www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Регтайм

Регтайм, как одно из самостоятельных музыкальных явлений, представлял собой как раз один из таких сплавов, вобравший в себя элементы фольклора американских негров и европейского фортепианного стиля.

Регтайм дал джазу и впоследствии рок-музыке такой существенный элемент, как синкопирование, который исполнители регтаймов сочетали с энергичным "прыгающим" аккомпанементом-метрономом (исполняемым левой рукой на пианино). Звучало это примерно как "ум-па, ум-па, ум-па, ум-па". Нехитрые фокусы синкопирующих пианистов - нарочитые сбои, насмешливые спотыкания и дерзкие разрывы в плавном течении мелодического времени - ужасно интриговали аудиторию, дотоле ни с чем похожим не сталкивавшуюся. Правда, нечто подобное ранее можно было встретить в спектаклях негритянских менестрел-шоу. Но посещать их доводилось далеко не всем, и сами зрители при этом не танцевали. Массовое же увлечение регтаймом было связано с танцем кэйкуок (cakewalk), возникшим еще во времена менестрел-шоу и ставшим на рубеже веков очень модным танцем, исполняемым под аккомпанемент регтаймовых пианистов.

Пожалуй, именно благодаря регтайму и танцам, пришедшим вместе с ним, впервые в истории развлекательной музыки возникает такое явление массового характера, как "танцевальная лихорадка". В данном случае это имело место в Америке после 1910 г.

Найти первооснову регтайма так же нелегко, как и проследить становление блюза. Так считают и Д.Л.Коллиер, и другие исследователи джаза. По свидетельству очевидцев, так называемые рег-фигуры можно было обнаружить еще в середине прошлого века в исполнении отдельных пианистов, чьи имена давно забыты. Но наша задача - более скромная. Мы лишь изложим свой вариант периодизации этого жанра с момента, когда он, образно говоря, стал осязаемым. В определении "эпохи регтайма" мы используем тот же прием (метод), что и в первой главе. Начало "эпохи рока" мы связываем со стартовой деятельностью ее флагманов, каковыми несомненно являлись BEATLES. По аналогии мы обратимся к биографии Скотта Джоплина (Scott Joplin), хотя и не являвшегося первым исполнителем регтаймов, но, тем не менее, признанного самым выдающимся представителем жанра.

Итак, 1885 год (год ПЕТУХА, напоминаем, согласно теории структурного гороскопа - год принятия решений, формулирования тенденции, начала реализации) - год приезда С.Джоплина в Сент-Луис, один из музыкальных центров тех лет, ставший его постоянным местом жительства на последующие два десятилетия. Эту дату можно рассматривать как исходную в первой 12-летке. На протяжении этого периода Джоплин дает концерты в Сент-Луисе и его окрестностях, отвечая на все поступающие приглашения, и постепенно завоевывает репутацию одного из ведущих пианистов своего стиля на всем Среднем и Южном Западе. Другим подтверждением правильности выбора этой даты можно расценивать мнение исследователей, изложенное в работе В.Конена "Рождение джаза", согласно которому более или менее откристаллизованные регтаймы возникли где-то в середине 80-х гг. прошлого столетия.

Начало второй 12-летки соответственно приходится на следующий год ПЕТУХА - 1897-й. Нам известно, что в это время Джоплин почти в 30-летнем возрасте поступает в негритянский колледж Джорджа Смита, где читался серьезный курс по теории музыки. Примерно тогда же он начинает сам сочинять музыку. Еще один факт - выход в свет в 1897 г. книги другого видного представителя стиля Бена Харни (Ben Harny) "Регтайм-инструктор". Харни, белый пианист из Кентукки, своими концертами убедил аудиторию, что регтайм, дотоле бытовавший только в дансингах, способен также стать и концертным жанром. В своей книге пианист утверждает, что регтайм есть не особый вид музыки, но особый способ ее исполнения: речь шла о прыгающем аккомпанементе и синкопировании, позволявшем "разорвать" любую мелодию, будь то народная песня или классическая ария, что вскоре и сделалось обычной практикой коммерческих нотных издательств. И, наконец, приводим цитату из работы Д.Л.Коллиера: "К 1897 году страну охватило увлечение регтаймом. Это было сущее безумие, одно из многих, которые Америка пережила в связи с популяризацией разных форм негритянской музыки.

Подобно джазовой лихорадке 20-х гг., свинговому буму 30-х и бешеной моде на соул 60-х увлечение регтаймом было связано с танцем; танцем этим был кэйкуок"1.

Третья 12-летка. С некоторой натяжкой, но оставаясь верными своему методу, мы обозначим ее границы периодом с 1909 по 1921 год. Яркими датами мы не располагаем, но отметим лишь общую тенденцию. Скотт Джоплин в 1909 г. опубликовал всего пять регтаймов. Будучи буквально одержимым идеей поднять регтайм до уровня жанра композиторской музыки, он самозабвенно работает над совершенствованием формы, пытаясь придать ей строгость европейской традиции, с одной стороны, а с другой - расширить диапазон жанра, используя крупные музыкальные формы, как-то: регтайм-балет, регтайм-опера. Но на этом пути Джоплина, как и ряда его негритянских коллег-композиторов, ожидали неудачи ввиду все-таки объективной ограниченности исходных эстетических предпосылок жанра, во-первых, и ввиду надвигающегося тотального интереса к новой моде, каковой явились впоследствии блюз и джаз, во-вторых. Неудачи отчасти сломили самого Джоплина, и момент его смерти (1917 г.) совпадает с фактическим закатом регтайма. Тем не менее, регтайм по инерции еще имел несколько лет достаточную аудиторию и окончательно отошел на периферию популярной музыки лишь к началу 20-х гг. Что касается развлекательной ипостаси регтайма, то, по утверждению того же Коллиера, благодаря усилиям белых музыкантов, быстро освоивших регтайм, последний доминировал в популярной музыке вплоть до 1915г., и эта мода перекинулась и на Европу.

