Структурный гороскоп в вопросах и ответах
Нужно ли ребенка приобщать к религии?
Сейчас во всем мире традиционные религии, отступив-шие было в XIX веке, вновь берут реванш, активно захваты-вая все новых поклонников, посягая на человека с самых юных лет. Наше, российское, православие пошло на мощ-ный штурм, отыгрывая все, что потеряло за годы советской власти, возвращая себе монастыри, церкви, время в телеви-зионном эфире, а главное - право судить людей, претендо-вать на знание истины в последней инстанции. Католики ак-тивно продвигают папу римского на роль некоего всемирно-го судии, протестанты тоже не сидят сложа руки. Ну и так далее... Меж тем время традиционных религий подходит к концу. И не то чтобы они так вот разом взяли и ушли из на-шей жизни, ничего внезапно не кончается, тем более само собой. И все же предстоящая в 2025 году всемирная рево-люция одним из главных своих содержаний будет иметь по-терю главенства общественной религии и рождение религии индивидуалистической, на этот раз истинной и окончатель-ной. Храмы сохранятся, но общины развалятся, каждый ста-нет сам за себя, и лишь Бог, как всегда, будет за всех.
Таким образом, накануне грандиозного перелома картина становится особенно контрастной и яркой. А картина такова - каждый ребенок до 12 лет язычник, он истинное творение природы, единое и неделимое с ней существо. Сводить это существо один-другой раз в церковь - вреда не будет, но приобщать его к высоким абстракциям единобожия (ислам, иудаизм, христианство) совершенно немыслимо, его созна-ние природно, и абстрактные идеи единобожия сломают ему мозги, сделают его вялым хануриком, лишат запаса природ-ной энергии. Ему надо общаться с прудами и оврагами, пти-цами и муравьями, червяками и лягушками, но никак не с Богом.
Картина кардинально меняется после 12 лет. Именно в тот момент, когда мозг подростка буквально взрывается от напора мыслей и становится доступен для абстракций любо-го уровня, его надо активно выводить на орбиту единобо-жия. Но ни в коем случае не на уровне догмата и принужде-ния, а на уровне дискуссий и обсуждений. В этом возрасте хорошо все, что рождается в споре. Поскольку религиозные деятели очень хорошие полемисты, их появление в старших классах школы, не в качестве нравоучителей и излагателей истины, освященной веками, а как спорщиков и нестандарт-ных мыслителей, вполне уместно. Таким образом, не исто-рию религии надо излагать, а логику религии, если таковая найдется. Недаром же школьники так тепло воспринимают богословский спор на Патриарших прудах между Берлиозом и Воландом. Дайте возможность старшеклассникам спорить, и они, пусть частично, станут мыслящими верующими, а частично просто мыслящими людьми. И то и другое непло-хо. Что касается духовной или душевной веры в Бога, очень индивидуальной и личной, то ее приход планируется после 40 лет.
Итак: до 12 лет в церкви ребенку категорически нечего делать! После 12 лет церковь должна открыться подростку, но без занудства и назидания, а в форме дискуссии и борьбы интеллектов.
<Назад> <Далее>
|