петросян (Змея) и Виктор Корчной (Коза) играли в шахматы в претендентском цикле на первенство мира. Корчной вел в матче со счетом 3:1 и, склонившись над доской, думал над очередным ходом. А Петросян, положив левую ногу на правую, беззаботно покачивал ею под столом, не замечая, что легкая вибрация стола от этого занятия мешает Корчному сосредоточиться.
Тот, естественно, сделал замечание Петросяну. Тигран Вартанович то ли не расслышал, то ли сделал вид, что не слышит. Виктор Львович делает повторное замечание, уже громче. Вновь - ноль эмоций. Тогда рассвирепевший Корчной что есть мочи шандарахнул кулаком по столу, и началась одна из самых громких и скандальных разборок в шахматной истории. Пришлось даже опускать занавес на сцене, люди ж в зале... Судя по всему, удары пришлись не только по столу, но и по Петросяну. Такие вот шахматы...
915
Хоккеист Игорь Ларионов (Крыса) был молод и неопытен, когда попал в поле зрения тренера Виктора Тихонова (Лошадь). Тот долго делал из Ларионова человека, хоккеиста и офицера. Наконец, его труд был вознагражден и Ларионов стал великим хоккеистом, а заодно человеком, возглавившим борьбу за свободу хоккейной эмиграции. Эту борьбу Ларионов со товарищи выиграл по всем статьям. И сейчас мало кто вспомнит, каким громом среди ясного неба было открытое письмо Ларионова к Тихонову ("Огонек"). В какой только гадости лейтенант не обвинил в том письмеце полковника. Тихонов же все стерпел, смолчал и еще много лет продолжал тренировать ЦСКА.
916
Самые знаменитые футбольные дуэты чаще всего были векторными. Московское "Торпедо" и сборная СССР, Эдуард Стрельцов (Бык) и Валентин Иванов (Собака). Их отношения - это дружба и соперничество, ревность и партнерство, а также много-много такого, о чем и не догадаешься. Перед напором их незабываемого тандема трепетала оборона всех ведущих клубов страны. Валентин Иванов - не силовой игрок, но чрезвычайно техничный и хитрый, прозвище имел Балерина. Ну а Стрельцов - это напор неостановимый, впрочем, тоже хитер. Иванову досталось все - медали, слава, тренерская карьера. А вот Стрельцову выпала тюрьма, невероятная народная любовь, море легенд и море слез по несостоявшемуся "русскому Пеле".
917
Фантастическую, немыслимую славу имел дуэт футболистов Геннадия Красницкого (Дракон) и Станислава Стадника (Кот) в городе Ташкенте. Геннадий был огромен, под 2 метра ростом, почти 100 кило весом и при этом имел 39-й размер обуви, что делало его удар не просто пушечным, а убойным. Поставленные в стенки футболисты разбегалиськто куда, ну а те, что не разбежались, рисковали героически пасть на поле футбольном, может, просто в обморок, а может, и в больницу угодить. Что люди, сетки рвались от ударов Геннадия. Он был уникален но без Стадника игра его не шла. Их нельзя было разъединять, Стад- ник был хитер, давал удобные пасы, да и вообще думал за великого, но прямолинейного Гену. Увы, слава дуэта была недолгой, Стадник стал увлекать Красницкого не только игрой, но и выпивкой, пришлось их разлучать, и Геннадий как-то увял.
918
Евгений Еврюжихин (Обезьяна) и Михаил Гершкович (Крыса) в московском "Динамо" и сборной СССР - это вновь великолепный сплав напора и хитрости, а главное - все то же великолепное взаимопонимание. Олег Протасов (Дракон) и Геннадий Литовченко (Кот) в "Днепре" и сборной СССР. Один великий забивала, другой подносчик снарядов. Андрей Тихонов (Собака) с Ильей Цымбаларем (Петух) в "Спартаке" и сборной России. Разумеется, список мог быть длиннее. Но и этих достаточно. Кто разбирается в футболе, тот поймет, насколько эти имена были неразделимы.
919
В современном российском футболе главная надежда на тандем Андрея Аршавина (Петух) и Александра Кержакова (Собака). В "Зените" об их спаянности легенды складывают. А вот в сборную их долго брали по отдельности. То Кержакова возьмут без Аршавина, то Аршавина без Кержакова. Нет предела тренерским заблуждениям. Разбить векторный тандем - это не уполовинить силу, а уничтожить ее.
Наконец, в 2005 году их стали брать парой, и сразу результат: то Кержаков Аршавину голевой пас даст (с Латвией), то Аршавин Кержакову.
920
Из тренерских футбольных тандемов наиболее у нас знаменит союз Анатолия Бышовца (Собака) и Гаджи Гаджиева (Петух), принесших России олимпийское "золото". Явно хорошо себя чувствовал с Георгием Ярцевым (Крыса) Олег Романцев (Лошадь).
921
Что касается иных видов спорта, то тандемы в них не так уж и часты, да и не нужны тандемы ни в легкой атлетике, ни в тяжелой, ни в борьбе, ни в боксе. Разве что братья Кличко, Виталий и Владимир, Кабан и Дракон.
922
Грандиозен был скандал в 2002 году между тренером Олегом Романцевым (Лошадь) и восходящей звездой (19 лет) Дмитрием Сычевым (Кабан). Романцев даже ложился в больницу, Сычева даже дисквалифицировали на полгода. Спортивные конфликты быстро забываются, но, пока идут, горят ярко, шуму было много. А как все хорошо начиналось, как играл Дима в "Спартаке", как в сборной здорово играл. Он был явно лучшим и самым ярким в той сборной на чемпионате мира 2002 года в Странах восходящего солнца и утренней свежести.
923
Могучий скандал на чемпионате Европы в 2004 году возник между Александром Мостовым (Обезьяна) и Георгием Ярцевым (Крыса). Понятно, между игроками и тренерами конфликты неизбежны. Но не в такой же степени и не в таких выражениях. Ярцев кричал, что не знает такого футболиста. Ну и, как всегда, в разруливание их конфликта втянулась вся страна. Особенно постарались журналисты, которые причины поражения свели к отчислению Мостового.
<Назад> <Далее>
|