Структурный гороскоп в вопросах и ответах
2002 г. Смысл жизни (дойти до конца)
Один из самых великих и страшных соблазнов, который одолевает человека, - это стремление застрять в каком-то определенном возрасте и не пойти дальше по возрастной ле-стнице. Помните, как в песне: "Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым".
Некоторая часть уголовного мира - это люди, навсегда застрявшие в возрасте Быка (12-17).
Еще больше желающих застрять в возрасте Крысы (17-24). Это вечные длинноволосые хиппи, рокеры в обоих смыслах (мотоцикл и рок-музыка), барды, поклонники веч-ной любви и прочая гвардия вечно молодящихся горнолыж-ников, серфингистов и аквалангистов.
Застрять в возрасте Кабана (24-31) в определенном смыс-ле даже почетно, ибо это возраст великой эрудиции и интел-лектуального блеска. Большие умники, любители порассуж-дать, покрасоваться - все оттуда. Вся наша телевизионная тусовка, сколько бы ни было человеку - 30, 40, 50, 60, - все оттуда.
Возраст Собаки (31-40) фиксирует самых достойных лю-дей. Это строители нашей жизни, те, кто более всего увлечен работой, семьей, воспитанием детей. Не будем лукавить, большинство людей мечтают навсегда остаться в этом ак-тивном, суровом и благородном возрасте.
Возраст Змеи (40-55) не кажется привлекательным - странные болезни, депрессии, внутренняя пустота, малоду-шие. По общему мнению, возраст Змеи самый страшный в жизни мужчины. Однако соблазн застрять в этом возрасте тоже существует. В нем глубина малодушия столь велика, что вроде бы все дозволено. Можно быть слабым, безответ-ственным, претендовать на роль непонятого гения. Не каж-дому хватает сил обрести новое мужество и по полной про-грамме идти в следующие возрасты.
Возраст Дракона (55-70) прибежище для солидного наро-да. Начальники и властители всех мастей в этом возрасте как сыр в масле. Настоящий начальник никогда не покинет воз-раст Дракона, ему легче умереть на боевом посту, чем уйти на пенсию. А уходить надо, потому что впереди возраст Ко-та (70-85). Причем сейчас мы в основном знакомы с ною-щей и плачущей версией этого возраста - чахлыми и полу-дохлыми пенсионерами. Но недалеко то время, когда рас-кроется истинный смысл возраста, - ведь Кот самый вели-кий гуляка, сластолюбец и мастер на всякие шутки. Мир со-дрогнется, когда медицина даст возможность гулять 80-летним старикам.
Однако прощание с прелестями жизни не последний акт. Есть еще двенадцатый возраст (85-100), самый главный, са-мый важный, войти в него сложнее всего, осуществить его задачи почти немыслимо. Но только тот, кто пройдет этот возраст, дойдет до конца мира, или же до его начала, что, собственно, одно и то же. Таким образом, смысл жизни не в ее продолжительности, а в том, чтобы ни разу не повернуть назад, ни разу не остановиться, сколь бы сомнительными ни казались идеалы следующего возраста. Об этом книга брать-ев Стругацких "Град обреченный" (разумеется, сами братья подразумевали иное, но у читателей свои права, и ими надо пользоваться).
Первая часть. "Мусорщик". Как ни странно, речь о воз-расте Крысы. Всеобщее братство, веселая компания, общие на всех деньги и еда, танцы, попойки, а главное, идеалы, ве-ликие цели, ради которых стоит жить и бороться. Правда, тут же самоубийство Дональда. Ну так ведь возраст Крысы знаменит пиком суицида. Причина самоубийства не имеет значения. Что касается названия, то есть в Крысе нечто му-сорное. Знак-то эмпирический, тащит всякий хлам в голову, в квартиру, в мир... Кроме того, весь порядок в Городе в первой части весьма абсурдный, что вполне соотносится с Крысой, матерью театра абсурда. Появление в конце первой главы обезьян просто-таки потрясает, ведь хозяином Крысы является именно Обезьяна.