Таким образом, периодизация регтайма как уже жизнеспособного жанра представляет на наш взгляд законченный 36-летний цикл, состоящий из 3-х фаз (нулевой или эмбриональный период и здесь, и впоследствии - надо расценивать буквально, как то, что было до рождения).

Эмбриональный период: середина XIX в. до 1885 г.

Формирование жанра под влиянием некоторых архаических разновидностей негритянской инструментальной музыки, а также менестрельных песен (кун-сонг) и танца (кэйкуок). В значительной степени сказалось при этом и воздействие европейской классической музыки.

Становление: 1885-1897 гг.

Период становления классического регтайма. Сформировавшийся жанр накапливает потенциал, обрастает поклонниками, постепенно, по нарастающей завоевы-вая аудиторию.

Эпоха регтайма: 1897-1909 гг.

Или классический период. Признан как ведущий из музыкально-развлекательных жанров. Ужасно модная новинка на пороге XX века. Усилиями энтузиастов (в основном белых музыкантов) расширяются границы жанра. Возникновение концертного регтайма.

Затухание: 1909-1921 гг.

На фоне танцевальной лихорадки 10-х гг. столетия, оставаясь в моде первую половину периода, регтайм до предела вульгаризуется коммерческими подражателями и постепенно перестает привлекать симпатии массовой публики. С другой стороны - попытки придать ему черты серьезного жанра натыкаются на препятствия объективного характера к концу 12-летки. Становится очевидным окончательное исчерпание художественных ресурсов жанра.

Некоторые комментаторы социально-исторических явлений употребляют в своих выражениях для образности такие слова и понятия, как "смерть", "умер" ("регтайм умер", "рок умер" и пр.). Но истинные мудрецы (тот же М.В. Ломоносов) знают, что ничего в природе не умирает, точнее "не исчезает бесследно". То же можно сказать и о регтайме. Эту музыку продолжали играть и слушать и после 20-го г., и гораздо позже. Но в жизни происходит так, что возникшие новые явления - в данном случае блюз и джаз - подминают, вытесняют, становятся модными, и внимание публики переключается уже на них. Что касается "умершего" жанра, то он становится либо камерным, либо немодным, оставаясь интересным, тем не менее, уже для ограниченного круга индивидуумов и теряя элемент массовости. С другой стороны, почти всякое вышедшее из моды течение имеет свойство реинкарнировать и даже вновь становиться предметом массового увлечения на каком-то этапе, возможно, в несколько модифицированном виде. С регтаймом это имело место в начале 70-х гг. По нашей же теории такие витки возрождения имеют цикличность, укладывающуюся в двенадцатиричную прогнозируемую систему. Сравните: бум регтайма приходится на начало второй 12-летки, то есть начинается где-то с 1897-98 гг. и потом - примерно через 72 года (то есть два Зб-летних цикла). По свидетельству Коллиера регтайм переживал свою вторую молодость в США в начале 70-х гг. Это пример прямой реинкарнации.

Другая любопытная параллель: подобно тому, как в 1900-е гг. наниматели, принимавшие на работу музыкантов в увеселительные заведения, ставили обязательным условием иметь в репертуаре регтаймы, - в 60-е гг. таким же непременным требованием выставлялось работодателями умение исполнять рок-н-роллы. (Цикличность примерно в 60 лет.)

Более конкретная параллель: слово "регтайм" впервые упоминается (и в дальнейшем обретает жизнь) в 1893 г. неким Фредом Стоуном (Fred Stone), малоизвестным композитором из Детройта. Примерно через 60 лет укореняется понятие "рок-н-ролл" с легкой руки американского диск-жокея Алана Фрида (Alan Freed).

Любопытно то, что король рок-н-ролла Э.Пресли (Elvis Presley) умер ровно через 60 лет в год ЗМЕИ (1977 г.) после С.Джоплина - главного регтаймиста (1917 г.). (Алан Фрид, кстати, умер тоже в год ЗМЕИ - в 1965 г.) А если верить знающим людям, регтайм по силе воздействия на эмоции широких масс в свое время был вполне сопоставим с рок-н-роллом и его эпохой.

И еще несколько слов о жанре в порядке резюме. Говоря об эпохе регтайма и его подвижниках, можно отметить то, что в анналы музыкального искусства представителями негритянской культуры была внесена, пожалуй, первая весомая заявка, давшая импульс для развития всей весьма специфической музыкальной культуры XX в. Искусство регтайма создавалось прямыми потомками первого поколения американских негров, получивших свободу в результате победы северян в Гражданской войне. Первый серьезный опыт синтеза двух ранее не пересекавшихся культур, европейской и африканской, дал в итоге интереснейший гибрид, воплотившийся в форме регтайма. Но несмотря на видимое фольклорно-негритянское происхождение, последний, вместе с тем, воплощал в себе безоговорочный рационализм, конструктивность, композиционную завершенность, в гораздо большей степени "учено-европейскую", - нежели "народную" и африканскую.


1Коллиер Д.Л. Становление джаза, с. 52.



<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru