Структурный гороскоп в вопросах и ответах
Что такое конец истории?
Вопрос этот очень интересный, хотя в такой формулиров-ке встречается редко. В самом деле, большинство из нас при слове "история" сразу же вспоминают школу, учебники, сложенные в ранец, - "Астрономия", "География", "Исто-рия"... А тут вдруг конец истории? Как это? Разве может кончиться астрономия или география? Могут, наверное, но это уже совсем страшно, а вот история может кончиться, и никому от этого больно не будет, наоборот, конец истории станет ощущаться и преподноситься как великое благо.
В самом деле, задумаемся, что мы в первую очередь изу-чаем на уроках истории - бесконечные войны между наро-дами и государствами, восстания и революции... Ну, а те-перь вспомните - разве не является сейчас главной целью человечества прекращение войн, пресечение революций и восстаний. Значит, одна из целей современного человечества - прекращение самых ярких проявлений исторического про-цесса. Далее идут процессы создания и уничтожения госу-дарств, изменение их границ. Но и тут мы видим, что весь мир борется за стабильность и неизменность границ. Ну и так далее... Можно, конечно, сосредоточиться на внутренней жизни государств, но согласитесь, что внутренней жизни все меньше, все больше интернациональных, всемирных ново-стей, люди все менее и менее живут своими местечковыми событиями...
Есть еще история религии, история науки, история искус-ства, но появляется все больше оснований полагать, что и в этих процессах моменты бурного прогресса, бурных пере-ломных свершений уже позади, история уходит в прошлое. Так мы становимся свидетелями и ярыми сторонниками процесса убийства истории. Она явно умирает...
Ну и когда же она умрет? Теоретически эта дата посчита-на - 3625 год. Так что от начала умирания до реальной смер-ти еще 16 веков, очень много. Для чего же нам об этом знать? А для того, чтобы знать вектор движения! Ибо жить вслепую человечество больше не может.
А на что нужно, кстати, 16 веков, если вектор движения определен? Задач, видимо, очень много, но одна из самых главных - это перевод всех стран, идущих в ритме Востока (Япония, Китай, Индокитай), на ритм Запада. Без этого пре-кращение исторического процесса невозможно. Ну, а по-скольку прямой переход с ритма Востока на ритм Запада не-возможен, необходимо будет возникнуть имперскому ритму и в Китае и в Японии, а может, дважды в Китае, по одному в Японии и, например, Корее. Так что старушка история еще потрепыхается. Не исключено даже, что задача перевода восточных государств в ритм Запада станет боевым креще-нием сверхновой практической исторической науки. Ибо, после того как создание науки под названием "теоретиче-ская история" будет завершено, у людей появится возмож-ность вершить историю.
И наконец последний вопрос: хорошо ли будет людям без истории? Безусловно - да! Это будет абсолютно мирное со-общество, без границ, без армий, что-то среднее между меч-тами анархистов и фантастическими утопиями братьев Стругацких. Одно будет плохо - у людей появится явствен-ное ощущение, что главное и лучшее, по крайней мере самое яркое и самое человечное (по множеству грубых ошибок), у человечества уже позади. Так сожалеет о глупой молодости умудренный жизнью старик. Он не в состоянии ошибаться, ибо это глупо, ибо на ошибки уже нет сил!!!
Формально же концом истории можно считать момент, когда все государства Востока перейдут на ритм Запада, че-ловечество создаст глобальный Запад.
<Назад> <Далее>
|