Причем поначалу обезьяны кажутся воплощением ада, но вскоре оказываются вполне безобидными. Профессии лю-дям подбирает распределительная машина. Это также гени-ально точно, ибо по теории фатализм возраста Крысы имен-но в слепом на первый взгляд распределении абитуриентов по профессиям.
Вторая часть. "Следователь". Это уже девятый возраст - возраст Кабана (24-31). Название соответствует идеально, ведь Кабан, как Кот и Коза, сыщицкий знак. Главный герой уже не благодушный романтик и идеалист, он занят серьез-ной работой, однако с работой что-то не так. Она не подхо-дит герою по складу темперамента, по типу его мышления. Парадоксально, но для возраста Кабана это идеальная си-туация. Главная карьера в этом возрасте еще не начинается.
В этой же части появляется блуждающее "красное зда-ние", герой играет шахматную партию своей жизни, в кото-рой начинает жертвовать идеалами и друзьями. И вновь пу-гающие совпадения. Блуждающий дом - символ Кабана, шахматы - также символ Кабана. Ну и наконец, первые из-мены юношеским идеалам - все это возраст Кабана.
Искренняя любовь первой части трансформируется в не-что безразмерное и не ограниченное правилами. Это идет привычный для Кабана развал моральных границ и макси-мально широкий сексуальный поиск.
Ночные диспуты о жизни и смерти - все это в возрасте Кабана. Появляется мощная индивидуальная компонента. То, что происходит с человеком в Красном доме, абсолют-ная тайна, интимная подробность. Каждый видит происхо-дящие события по-разному. Это то, чего не было в возрасте Крысы, там все видели одно и то же.
Главный герой совершает первый в жизни подлый посту-пок, лишаясь в этом смысле невинности. Это тоже возраст Кабана, должна растаять главная иллюзия - по поводу соб-ственной нравственной чистоты.
Ключевые слова в устах Наставника: "Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не ошибки опасны - опас-на пассивность, ложная чистоплотность опасна, привержен-ность к ветхим заповедям! Куда могут вести ветхие запове-ди? Только в ветхий мир". Тут все - безжалостность Кабана, его пионерство, закрытость, доходящая до аморальности, активный мощный темперамент.
Часть третья. "Редактор". Самая короткая часть. Самая серая и нефантастическая, что точно соответствует возрасту Собаки (31-40). Название "Редактор" не должно смущать, ибо речь идет не просто о редакторе, а о главном редакторе, руководителе газеты, по сути политическом деятеле.
Правила возрастной последовательности вновь соблюде-ны, анархии и бардаку, а заодно демократии в этой части нанесен сокрушительный удар, что вполне соответствует волевому характеру Собаки. Это самый бескомпромиссный знак, а потому борьба особенно остра. Все люди оценивают-ся по законам чести, преданности. Даже шлюха превращает-ся в преданную и заботливую жену. Преданность демонст-рируют и все остальные герои. Апофеоз борьбы и дружбы. Даже антигерой "Редактора" говорит: "Встанем плечом к плечу! Наше оружие - единство! Наше оружие - правда!"
Главное событие части - отключение солнца и последо-вавшая затем революция (Поворот). И то и другое как раз символизируют центральное положение части, центральное положение возраста, теперь вся жизнь делится на события до и после Поворота. Отключение солнца - это также от-ключение энергии оптимизма и ощущения безграничности жизни. Возраст потому центральный, что ты понимаешь - пора найти главное дело жизни, хватит верить в дальние перспективы.
