www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Глава 1
ТРИ ПЕРИОДА БРИТАНСКОЙ РОК-МУЗЫКИ

Исходным годом в истории "британского рока" и всей рок-музыки как исторического явления нами представляется верным считать 1957 год. Свою точку зрения мы обосновываем следующими фактами из музыкальной жизни послевоенного периода.

В то время, как в середине 50-х гг. по обе стороны Атлантики молодежь была полностью поглощена стихией рок-н-ролла, в британской подростковой среде параллельно шло увлечение музыкой скиффл. Не имея возможности купить настоящие инструменты, английские юноши либо сами их конструировали, либо использовали, помимо обычной акустической гитары, разные подручные предметы, как то: стиральные доски, расчески, кастрюли, вместо баса - натянутую на палку веревку. По музыке скиффл представлял из себя причудливую смесь американского стиля кантри-энд-вестерн и британских фольклорных традиций. На этих же инструментах можно было исполнять и рок-н-ролл. Скиффл-группы плодились с невероятной скоростью. Причем скиффл можно считать чисто британским явлением. Каждый из членов легендарной "ливерпульской четверки" имел предварительный опыт игры в различных скиффл-группах. Ключевым событием начала эпохи рока явилась историческая встреча в июле 1957 г. Джона Леннона и Пола Маккартни - в результате их объединения на базе ленноновской скиффл-группы THE QUARRYMAN и начинается ЭПОХА BEATLES. Скиффл, таким образом, следует считать одним из источников рока. Заработав на инструменты, многие парни из скиффл-групп к 60-м гг. превращались в профессиональных музыкантов бит-групп.

Другим "составным источником" рока является ритм-энд-блюз - музыкальное направление, сформировавшееся во второй половине 40-х годов, - исполняемый преимущественно черными музыкантами и культивировавшийся в США. В середине 50-х в Лондоне появились свои музыкальные коллективы, играющие ритм-энд-блюз. Прорывом в блюзовой монополии североамериканцев явилось в 1957 г. первое совместное выступление британского джазового певца Криса Барбера (Chris Barber) с маститыми блюзменами, приглашенными в Англию из-за океана для серии концертов.

В составе CHRIS BARBER JAZZ BAND был и Алексис Корнер (Alexis Korner). Вклад А.Корнера в становление рок-музыки, несомненно, велик. Созданный им в начале 60-х гг. BLUES INCORPORATED был первым в истории рок-музыки коллективом белых музыкантов, исполнявших на электроинструментах традиционный негритянский блюз. Его школу ритм-энд-блюза в разное время с 1962 по 1967 год прошли такие будущие звезды рока, как Mick Jagger, Brian Jones, Keith Richards (ROLLING STONES), Eric Burdon (ANIMALS), Paul Rogers (BAD COMPANY), Robert Plant (LED ZEPPELIN), John McLaughlin (MAHAVISHNU ORCHESTRA).

Таким образом, в двух городах Англии, в Ливерпуле и Лондоне, параллельно формировались две мощные музыкальные струи: бит-музыка, взращенная из скиффл, в Ливерпуле и британский ритм-энд-блюз в Лондоне. Эти две струи, слившись впоследствии в мощный поток, и дали в результате тот феномен, которым является бри танская рок-музыка.

В чем же отличие этого нового явления от того, что называлось рок-н-роллом? Остановимся только на двух как нам представляется, фундаментальных различиях ибо остальные, на наш взгляд, являются вытекающим из этих двух.

Первое - это то, что в роке, а особенно в первой фазе его развития, в ансамблях, заимевших к 60-м гг. статус бит-групп, совершенно новую функцию обретает электрогитара, становящаяся как бы самостоятельным членом музыкального коллектива и своеобразным центром сценического действия. Хотя электрогитара еще в 40-х годах и утвердилась в ритм-энд-блюзовых ансамблях, но ее подлинные возможности были продемонстрированы именно рок-музыкантами. Появление электрогитары можно расценивать как подлинную музыкальную революцию. (В дальнейщем роль музыкальных технических средств в роке возрастает еще в большей степени.)

