Структурный гороскоп в вопросах и ответах
Должно ли человеку жить в единении с природой?
Вопрос исходит от людей, очарованных пропагандой здо-рового образа жизни, всякими восточными учениями, при-зывающими к единению с природой, и прочими интелли-гентскими течениями мысли.
Увы! Ответ теории будет отрицательным. В единении с природой человеку жить не должно. В своем детстве (от ро-ждения до 12 лет) он действительно мог бы жить в полном единении с природой, но ему постоянно мешают родители, воспитатели и школьные учителя. Вечно они заставляют мыть руки, не пачкать одежду, спать дома, жить в городе, делать уроки и так далее. В таких условиях не объединишь-ся с природой, разве что летом в деревне или на даче, если там оставят в покое с телевизором, велосипедом или еще ка-кой-нибудь механикой. И очень жаль, ибо до 12 лет присут-ствие природы в жизни человека должно быть максималь-ным. Червяк, лягушка, собака, гусь воспринимаются ребен-ком как равноценные участники жизненного процесса. Та-кое напряженное конкурирование и существование с приро-дой очень укрепляет детскую психику.
После 12 лет общение с природой очень быстро теряет былую равновесность. Подросток начинает осознавать свою власть и беспомощность природы. Он уже не сосуществует с природой и не живет внутри ее, он готов жечь и калечить, препарировать лягушек, мучить собак и кошек, ломать ветви деревьев и так далее. Эдакий злобный (или не злобный, но въедливый) естествоиспытатель. Далее, взрослея, человек становится более солидным, но по сути остается все тем же преобразователем природы. Он готов прокладывать шоссе через джунгли, перегораживать и поворачивать реки, срезать холмы и закатывать в асфальт травянистые лужайки.
Только после 40 лет человек постепенно перестает быть властелином природы и превращается в... слугу природы. Многим кажется, что это и есть единение. Увы, это не так, человек начинает прислуживать природе, пытается ей уго-дить, становится для природы как отец родной, отдает долги за сломанные когда-то ветки, вытоптанную траву, замучен-ных котов и раненых птичек. Но это не единение, человек не может жить внутри природы, да и физически с каждым го-дом ему становится все сложнее ходить босиком, ночевать в лесу, плыть по течению реки, забыв про дела, друзей и бро-шенную на берегу одежду.
Ну и к чему весь этот текст? А к тому, что надо скептиче-ски относиться к призывам раствориться в природе. Все эти попытки вернуться к истокам, в далекое языческое про-шлое... Поздно, господа! До 12 лет надо было растворяться. Так что в лучшем случае можете помочь внукам найти свое место в мире бабочек и стрекоз, жуков и ящериц... В мире, в котором когда-то были счастливы и безмятежны сами...
Частным случаем этой же проблемы являются призывы не загружать себя планами, идеями, просто жить, улыбаться каждому дню и прочее в том же духе. Аналогичные призы-вы - жить согласно своему естеству, своей природе. Все эти лозунги звучат безобидно и даже очень мило. В самом деле, разве не в этом суть жизни - выйти из дебрей своих ком-плексов и терзаний, сомнений и дерзаний, расслабиться, найти свое сокровенное, природное, ходить босиком по тра-ве и так далее. Все это прекрасно, но только на пять минут, на денек, на время отпуска. Но потом не забудьте вернуться на магистральную дорогу. Никаких просто жить, никакого естества. Человек создан для того, чтобы покинуть свое ес-тество и жить все более сложно. А простота жизни и естест-венность очень быстро откинут человека назад, в первобыт-ное состояние. Вспомним такой милый, но такой печальный опыт хиппи, которые пошли по пути возврата к естеству и очень быстро превратились в скотов. Очень милых и симпа-тичных, но скотов. Так для этого ли мы пришли на этот свет?
Человек пришел победить природу, и в первую очередь свою собственную природу. Не мир ему надо искать с при-родой, а способность разумно ею управлять.
<Назад> <Далее>
|