Четвертая часть. "Господин советник" - возраст Змеи (40-55). Сложнейший возраст, сложнейшие, противоречи-вые явления. Внешнее благополучие и внутренний обвал. Вновь, как и в возрасте Крысы, самоубийство, но теперь уже причина - отвращение к всеобщему сытому самодовольству. Главный герой как раз сыт и всем доволен, но и ему не дано продолжить удачливую и шикарную жизнь, он вынужден идти в далекий и тяжелый поход, бросая жену, любовницу, ковры, увешанные коллекционным оружием. Так начинается главный путь человека. Он планируется весь целиком до са-мого конца. Один говорит: "Да ничего там нет! Холодина там, вечная ночь, ледяная пустыня... Обратная сторона лу-ны". Другой говорит про существование там, за горизонтом, некоего Антигорода, где все как у нас, но наоборот. Короче говоря, "десяток страшных легенд и полная неизвестность".
Сама операция хождения на север называется "Зигзаг", хорошее название для Змеи и всего, что она несет. Военный поход (Змея - знак военный), коллекция боевого оружия - символов возраста множество. Но главное - это пустой Красный дом. Никого в нем не осталось, запустение, гнилье. "Все, конец, - говорит главный герой, - одни крысы бега-ют". Это то, что испытывает каждый мужчина в возрасте Змеи, - полное внутреннее опустошение. Потеря всех связей с жизнью. В дальнейшую жизнь он идет пустым.
Часть пятая. "Разрыв непрерывности". Оборотная сторона возраста Змеи - жара, жажда, понос, холодный липкий пот, одиночество, всеобщее дезертирство, саботаж, предательст-во, малодушие, подлость, постоянное стремление повернуть назад. Должность все та же - господин советник. Самое главное - Наставник становится немым, он все еще с героем, но уже ничего не говорит.
И конечно же главный вопрос книги Стругацких, данной публикации, да и всей жизни человека: идти ли дальше или поворачивать оглобли назад? Ради этого момента братья пи-сали книгу, а я статью. Надо обязательно идти вперед и ка-тегорически не допускать мысль, что уже ничего хорошего впереди не будет.
И тут происходит обещанный разрыв непрерывности, по-давляющее большинство людей не идет дальше возраста Змеи, для великого похода они погибают. О возрастах Дра-кона и Кота говорится вскользь. Возраст Дракона - это раз-гуливающие статуи, первая же найденная библиотека. Город Тысячи Статуй и конечно же Пантеон с его философскими соревнованиями. Далее выключается время, что столь же важно для понимания Дракона - знака, стоящего вне време-ни. "Жаркая, уставленная пустыми постаментами площадь, и ледяная тьма Пантеона, и слепые статуи за бесконечно длинным столом... закрутила, завертела гадская сила, замо-рочила, одурманила..." Поразительно, но, несмотря на абсо-лютную безвыходность положения героя, никаких мыслей о самоубийстве. "Никогда раньше он не знал, что можно так сильно хотеть жить". Так на смену змеиной черноты прихо-дит космический Оптимизм. Наставник уходит, теперь уже навсегда.
Возраст Кота (70-85) - это, безусловно, Башня, Павильон и, наконец, Хрустальный Дворец. Бассейн с подсвеченной водой, море самой замечательной еды и чудодейственной техники, загорелые юные девы. Чтобы оставить Хрусталь-ный Дворец и идти дальше, нужны неимоверные силы, ну-жен подвиг. Ну, а у тех, кто там остается навсегда, "хари от задницы не отличишь".
В возрасте Тигра, в голой пустыне наступает абсолютное равнодушие к смерти. Описывать нечего - жара, безводье, пустота. Такова внешняя сторона двенадцатого возраста, возраста великого, всепобеждающего Духа.
Слова героя, а может, и самих Стругацких: "Почему мы должны идти вперед? Почему мы все-таки, и несмотря ни на что, должны идти вперед? Ведь ни один человек еще не про-шел этот мир из конца в конец: от джунглей и болот до са-мого нуля... А может быть, вообще вся эта затея только для того и затеяна, чтобы нашелся такой человек? Чтобы про-шел он от и до?"
<Назад> <Далее>
|