Второй существенный отличительный момент состоит в том, что, начиная с BEATLES (еще в составе THE QUARRYMAN Леннон и Маккартни к концу 1958 г. сочинили и исполнили уже около 50 своих песен), рок-му-зыканты сами сочиняют музыку и тексты, сами же и исполняют свои произведения. На кумиров же рок-н-ролла работали целые бригады: композиторы, авторы текстов, аранжировщики, аккомпанирующие составы, дирижеры и пр.

В этой короткой главе мы дадим лишь общую оценку каждого из трех периодов "британского рока", не вдаваясь в подробный анализ всех важных событий внутри каждой 12-летки. Делая акцент на годы ПЕТУХА (1957, 1969, 1981), мы тем самым попытаемся обозначить "водораздел" и обосновать отличительные признаки каждого периода, начало формирования которых приходится на указанные годы, трактуемые структурным гороскопом как переходные.

Первую 12-летку, как уже говорилось выше, видимо совершенно бесспорно можно назвать ЭПОХОЙ БИТЛЗ. Ранний состав BEATLES (пока без Ринго Стар-pа), набрав обороты уже к 60-му году, новый 1961 год встречает в ранге лучшего из более чем 350 (!) бит-коллективов Ливерпуля. Не прав был шеф авторитетной лондонской пластиночной фирмы "Decca", сообщивший после прослушивания пробной записи BEATLES, что звучание ансамбля оставляет желать лучшего и что вообще "группы гитаристов выходят из моды". Он "не понимал" исторического процесса. Зато, благодаря неуемной энергии менеджера BEATLES Брайана Эпстейна (Brian Epstein) и его, может быть, даже гениальному чутью, мир узнал о BEATLES, а через них узнал и что такое рок-музыка. Ибо BEATLES шли в авангарде, они предопределили все ее основные тенденции: и лирическую, и интенсивный хард-роковый бит, и электронные эксперименты, и укрупнение формы до размеров песенного цикла (альбома), и студийные поиски, и обращение к классической и авангардной музыке, и "психоделию", связанную с освоением индийской традиции, и т.д.

По мнению большинства специалистов и любителей, пика своего творчества BEATLES достигли в 1967г., записав знаменитый альбом "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера", но и каждая их следующая совместная работа не оставляла сомнения в том, что БИТЛЗ создают высокое искусство.

Динамика развития каждого двенадцатилетия такова, что в конце его (согласно структурному гороскопу) должен ощущаться естественный спад, некий "кризис жанра", что и подтверждается на примере флагмана своей эпохи.

В этой связи любопытно проследить взаимоотношение британской и американской линий развития в роке. Как раз образовавшееся подобие ниши (как и в последующих периодах) заполнили ущемленные в потерянном лидерстве американцы. Именно к 1967-1969 гг. вырастают до уровня звезд мировой величины такие американские исполнители, как Jimi Hendrix, Janis Joplin, DOORS, CREEDENCE, популярность которых была велика в эти годы и в Европе.

Как известно, от начала XX века североамериканцы имели непоколебимый авторитет в мире: джаз, блюз, ритм-энд-блюз и, наконец, рок-н-ролл - все это американские "изобретения". И вдруг такой казус в 60-х...

BEATLES завоевывает Америку с 1964 г., после чего начинается "британское вторжение" (гастроли в США ROLLING STONES, HERMAN'S HERMITS, YARDBIRDS, KINKS, ANIMALS и др.).

BEATLES внимательно изучают творчество их единственного достойного в эти годы заокеанского конкурента Боба Дилана (Bob Dylan), впитывая некоторые его творческие идеи, а также постигают богатейший материал лучших представителей американского ритм-энд-блюза.

В свою очередь и Боб Дилан как истинный художник и новатор внимательно присматривается к BEATLES. В результате в 1965 году он впервые берет в руки электрогитару и круто меняет свой стиль, чем шокирует поначалу своих земляков-поклонников.

