Структурный гороскоп в вопросах и ответах
2001 г. Продление жизни
Когда о продлении жизни говорят писатели-фантасты, колдуны-целители или социологи-аналитики, беспокоиться не стоит. А вот когда о продлении жизни человека заводят разговор генетики, то поневоле задергаешься, ибо генетика сочетает в себе чудовищную гуманитарную безграмотность, напор, агрессивность, а также грандиозные материальные и интеллектуальные ресурсы. Никогда еще в истории челове-чества наука о природе не подходила так близко к тому, что ей неподвластно, - к науке о человеке.
К великому сожалению, подавляющее большинство уче-ных, и генетики не исключение, наивно полагают, что чело-век - это всего лишь вершина природной эволюции, пусть высокоорганизованное, но все же животное. Если это так, то к человеку применимы те же методы, что и к овцам, свиньям и мухам-дрозофилам. Частично это так, пока мы лечим че-ловека от вирусов или бактерий (природных напастей), но если мы вздумаем лечить человека от него же самого, то произойдет грубейшее нарушение границ дозволенного. Старая наука на новой территории окажется не просто бес-сильной, но еще и очень опасной.
Друзьям-генетикам (а у меня действительно много друзей среди генетиков) хочется еще раз сказать: человек - это не животное. Человек несет в себе три мира, составлен из трех компонент. К природной компоненте человека относится все, что есть в нем от животного, а также то, что он перевел в систему навыков и привычек (человеческая природа). К собственно человеческой компоненте относится так назы-ваемый разум, способность во всем сомневаться, думать против ветра, вопреки старой реальности, искать и находить нечто не имеющее прецедентов. Наконец, в человеке есть еще и третья, самая загадочная компонента - Божественная. Душа, "особая нематериальная субстанция, независимая от тела, религиозно-мифологическое представление, возни-кающее на основе олицетворения жизненных процессов ор-ганизма" (братья Стругацкие). Доказать существование ду-ши нетрудно, сложнее продемонстрировать ее проявления, понять значение божественного в природно-человеческом пространстве.
Теперь собственно о продлении жизни. Идея долгожи-тельства стара как мир. Человек жаждет жить долго, исходя из общей жадности, не очень точно зная зачем, в общем-то на всякий случай, а вдруг пригодится, подчиняясь инстинкту жажды жизни. Успехов тут много: победили эпидемии, ос-тановили мировые войны, ликвидировали каторжный труд, наладили питание. Человек стал жить дольше, а главное - активнее в старости. Однако в последние годы в процессе удлинения жизни наметился кризис. Дальнейшее "умягче-ние" жизни не дает эффекта. Вновь приходится повышать физические нагрузки, возвращать пище былую грубость, снижать комфортность бытия. Похоже, что штурм долготы жизни кончается, человечество выходит на предельный уро-вень жизни. Большинство специалистов сходится на длине в 100 лет. Ни больше ни меньше. Но горячие головы не уни-маются и требуют генетического изучения проблем старе-ния. Мол, найдем ген старения, растянем это дело раза в полтора-два.
Оставим в стороне социальный и политический аспекты, рассмотрим только возрастной. Одно из главных утвержде-ний возрастного гороскопа состоит в том, что смерть у чело-века не одна. В той или иной степени смертью можно счи-тать каждый возрастной переход, в особенности же катаст-рофичны переходы у мужчин 12 и 40 лет, когда перерожде-ние настолько велико, что впору говорить о смерти одного и рождении другого человека, впрочем с тем же именем и фа-милией. Возникает вопрос - должны мы оттягивать только последнюю (двенадцатую) смерть или же каждый возрас-тной переход нуждается в отсрочке.
Равномерная растяжка всех двенадцати возрастов не вы-держивает никакой критики. Ну кому нужен младенец, со-сущий грудь до трех-четырех лет, или детсады, содержащие четырнадцатилетних дошколят, да еще и средняя школа классов так на двадцать, дабы лет в тридцать пять выдать выпускникам паспорта и отправить кого в армию служить, а кого на институтскую скамью.
Так, может, растянуть только любимые возрасты? Ска-жем, молодость. Танцы до упаду, любовь, путешествия... Хорошая мысль, не правда ли? Однако далеко не всем хо-рошо в инфантильной и дурашливой юности. А главное, толку от этой растяжки никакой. Человек хочет идти вперед, желает умнеть, богатеть, становиться опытнее. Застрять же в вечной молодости - значит остановиться в развитии, а это, может, похуже смерти.
Беспроигрышной кажется идея по удлинению возраста Собаки. В нынешнем варианте это интервал от 31 до 40 лет. На этот возраст приходится воспитание детей, строительст-во дома, рождение гениальных идей. Это период внутренне-го и внешнего новаторства. Безостановочная гонка, ни дня покоя. Однако, удлинив возраст, мы опять ничего не доби-ваемся. Программа-то остается прежней. Гонка не прекра-тится, только затеяно дел будет в два раза больше, в два раза больше израсходовано сил.
Удлинять возраст Змеи (ныне это интервал 40-55 лет) со-всем глупо, он хоть и несет реализацию всех проектов воз-раста Собаки, но жутко портит здоровье, да и настроение ухудшает. Скажем прямо: дрянь возраст!
