Структурный гороскоп в вопросах и ответах
Что делать с подростковым нигилизмом, подростковой грубостью?
Многие родители, расслабившись в общении с детьми четвертого возраста (7-12), в пятом их возрасте (12-17) по-лучают неожиданный сюрприз в виде резкого изменения ха-рактера, причем далеко не в лучшую сторону. Ребенок, еще недавно чистый, доверчивый, добрый и достаточно тонкий человечек, превращается в злобного урода, примитивного хама, а то, глядишь, и правонарушителя. Причем самое страшное - это ситуация, при которой контакт между роди-телями и детьми, еще недавно такой прочный и надежный, разрывается, достучаться до ребенка становится совершенно невозможно. В очень острой форме ломка происходит с мальчиками, хотя и с девочкой перемена может быть доста-точно крутой.
Первое, что надо понять, - скорее всего, вы слишком поздно спохватились. Раньше надо было суетиться, вместе ходить на футбол, ездить на рыбалку, штурмовать холмы и горы. Теперь уже суетиться и пытаться наверстать упущен-ное - поздно. А вот не поздно в этом возрасте начать ува-жать в вашем ребенке человека. Каким бы жалким и ни-чтожным ни выглядел подросток 13-14 лет, надо уважать его, уважать как личность, уважать как равного себе - это единственный вариант хоть как-то выправить ситуацию.
Метаморфоза, произошедшая с ребенком, должна про-изойти с родителями также, взаимность метаморфозы очень упрощает ситуацию, вот почему так хорошо, когда 12-летие ребенка совпадает с 40-летием родителя. Та же идеальная разница в возрасте 28-30 лет. Впрочем, к этому вопросу мы еще вернемся. Если же нет совпадения метаморфоз, все еди-но, надо очень резко перестроиться. Главное - перестать от-носиться к ребенку как к ребенку, мгновенно повысив его акции на порядок, сделав его в своих глазах взрослым. Надо хотя бы на время перестать относиться к нему как к родному человеку, перестать опекать, заботиться, крутиться вокруг него, кутать в тепленькое и подкладывать лучшие куски. Отношения должны стать достаточно жесткими и прагма-тичными, причем это не месть или уловка с целью вызвать его нежность, а норма отношений.
Среда обитания после 12 лет - это не семья, хотя ребенок ест и спит в вашем доме, душой и телом он уже не с вами, он там, где его сверстники, со своими подростковыми интере-сами и ценностями. Родители должны это принять и понять, не устраивать конкурентную борьбу, пытаясь перехватить инициативу и замкнуть подростка на себя. Даже если роди-тель победит в этой схватке, то кого он вырастит? Человека, оторванного от своего поколения? Надо отдать ребенка со-циуму, то бишь его тусовке (школе, двору, уличной компа-нии). Если же для вас невыносима такая разлука, то научи-тесь жить подростковыми интересами, станьте болельщиком в подростковых сражениях, сочувствуйте, сопереживайте. Всего подросток, конечно, вам не расскажет, но хоть какую-то иллюзию контроля вы получите.
Но еще раз повторю, раньше надо было подбирать компа-нию, отдав в ту, а не иную школу, отведя в спортивную сек-цию или художественную школу или даже сменив место обитания. Да-да, настоящий родитель не поленится сменить район, город или даже страну обитания для того, чтобы сын не вырос хулиганом, а дочь пустышкой.
И еще одно - попробуйте разделиться по диагонали, крест-накрест. Сына более эффективно вызовет на контакт мать, а дочь - отец. Противостояние сына и отца набирает силу, у сына открываются глаза, и он видит, что отец - это не Господь Бог, а всего лишь человек с целой кучей недос-татков. Аналогичная ситуация у дочери с матерью, и у них есть повод упрекнуть друг друга в неправильной оценке ка-ких-то женских обстоятельств. Перекрестный вариант хо-рош тем, что снимает момент конкуренции, включает опре-деленное притяжение и сочувствие, некую солидарность. Помните песенку, в которой дочь упрекает мать в том, что она не любит папу?
Ну и в довесок некий ассортимент занятий, которые от-влекут подростка от дурной тропы. Если ребенок совсем за-пущен, то его надо сдавать в военное училище. Один из воз-растных парадоксов состоит в том, что от 12 до 17 лет чело-век пригоден для армии больше, чем в возрасте призыва (17-24). Более щадящий вариант - отдать подростка в какое-нибудь учебное заведение с жестким уставный порядком и, разумеется, с отрывом от семьи. На Западе эта система очень распространена, хотя необходимо признать, что она хороша лишь для запущенных подростков. Нормальный подросток должен до 17 лет доживать с папой и мамой, что доказывает теория возрастных мостов. Да и без мостов ясно, что выживут в этих условиях только скороспелки, нормаль-ного ребенка там будут ломать и калечить. Ну, а тех, кто еще вполне излечим, необходимо подсадить на что-то техниче-ское, математическое и фантастическое, мозг должен актив-но работать, и тогда времени на хамство и бандитизм уже не хватит. Компьютер, конструирование, чтение фантастики, ролевые игры, мотоцикл, музыкальная техника. Чем круче и навороченнее все это будет выглядеть, тем лучше.
У нас в России подростковый возраст никогда не был в почете, а вот в США, например, в сторону подростков фак-тически развернута вся культура. Для них снимается боль-шинство блокбастеров, пишется и играется музыка, для них изготавливается гигантское количество товаров... Да и носят они гордое имя тинейджеров, а не каких-то там отроков... Там с подростками явно заигрывают. На мой взгляд, это не-верно, подросток должен ощущать свою убогость и забро-шенность, и тогда он накопит силы для рывка во взрослую жизнь. Убеждать подростка в центральности его положения опасно, вдруг поверит. Тогда - пожизненная инфантиль-ность.
Обобщая все сказанное, надо создать своему ребенку возможность почувствовать себя полноценным участником подросткового сообщества, полностью, впрочем, зависимого от мира взрослых.
<Назад> <Далее>
|