Поражал тот факт, что развивавшиеся до XX века, практически не соприкасаясь, афро-американская и английская, чисто европейская музыкальные традиции вдруг продемонстрировали многочисленные языковые точки соприкосновения.

Были ли в рассматриваемую 12-летку конкуренты у БИТЛЗ на родине? Пожалуй, это можно сказать о ROLLING STONES, и то лишь в известной степени. Возможно таковой была известная английской публике, но малоизвестная нам, группа SEARCHERS, работавшая в такой же манере. Может быть, WHO, возглавившая к середине 60-х молодежное движение "модов". Но BEATLES делали очередной рывок в виде "Hard Days Night" или "Help" и вновь оставляли конкурентов позади. Их многочисленные творческие находки и ошеломляющий успех у молодежи давали колоссальный импульс молодым коллегам по цеху для поиска своих творческих путей и самореализации.

Непосредственно после 1965 г. вырастает масса ансамблей и солистов со своим оригинальным творческим лицом, многие из которых обретут ранг "звезд рока" к началу второй 12-летки: PINK FLOYD, Rod Stewart, Elton John, Dawid Bowie, Keith Emerson, Alex Harvey, Gary Glitter, Manfred Mann.

Вполне достойно выглядят и обретают высокий статус у публики уже в 1965-66 гг. группы ZOMBIES, FAMILY и, особенно CREAM. Успешно развивают блюзовую линию 10 YEARS AFTER, FLEETWOOD MAC, John Mayall.

Вулкан проснулся. В социально-психологическом плане происходило изменение состояния молодежного сознания. Рок-музыка стала наиболее точным средством отражения "молодежной контркультуры", этого феномена послевоенных лет. (Может быть, начало его тоже приходится на год ПЕТУХА?)

Но настоящее извержение происходит в 1969 г. Этот год - исходная дата второй 12-летки, именуемой нами ЗОЛОТЫМ ПЕРИОДОМ РОКА. Символично то, что именно в марте переломного 1969 г. с интервалом в одну неделю Маккартни женится на Линде Истмэн, а Лен-нон - на Йоко Оно. Вступив в брак, Пол и Джон как бы дают понять (и фактически так и было), что BEATLES для них уже не является главным делом, и что у них начинается новая жизнь. Дальнейшее же существование ансамбля является уже чисто формальным.

В рок-музыке же после некоторого спада и утраты лидерства в соперничестве с заокеанскими звездами рока вновь резко перехватывают инициативу англичане.

Стремительно, подобно всесокрушающему шквалу врывается в музыкальный мир LED ZEPPELIN. Выходит их первый альбом. Без ложной скромности, и, видимо, не без оснований, члены LZ объявили себя "первой рок-группой мира".

На 1969 г. приходится запись диска "Stand Up" JETHRO TULL, пo мнению многих - лучшего из их творчества. Престижный английский музыкальный журнал "Мелоди Мейкер" назвал JETHRO TULL вторым рок-ансамблем мира.

В 1969 году образуется и записывает свой, правда единственный, альбом английская супергруппа BLIND FAITH, составленная из уже известных к тому времени музыкантов-виртуозов (Eric Clapton, Steve Winwood, Ginger Baker, Rick Grech).

Вышедший в том же году дебютный диск группы KING CRIMSON "In The Court Of Crimson King" потряс слушателей филигранной отточенностью исполнения и необычным для рок-группы звучанием.

Издает высокопробный альбом под названием "Let It Bleed" набирающий обороты ROLLING STONES с новым, заменившим умершего Брайэна Джонса (Brian Jones), гитаристом Миком Тэйлором (Mick Taylor). У РОЛЛИНГОВ начинается триумфальный период.