Что касается последних трех возрастов, они и так длинны и заунывны, и проблема не в том, как их продлить, а в том, чем их заполнить. У подавляющего большинства стариков есть здоровье, но нет смысла жизни. И болезни идут скорее от пустоты и ненужности, чем от генетического старения.
Одним словом, речь неизбежно пойдет не о растягивании жизни, а о перепрограммировании человека, создании го-мункула, в чем генетикам я удачи не пожелаю, ибо ее у них не будет.
Разобравшись с беспомощностью современной науки пе-ред проблемами старения, обратимся к более серьезным ве-щам, а именно к законам подобия, с помощью которых можно сконструировать истинную генетику бессмертия.
Разум - это центральное свойство человека, однако удельный вес разума в человеческой жизни очень мал. Дол-гое детство человек уподобляется высокоразвитому живот-ному, все обретает и обретает навыки. Далее, уже получив способность удивляться, сомневаться, протестовать и идти против всех, человек все еще ведет себя по старому, подчи-няясь более стадным правилам, чем собственному разуму. Наконец робкий поначалу интеллект обретает силу и резкой вспышкой озаряет жизнь мужчины с 30 до 40 лет. Вся даль-нейшая жизнь - это та или иная форма эксплуатации умст-венных постижений возраста Собаки. При этом человек лишь делает вид, что разумен, на деле же он, потеряв спо-собность удивляться и сомневаться, уверовал в когда-то об-ретенную истину.
Такое строение человеческой жизни, с очень ярким и кро-шечным человеческим ядром, имеет по крайней мере три очень точные аналогии. Строение человеческой истории, строение мироздания, жизнь вокруг жизни.
Начнем с человечества. Долгое время оно существовало без способности к новаторству, прогрессу, вообще какому-либо преобразованию мира. Когда в XIII веке до нашей эры начался процесс объединения, родилась идея, поднявшая человека над природой, ничего внешне не изменилось. Дол-гое время рожденное качество жило внутриутробно, никак себя не проявляя. В V веке нашей эры новая революция, об-щечеловеческий разум наконец-то начинает действовать от-крыто. И вновь от этого почти никакого толку. Эра бурного прогресса начинается лишь в XVII веке. Человеческий разум не просто окреп, он затмил все остальные качества, природ-ное и божественное в человеке задвинуты очень глубоко внутрь. Буря прогресса вскоре стихнет (первый импульс торможения уже после 2025 года). Человечество ожидает снижение новаторства, снижение экспансии, мы на пороге зрелости, размеренной, продуманной. Отныне мы будем не столько открывать новое, сколько сворачивать ненужные исследования.
Теперь представим, сколь же мал период царства разума (1625-2025) в общей истории человечества. Просто песчин-ка.
Для разъяснения этой ситуации стоит обратиться к систе-ме трех миров. Прошлое человечества символизирует Вос-ток, с его размеренностью, патриархальностью и нежелани-ем перемен. Настоящее человечества символизирует ритм Империи, с его маниакальной тягой к разрушению всего старого и поиску чего-то небывалого. Будущее человечества - это Запад, лёгкая эволюционность, тяга к покою, комфор-ту, всеобщей уравновешенности.
Осознав общую структуру жизни, мы можем наконец-то оценить общее значение человека в структуре мироздания. Конечно же человек никакая не вершина природной эволю-ции, он центральное звено, связующее безбрежное Море природы со столь же безбрежным морем Божественного ми-ра. Человек мал, как песчинка, но он неизбежен и централен, без него энергия из природного мира в мир Божественный не перетекает. Это так же достоверно, как достоверна невоз-можность перетекания Востока в Запад напрямую, без про-хождения имперского ритма. Какова механика перетекания - это другое дело, может быть, Богу нужен некий массив наших душ, бог знает.
Наконец последнее: жизнь до рождения и жизнь после смерти. Одним из главных доказательств того, что нет за-гробной жизни, является отсутствие жизни до рождения. До Империи был Восток, до рождения единого человечества был Египет и Вавилон, до появления человека как вида были крокодилы и черепахи. Однако это доказательство недорого стоит. Доимперская эпоха характерна именно беспамятст-вом. Где хроники Вавилона и Египта, где их священные книги? Наконец, та же самая генетика уже доказала сущест-вование генетической памяти, накопление в поколениях не-кой родовой и даже национальной информации. Структур-ный гороскоп со своей стороны утверждает, что новорож-денный приходит к нам не из ничего, а из пространства, в котором по крайней мере есть время, звук, свет... Так что жизнь до рождения была. А раз так, то поверим и в жизнь после смерти.
Таким образом, за официальной старостью и официаль-ной смертью нас ждет еще одна старость - Божественный мир. Комфортность этой дальней старости зависит от нара-боток этой жизни. Содержание загробной жизни также не будет слишком неожиданным (все неожиданности кончают-ся в этой жизни), там придется отрабатывать свои же дела, вести свои же темы.
Такова реальная генетика если не бессмертия, то очень-очень долгой жизни.
<Назад> <Далее>
|