Нa переломный 1969 г., год принятия решений, приходится образование многих маститых впоследствии коллективов: BLACK SABBATH, NAZARETH, URIAH HEEP; переходы из группы в группу музыкантов, предопределяющие последующий взлет: в DEEP PURPLE приходят Ian Gillan и Roger Glover; Keith Emerson pac-пускает группу NICE и принимает решение с бывшим музыкантом KING CRIMSON Грэгом Лэйком (Greg lake) о создании трио; Tony Iommi (BLACK SABBATH) питается заменить ушедшего гитариста JETHRO TULL Мика Абрахамса (Mick Abrahams), затем, правда, возвращается назад. Steve Marriott уходит из SMALL FACES и образует группу HUMBLE PIE - на его место приходит Rod Stewart. В VAN DER GRAAF GENERATOR приходит саксофонист. К 1969 г. разваливаются CREAM, SHADOWS, YARDBIRDS и др.

Выходят дебютные альбомы музыкантов, впоследствии и определяющих лицо "золотого периода": GENESIS, YES, SLADE, FREE, VAN DER GRAAF GENERATOR; сольные альбомы Рода Стюарта и Элтона Джона (Elton John).

К переломному 1969 г. уже вырисовывается солидное количество декларируемых направлений (часто не имеющих каких-либо существенных принципиальных различий, но создающих иллюзию многообразия). Не вдаваясь в терминологические дебри, в самом общем виде их можно свести к таким явлениям, как "хард-рок", "джаз-рок", "арт-рок", "авангардный", "концептуальный" и "электронный" рок. Им были свойственны поиски новых средств выразительности и новых стилистических жанровых контактов.

Появление джаз-роковой струи было ближе по духу американцам. (Родоначальником стиля принято считать американского трубача Майлза Дэвиса (Miles Davis), точнее, его диск 1969 года "Bitches Brew".) Но весьма немалый вклад в становление джаз-рока внес англичанин Джон Маклафлин, кстати, перебравшийся в 1968 г. США и перекрестившийся в индуса "Махавишну" (вроде как и не англичанин, и не американец).

Знаменательным оказался также тот факт, что 1969 г. фирма "Columbia" стала выпускать серию пластинок "андеграунда" (собственно говоря, "авангардного рока"), музыкального течения, пытавшегося найти нетрадиционные пути в музыке и долгое время подчеркнуто ориентировавшегося на узкий крут слушателей, принципиально не признавая коммерческого успеха.

Из явлений "концептуального рока" значительным событием явилось создание в 1969 г. первых рок-опер "Томми" (WHO), "Артур" (KINKS). В этом же году Тима Райса (Tim Rice) и Эндрю Ллойд Вебера (Andrew Lloid Weber) рождается замысел создания истинного музыкального шедевра "Иисус Христос - суперзвезда", 1971 г. в очередной раз покорившего Америку.

И, наконец, 1969 год запомнился тем, что с 15 по 17 августа в Вудстоке состоялся самый грандиозный фестиваль в истории рока, куда съехалось много именитых английских и североамериканских исполнителей и на площади в 243 гектара в течение трех дней по 12 часов ежедневно 400 000 зрителей внимали искусству рока.

Если же говорить о музыке этого периода, то это предмет отдельной статьи. Скажем лишь, что, видимо многие из нас, кому за 40, ностальгически вспоминают то прекрасное время, это море музыки высокой пробы на все вкусы, эти многочасовые бдения у магнитофонов и стереопроигрывателей, когда дрожащими руками, бережно из конвертов извлекался новенький диск PINK FLOYD... или PROCOL HARUM... (И все эти дьяволы англичане!) Ладно, не будем об этом...

В этот период казалось, что такое обилие направлений и рок-групп, практически каждой со своим оригинальным почерком, сделало все, что можно придумать роке...

И действительно, к последней трети 12-летки вновь намечается определенный кризис, и как результат панк-рок, с одной стороны, и диско - с другой, отмеченные печатью деградации рок-стилистики ("диско" - вообще не следует считать рок-музыкой). Тем не менее, несмотря на распад к этому времени ряда выдающихся рок-коллективов и исчерпавшееся в поисках новых идей звучание "оставшихся в живых", вплоть до 1980 г. можно отметить еще много замечательных произведений и концертов действующих рок-исполнителей. По-прежнему хороши и свежи вдохновением ROLLING STONES, YES, JETHRO TOLL, Dawid Bowie, Rod Stewart.

В возникшей на гребне "панковского шторма" новой волне появляется целая плеяда отмеченных талантом и свежестью дыхания музыкантов-исполнителей: РОLICE, MADNESS, CLASH, UB-40, Ian Dury, Elvis Costello. Ужe сложившиеся направления достойно развивают исполнители с новыми именами DIRE STRAITS, Kate Bush, Shakin' Stevens.

Как и в предшествующей 12-летке в третьей фазе на фоне общего спада уровня британского рока на музыкальном рынке в топах все чаще появляются имена как континентально-европейских, так и американских представителей (к тому же последние живо среагировали на "диско"). Особенно окреп во второй половине 70-х американский джаз-рок (WEATHER REPORT, Chick Cогеа, "сменивший национальность" John McLaughlin). Этими коллективами были созданы истинные шедевры как раз в то время.

Весь 12-летний период отмечен полистиличностью и эклектикой, расширением границ в использовании инструментария, а главное, огромным энтузиазмом как исполнителей, так и поклонников рока. В этот период рок становится особым мироощущением, стилем жизни и в максимальной степени социальным явлением. Именно в "золотой период рока" во весь голос проявляют себя такие прогрессивные молодежные течения как "Рок за мир" (С подачи Дж. Леннона и Й. Оно), в нем активно участвуют JAM, BEAT, Peter Gabriel, SPECIALS, XTC, Ian Dury, STRANGLERS, BAD MANNERS и др.; "Рок против фашизма" и "Рок против расизма" - Peter Gabriel, Alexis Korner, Elvis Costello, WHO, CLASH и др.

И опять-таки, разве не символично то, что именно на конец "золотого периода" приходится смерть (25 сентября 1980 г.) Джона Бонэма - ударника "первой группы мира" LED ZEPPELIN, вскоре после чего последовало официальное сообщение, что LZ больше не существует? А также, вслед за этим событием, убийство (8 декабря 1980 г.) "бунтаря", "духовного отца рока" Джона Леннона, спевшего незадолго до гибели свою "лебединую песню" в форме замечательного диска "Double Fantasy" ? После этих двух смертей многие задались вопросом: "А не умер ли рок вообще?.."

...Но рок еще дышал. И с 1981 г. начинается третья (может быть, заключительная?) 12-летка.

Тихая революция 1981 г. может быть отмечена следующими явлениями и событиями.

В социокультурном плане эта метаморфоза проявляется в том, что с начала 80-х гг. у молодежи появляются неоконсервативные умонастроения: наметилось массовое возвращение молодежи в лоно семьи. Эволюция контркультуры к 80-м гг. выразилась в мотиве, который реализовался в гедонистическом программном требовании "Счастье немедленно!" наряду с параллельно существующим, но раньше провозглашенным лозунгом "Не верь тому, кому за тридцать!" Отсюда и две основных тенденции развития рока в 80-е гг., о которых будет сказано ниже.

Собственно говоря, к переломному 1981 г. уже актуально было говорить о "смене поколений" в рок-музыке. Неудивительно и то, что во второй половине 80-х в престижнейшем американском музыкальном журнале "Биллборд" в "топах" появляется новая категория - "Рок, ориентированный на взрослых". Как мы видим, в третьей 12-летке продолжают концертировать и записывать свои диски многие из уже снискавших славу маститых исполнителей и рок-коллективов, заслуживающих звания "ветеранов рок-сцены". Одни проповедовали уже найденный и опробованный в свое время стиль, иные предпринимали усилия в поиске новых, созвучных времени средств выражения. А поскольку тон уже задавали более молодые, ищущие новизну звучания музыканты, отсюда и еще большая пестрота стилей и декларируемых направлений, чем в предыдущей 12-летке. В обильном букете стилей и их терминологическом обозначении ориентироваться стало совсем нелегко.

И все же новый качественный период, начинавшийся с 1981 г., нам представляется целесообразным назвать ПЕРИОДОМ КОММЕРЦИАЛИЗИРОВАННОГО РОКА.

"Коммерческое" - не только экономическая категории, но и категория культуры, отражающая специфику и свойства творчества тех или иных художников, а часто и их побудительные мотивы.

Практически всю историю рок-музыки можно рассматривать как историю блуждания между художественным и коммерческим, музыкальным и внемузыкальным. "Коммерциализированность" - это прежде всего имитация художественности.

Именно в 80-е вырисовывается (почти) безоговорочная победа коммерческой поп-индустрии, в связи с этим заметно размываются границы между понятиями поп-музыка и рок-музыка. Однако мы, различая их, в первую очередь, ориентируемся на те два фундаментальных признака, которые рассматривались выше в сопоставлении рок-музыки с рок-н-роллом.

К 1981 г. наметились две доминирующие тенденции. Может быть, это не всем и нравится, однако рок-музыку и чистом виде представляет реализация первой из них: "металлизация" рок-сцены. Металлический рок вызревал непосредственно из хард-рока 70-х гг. путем его утяжеления и несколько обогатился "идеями" панк-рока, и в какой-то степени диско, и к середине 80-х завоевал ведущие позиции. Ключевым событием для нашей классификации периодов как раз является 1981 год, а именно - год основания музыкального журнала "Керранг", ориентированного в первую очередь на хэви метал и своим появлением свидетельствующего о том, что сформировалось новое направление в роке. В "металле", как и положено в роке, тон задавали опять-таки представители Британских островов. Пионерами хэви метал можно назвать JUDAS PRIEST, MOTORHEAD (завоевавший, как в свое время BEATLES, Америку, но уже в 1981 г.), IRON MAIDEN, DEF LEPPARD, SAXON. На протяжении 80-х гг. групп, исполняющих хэви метал развелось, как грибов после дождя. В их названиях и разно- видностях гораздо лучше ориентируется юное поколение; и это явление стало подлинно интернациональным - фундаментом же и атрибутом его был и остается "могучий и прекрасный английский язык".

Децибельная атака, проводимая "тяжелыми молотильщиками", как их называют в Англии, представляла вызов не только всем взрослым, но и всей "взрослой" культуре с ее культом красоты и уравновешенности. Справедливости ради надо сказать, что проблески "гуманизма" замечались и у "молотильщиков" (в частности, у того же IRON MAIDEN - в духе зеппелиновского "Kashmir").

Стилистическая концепция хэви метал-рока как раз может быть рассмотрена как реализация принципов музыкальной коммерции.

Другая существенная тенденция к 1981 г. проявилась в возникновении групп и исполнителей с ярким сценическим имиджем, противопоставившим себя панковскому нигилизму. Явлением можно назвать творчество группы DURAN DURAN. Помимо шикарной внешности и безупречных манер молодые люди ансамбля не были лишены и "божьей искры", о чем свидетельствует их дискография, берущая начало в 1981 г.

Другой яркой исполнительницей "новой музыки" стала британская красавица Ким Уайлд (Kim Wilde), как ее окрестили - "Бриджит Бардо рока", тоже дебютировавшей в 1981 г.

Появление таких лидеров рок-сцены, на наш взгляд, можно расценивать как усиление эстетического начала в "роке нового образца", что, с одной стороны, может быть и ценно, но с другой - лишь подтверждает, что эволюция рока пошла в направлении его коммерциализации.

Итак, в начале 12-летки все теми же англичанами даны ориентиры. Появляется много коллективов, уделяющих большое внимание яркой сценической внешности, таких как THOMPSON TWINS, CULTURE CLUB, WHAM, заметно феминизируется рок-эстрада (Toyah Willcox, Sheena Easton, Hazel O'Connor и др.).

Заработал новый мощный, ориентированный на визуальное восприятие фактор. В апреле 1980 г. в Англии в продажу впервые поступает видеокассета с концертом Гари Ньюмэна (Gary Numan), а с августа 1981 г. начал функционировать американский круглосуточный музыкальный кабельный телеканал ЭМ ТИ ВИ (MTV), по которому регулярно стали передаваться музыкальные новости, викторины, интервью и, главным образом, видеоклипы. Это значит, что уже к 1981 г. обозначилась новая фаза. Теперь стало важным не только как звучит музыка, но и то, как она "выглядит". И это все, естественно, имеет весьма ощутимый коммерческий привкус.

Из новых же непосредственно музыкальных явлений, определяющих приоритеты нового периода, характерно появление таких новых кумиров, как DEPECHE MODE, которые сильно заморочили головы новой подрастающей генерации фэнов; дебютный альбом группы был выпущен опять-таки в 1981 г. (Вы, наверное, встречали это название на заборах и стенах еще на заре перестройки.) Заметным явлением было также образование из осколков группы TOURISTS дуэта EURITHMICS в 1981 г.

С 1981 года начинает выступать на рок-сцене и колоритная певица Sade (со своей постоянной группой), весьма достойно модернизируя блюзовые традиции.

Как и до этого, на рубеже 12-леток усиливаются центробежные тенденции в группах. В результате "охоты к перемене мест" у кого-то что-то получилось, у кого-то - нет. Чуть не распалась замечательная группа YES. Несмотря на созвездие имен в такой группе как ASIA (John Wetton, Steve Howe, Geoff Downes, Carl Palmer), созданные ими с 1981 г. четыре альбома нельзя назвать явлением, тем более - новым. Попытка Роберта Фриппа (Robert Fripp) возродить в 1981 г. KING CRIMSON не принесла ему прежнего успеха. Сольные же альбомы Р.Фриппа получались интереснее.

Событием 1981 года можно назвать выход диска тройки величайших гитаристов мира "Friday Night In San-Francisco" (Paco De Lucia, Al Di Meola, John McLaughlin). Но то, что они очень достойно сделали, - не совсем "рок".

"Старички" скорее огорчают, чем радуют. Уже не те DEEP PURPLE, SLADE, NAZARETH, BLACK SABBATH. Видимо, понадобились деньги (опять-таки коммерция). Фил Коллинз (Phil Collins) сознательно пошел на упрощение (в чем он признавался в интервью в прессе) "богатой" музыки прежнего GENESIS в своих сольных проектах, но имеет устойчивый коммерческий успех. Только на рекламную кампанию по поводу выхода одного из своих последних дисков - истратил около 30 (!) миллионов долларов. (Эх, Фил, Филушка... Куда ж тебя занесло?)

Тем не менее, продолжают оставаться в строю еще многие ветераны рока, которые несмотря на тупиковую, кризисную в целом ситуацию в рок-культуре 80-х гг., продолжают создавать подлинные произведения искусства музыкального. Это - JETHRO TULL, DIRE STRAITS, Peter Gabriel, Rod Stewart, Dawid Bowie, Mike Oldfield. He ставя прямой задачей достижение коммерческого успеха, они, тем не менее, его имеют. Такие же музыканты, как Jeff Beck, Sting и сравнительно молодая ирландская группа U-2, заведомо не пишут коммерческих пластинок, однако имеют обширную аудиторию своих почитателей. И уж совсем непонятно, откуда берется вдохновение у великолепных ROLLING STONES - более 30 лет на рок-сцене и никаких вам кризисов!

Итак, практически на протяжении трех 12-леток законодателями моды в роке были и остаются британцы. Даже, несмотря на раздутые дельцами заокеанской поп-индустрии достоинства "суперзвезд" Майкла Джексона (Michael Jackson) и Мадонны (Madonna), нам ближе и понятнее хотя бы те же PET SHOP BOYS и George Michael, потому что они - "наши", британцы (европейцы). Срочно собранный американцами MONKEES не смог в 60-е годы затмить BEATLES. A GRAND FUNK, как бы он ни был хорош, не заменил бы нам в 70-е великих LED ZEPPELIN и DEEP PURPLE...

На этой "провокационно-патриотической" ноте прервем изложение "первичных тезисов" и перейдем к более обстоятельному погружению в исследуемую тему.

* * *


<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru