Путь рока
Третья 12-летка (1977-1989 гг.): период модернизированного рока
Очередная этапная дата - 1977 год - отмечена в свою очередь рядом красноречивых фактов. Один из них - смерть общепризнанного короля и символа рок-н-ролла Элвиса Пресли, повергшая в траур всю Америку, - мог бы показаться и случайным, но почему-то судьба распорядилась отправить короля на небеса именно в 1977 г. (Вспомним, что смерть символа британского рока - Джона Леннона - также знаменует конец "золотого периода британской рок-музыки".)
Американская ветвь рок-музыки, исчисление которой начинается с эпохи рок-н-ролла, уже имела стаж в две двенадцатилетки, что равносильно жизни одного поколения. Чем же заявило о себе новое поколение? Духом отрицания, известного нам по роману классика русской литературы И.С.Тургенева. "Поколение детей" потянуло на нигилизм. Это нашло свое непосредственное отражение прежде всего в провозглашении панковских идей, с другой стороны, приход тотальной моды на "диско" - в какой-то степени тоже отрицание идей, привнесенных рок-культурой. Заполнившее американские клубы электронное диско оттяпало у дяди Сэма добрую половину истинных рок-радикалов. Мы тоже (имеются в виду сверстники-соотечественники, болтающиеся где-то между "первым" и "вторым" поколениями) клюнули на эту приманку (хотелось, все-таки, веселья). Естественно, никому в, то время достоверно не было известно, куда все пойдет развиваться.
Для нашего исследования неважно, где берет начало диско (что является даже предметом полемики) - в континентальной ли Европе, связанной с деятельностью западногерманского продюсера Франка Фариана (Frank Farian), воспитавшего BONEY М и ERUPTION, или же в США, с Донны Саммер (Donna Summer), или же с переориентировавшихся BEE GEES - суть, однако, в том, что, учуяв прибыль, американские акулы шоу-бизнеса в очередной раз поставили дело на конвейер, а на обложках музыкальных альбомов все чаще и чаще стали появляться девичьи лица и фигуры разных оттенков кожи, в чем, в частности, просматривалось еще одно знамение грядущей двенадцатилетки.
И у Фрэнка Заппы нашлись кое-какие слова, характеризующие этот период: "Наступили семидесятые годы. К тому времени хозяева американских корпораций уже возомнили себя сведущими людьми, по причине чего миру посчастливилось познакомиться с искренностью и задушевностью корпоративного рока.
Корпо-рок переродился в "диско" - название, придуманное в расчете на то, что музыка, штампуемая без участия людей, лучше и дешевле музыки "альтернативного происхождения".
Все милейшие люди, которые владели барами и клубами, где происходило становление групп, перестали нанимать музыкантов, заменив их проигрывателями, мощными громкоговорителями и мигалками.
"Диско" удовлетворило как музыкальные, так и социальные потребности. Любители "диско" принялись постоянно наряжаться и посещать заведения (если их впускал туда парень у входа), где все вроде бы "хорошо выглядели", а позже, проведя вечерок за химической перестройкой организма, все начинали выглядеть еще лучше и не успевали и глазом моргнуть, как уже добивались кайфа от жизни"1.
И далее Заппа говорит о другой ведущей тенденции периода: "Панк конца семидесятых возник как бунт против столь глупого стиля поведения. В грязных зальчиках без лишних украшений принялись биться в корчах группы маньяков, вырабатывая собственный глупый стиль поведения. Да, панк отбросил нас назад к боевым истокам рок-н-ролла и его таинственным бухгалтерским операциям. Парни с английскими булавками получали, вероятно, еще меньше, чем их предки - ду-уоп-наркоманы.
Эволюция панка привела к появлению новой волны - что выразилось, главным образом, в стерилизации английской булавки. Новоиспеченные панкеры, припевая "ням-ням", вернули себе "высокий статус" и присосались к Корпоративной Груди. На сей раз это был уже твердый сосок, едва прикрытый "космическим" бюстгальтером кормилицы"2.
Давая оценку новым тенденциям, нельзя не отметить, что первая (диско), как мы уже говорили, не являясь собственно рок-музыкой, тем не менее значительно повлияла на развитие течений, относимых в русло рока. В дальнейшем мы обратим внимание на эпизоды этого влияния. Что касается второй значительной тенденции, то если не отделять "чистый" панк от новой волны, то можно обнаружить и некоторую свежесть идей, привнесенных так наз. "панк-революцией". Хотя такая "революционная музыка", как у SEX PISTOLS, была приемлема далеко не всякому меломану, но в результате "революционного порыва" появилось много и другой, достойной внимания искушенных ценителей музыки. Аналогично, нельзя сейчас однозначно судить, например, и о пользе для человечества Великой Октябрьской социалистической революции, - нравится нам или нет - это свершившийся факт, и приходится с ним считаться. Даже при всем неодобрительном в свете "нового мышления" отношении к последней мы все же можем, в частности, констатировать появление плеяды истинно талантливых художников в отечественном искусстве (литературе и кино) "рожденных революцией".
Панк выходит из подполья, а следовательно, утверждается в качестве устойчивой тенденции именно к "змеиному" 1977 г. Два факта, правда, не на американской земле, а в Британии, уже прочно к тому времени утвердившейся в статусе законодательницы моды, знаменуют начало тенденции. 1 января 1977 года в Лондоне состоялось официальное открытие первого панк-клуба под названием "ROXY CLUB". A 28 октября 1977 г. SEX PISTOLS выпускают свой знаменитый и единственный "номерной" диск "Never Mind The Bollocks", который к 12 ноября 1977 г. занимает первое место в английском хитпараде.
Получилось так, что панк-рок, зародившийся как альтернативная тенденция в США, нашел свое триумфальное воплощение все-таки на Британских островах, поскольку британская рок-музыка все еще переживала свой золотой период.
Но прежде несколько слов о предыстории ПАНКА.
По мнению Ника Логана, понятие возникло во второй половине 60-х и было придумано "для описания многочисленных локальных коллективов "белого рока", которые возникали по всей Америке между 1965 и 68-м гг. переходного периода от Битлз-Стоуновского "британского вторжения" и ренессансом Сан-Франциско"3. Это было время, когда практически любой мог стать рок-звездой рок-н-ролла, просто отрастив длинные волосы и немного научившись приемам игры на гитаре. А и борьбе за верхние строчки в "чартсах", занятые преимущественно британцами, надо было выдавать что-то "свое", индивидуальное. Таковыми и представляли себя ранние панк-бэнды, которые сделались неизменными героями прыщавых подростков. Через год обучения игре на гитаре и, немного владея клавишными (модно было, например, делать однопальцевое стакатто в высоком регистре), парни уже выходили на сцену, с которой визжали в толпу и изображали кое-какой аккомпанемент. Надо отдать должное этим коллективам за то, что они практически никогда не изменяли себе и упорно (хоть и против шерсти) гнули свою линию.
В когорту относительно известных ансамблей раннего панка входили МС-5 и STOOGES (последний был организован Игги Попом). К зачинателям панк-направления относят и знаменитый VELVET UNDERGROUND. При более внимательном рассмотрении можно обнаружить, что и панк подчиняется законам цикличного раз-вития. Забегая несколько вперед, отметим, что обнаруживается что-то вроде трех 12-летних циклов.
Первый - 1965-1977 гг., который можно условно назвать "протопанк", проходящий через три стадии - ранний (1965-1969 гг.), формирование "гаражного рока" (1969-1973 гг.), собственно "гаражный рок" (1973-1977 гг.). Второй - 1977-1989 гг. - соответствует второй американской 12-летке - в ней апофеозом является четырехлетка 1977-1981 гг., далее, 1981 - 1985 гг. - пост-панк и 1985-1989 гг. - хард-кор. А с 1989 г. начинается следующий 12-летний цикл, где грандж принимает эстафету от своих предшественников.
В биографии трех вышеупомянутых коллективов мы также ощущаем "дыхание циклов". VELVET UN-DERGRDUND, как нами уже сообщалось, распались к 1973 г., a Lou Reed вышел на сольную тропу. Iggy Pop, вследствие плодотворного знакомства с Дэвидом Боуи, взявшегося курировать деятельность "кумира наркотической культуры отбросов", выпустил в 1973 г. этапный альбом "Raw Power", а в 1977 г. Боуи придумал музыканту, звавшемуся до этого Джеймсом Остенбергом (James Ostenberg), и псевдоним Iggy Pop, после чего, собственно, и начинается причисление последнего "к лику" культовых фигур в качестве "иконы помоечной культуры", а STOOGES ушли в историю. В упомянутом 1977 г. под продюсерством Д.Боуи был выпущен альбом с красноречивым названием "Idiot", который сразу же заметили и пожурили.
В авангарде подлинных панк-групп США числятся RAMONES, начинавшие как коллектив "гаражного рока" еще в 1974 г. и триумфально восходившие по ступеням славы, достойно оспаривая пальму первенства у британских SEX PISTOLS и последовательно отстаивая примитивизм звучания, тем не менее создав "собственный звук" и в дальнейшем оставаясь ему верными, - подобный принцип, по мнению Игги Попа, является рок-аксиомой: тогда тебя уважают за бескомпромиссность. Физических лиц, интересующихся более подробно творчеством RAMONES отсылаем к патетической статье из отечественного творческого издания "Rock City", из которой приведем лишь пару выдержек: "Ни по звучанию, ни по идеологии, ни по имиджу, ни по текстам, ни по степени идиотизма Ramones не имели ничего общего с кем бы то ни было до них... Особенно раздражала лирика, тексты песен состояли из двух-трех фраз, содержание которых заставляло слушателя пожалеть о том, что эти песни вообще существуют. Ramones пели о том, как хорошо нюхать клей, лупить врагов бейсбольной битой, или о том, как это некстати, если твоя девушка вдруг погибает во время техасской резни бензопилой... К концу семидесятых панк-волна пошла на убыль, большинство представителей жанра распались, либо перешли в разряд продажной попсы. A Ramones все продолжали играть три неизменных аккорда, не обращая внимания на то, что эта музыка никому, кроме них самих и их преданных фэнов, теперь не нужна"4.
Из других американских ортодоксальных панк-групп добились широкой известности еще разве что DEAD BOYS, начавшие самовыражаться с 1977 г., потихоньку, однако, откатившие от лагеря анархической музыки, что для панков трудно простительно.
Тот же Игги Поп дает красноречивую оценку атмосферы, способствовавшей проявлению альтернативных тенденций в США, в следующем тексте: "В Америке нет всей европейской культуры, так что у нас царит настоящая свобода идиотов, а что если попробовать сделать так? Давайте все поставим вверх ногами! Этакая сумасбродная ментальность в чем-то даже хороша".
Хронологически утверждение панка в качестве устойчивой тенденции совпадает с началом так называемой "новой волны" рока (NEW WAVE). Семантически это понятие не совсем точно отражает суть новообразованного значительного пласта в рок-культуре, поскольку, к примеру, и в танцевальной музыке от вальса до рок-н-ролла все однажды было "новой волной". Но поскольку такое выражение все-таки утвердилось в музыкальной критике, то попробуем разобраться, что включалось в это понятие. Преимущественно имели место два его толкования:
1) таким термином обозначалась рок-музыка, инспирированная "панком" и "реггей";
2) под "новой волной" стали также подразумевать усилия по "отворачиванию" от сверхэлектронизированного рока и его электронного инструментария пропагандировалось возвращение к "корням рок-н-ролла", своеобразный разворот к натуральным звуковым краскам, создаваемым традиционным для раннего рока составом инструментов, с чем связывалось также и "обуздывание" виртуозного владения ими.
Однако впоследствии и эти два основных толкования не могли уже исчерпывающе отразить все многообразие проявления новой тенденции. Но не будем "усугублять", а обратимся к основным достижениям подвижников данного направления.
Из американских коллективов, проповедовавших "чистый" new wave (во втором толковании) выделялись, пожалуй, лишь два коллектива CARS и KNACK. Обе группы выпустили по дебютному альбому в 1978 г. Надо честно признаться, что мы - русские меломаны - не были ошеломлены творчеством этих групп, но "у них" в указанный период обе группы имели высокий коммерческий успех, чем, порою, Америка нам и бывает непонятна.
Из коллективов, начинавших еще в третьей четырехлетке предшествующего периода и вооружившихся идеями панка заслуживает, на наш взгляд, внимание группа TUBES, базирующаяся в Сан-Франциско. Эта "жуткая, извращенческая группа, обладающая тем не менее дьявольской притягательностью" (выражение заимствовано у автора "Лирической рок-энциклопедии" А.Кутинова), нашла живой отклик в сердцах и отечественных рок-эстетов. Свои лучшие работы эта шоу-концертирующая бригада создала как раз в четырехлетие с 1977 по 1980 г.г. Смесь панка с джаз-роком и театрального музицирования с элементами эротической феерии создавала весьма впечатляющий эффект.
Следует подчеркнуть, что вся третья американская 12-летка проникнута заметной феминизацией рок-сцены. "Женская функция" могла быть представлена и минимально, как у тех же TUBES, где дамы создают лишь эротический фон, чаще же представительницы слабого пола являлись ведущими фигурами рок-действа. Самые значительные американские достижения рассматриваемого мини-цикла связаны именно с участием дам в качестве фронтмэнов. Речь идет, в первую очередь о таких исполнителях как BLONDIE, B-52s, Patti Smith, Lene Lovich и "примкнувшая к ним" Nina Hagen.
Общее направление, в котором работали перечисленные исполнители, как раз и вписывается в рамки несколько размытого понятия "new wave". Объединяет их и то, что в творческой манере всех пяти "бэнд-формирований" в разной степени присутствуют и элементы "панка".
Самой именитой из них является, пожалуй, группа BLONDIE с миловидной вокалисткой Дэбби Харри (Deborah (Debbie) Harry). (Если субъективно, - можно ли назвать Дебору выдающейся певицей? Вряд ли. Наверное, мнение авторов поддержат и соотечественники. Однако это было модно. Особенно "у них". А раз так, то и продолжим вещать, но в ключе нашего структурно-гороскопического подхода.) К составу исторически известному как BLONDIE Харри подошла уже наверняка "не девочкой" (1945 г.р.). Коллектив сложился в 1974 г., называясь поначалу ANGEL AND THE SNAKES и в 1975 г. был переименован в BLONDIE. Мы опять-таки усматриваем два этапа в деятельности группы. Первый - заканчивается выходом дебютного альбома "Blondie" в 1976 г. на фирме "Private Stock Records" и в 1977 г. переизданного более солидной фирмой "Chrisalis Records". Альбом содержал в себе элементы самых разных стилей (фанк, серф, панк, поп-рок). Следующий же альбом, который критики определяют уже как рок новой волны, получился соответственно стилистически (более определенным, сочетавшим в себе жесткость панк-рока и шлягерные элементы поп-рока и диско. На этом диске, названном "Plastic Letters" и возглавившем 1 апреля 1978 г. национальный хит-парад Великобритании, по мнению белорусского рок-обозревателя П.Березовского, музыканты BLONDIE "...пересмотрев позиции, врезали такой электронный демарш, что их "Plastic Letters" стала культовой вещью как в поп-музыке, так и в "панк-роке"5. Можно отметить, что второй этап и пик популярности Д. Харри и ее группы приходится на четырехлетие 1978-1982 гг., вплоть до распада группы. Приводим еще одну выдержку из исследования П.Березовского: "После 1980 года тонкий динамичный вокал и электронный пост-панк, исполняемый BLONDIE, стал общемировым явлением"6.
Менее именитая, но на наш взгляд более интересная группа B-52s имела в своем составе двух владеющих музыкальными инструментами вокалисток Cindy Wilson и Kate Pierson. Как и вышеупомянутый коллектив, B-52s были на гребне моды, но хорошего вкуса, как нам кажется, у них было побольше, привлекал в них и редкий для американцев юмор. Группа образовалась около 1976 г. в штате Джорджия и в 1977 г. перебралась в Нью-Йорк. В их исполнительской манере просматривалась приверженность к фанку в сочетании с жестким рок-н-роллом и гротескно-сюрреалистическими текстами. Несмотря на весь этот острый соус с элементами разных стилей (включая панк) они имели свой индивидуальный узнаваемый почерк. Их раскусили не сразу. Однако их альбомы с конца 70-х по середину 80-х прогремели как в США так и в Европе. А диск "Cosmic Thing", вышедший в 1989 г., достойно знаменовал 12-летие их творческой карьеры и завоевал двойную "платину".
Patti Smith называют первой леди американского гаражного рока. По мнению ряда критиков - она третья по значению величина в женском роке, после Нико и Джанис Джоплин. В некотором роде - преемница последней. Испытала огромное воодушевление от Вудстока и современной эволюции ритм-энд-блюза. Необычайно одаренная и разносторонняя творческая личность (поэтесса, писательница, преподавательница, хореограф, ведущая шоу-программ и владелица клубов). Начала самовыражаться в музыке параллельно со становлением "гаражного рока". В 1975 и 1976 гг. выходят ее первые два альбома. Приводим еще одну выдержку из работы П.Березовского: "Ее гаражные блюз-сентенции, баллады приводили в умиление оба поколения, объединив на время обе рок-параллели. Однако 1975-1977 гг. оказались неподходящими для повторения вудстокского феномена, и остатки поколения хиппи ушли вместе с успехом трех первых альбомов Patti Smith.
Не случайно концерты певицы в Европе не вызвали столь бурного резонанса, как у себя в Нью-Йорке. Английская аудитория, очухавшись, искала новых звезд. Осколок хиппи на эту роль не подходил, и в 1977 г. PATTI SMITH GROUP выступили в сопровождении юных британских панков DAMNED, CLASH, BUZ-ZCOCKS"7.
Однако симпатия к панку в творчестве П.Смит дала лишь свою индивидуальную окраску. Прямо скажем, не чувствуется бунта в ее унылом, меланхоличном речитативном вокале. Тем не менее, ее стиль был весьма узнаваем и в своей ортодоксальности был весьма притягателен для интеллектуальных кругов. Пик ее популярности в США приходится на 1978-1980 гг.
Две весьма колоритные исполнительницы из указанной пятерки представляют, так сказать, американский импорт. Их "физическая родина" - Восточная Европа.
Lene Lovich, уроженка Хорватии, пять лет колесила по США, зарабатывая себе популярность поп-звезды, пока не очутилась в Нью-Йорке, где ее и приметили. Сценический имидж певицы был, мягко говоря, довольно неожиданным и для видавших виды шоу-деятелей. "Ее облик героини исландских саг - строгое божественное лицо, две толстых и длинных белых косы и глухие платья до пят - мало гармонировал с ее манерой. А там было ровно пополам пост-панка и истерического глэма а-ля "Спаркс"8. Композиции певица старалась сочинять сама. Группа сопровождения у Лович в свою очередь отличалась высоким уровнем подачи оригинальных музыкальных идей. Две мощные пластинки "Stateless" (1978 г.) и "Flex"(1980 г.) и немного уступающая им "No Man's Land" (1982 г.) вознесли Лину Лович и ее группу па верхние ступени популярности. Произведения этого творческого содружества, пожалуй, опережали в развитии и BLONDIE, и британскую SIOUXSIE & THE BANSHEES, которые в отличие от Лины Лович обеспечили себе место в справочниках и энциклопедиях. К сожалению, потенциала у Лович хватило не более, чем на одну четырехлетку. Хоть она и продолжала творческую карьеру, но в результате скатилась до уровня второстепенной попсы.
Про Нину Хаген (Nina Hagen) газета "New York Times" сказала, что дескать, она - "крестная мать панк-рока". Если панк прежде всего бунт, то газета права. Сбежать из Восточной Германии в 1976 г. было далеко не просто. Образ мужественной немецкой диссидентки мы рассматриваем в этом разделе потому, что она после продолжительных разъездов по городам и странам враждебного ее стране капиталистического лагеря осела в результате в Нью-Йорке, где ее и приняли "за свою" и зауважали. Нина Хаген вместе с CLASH стала величайшим явлением новой волны, приобретенным концерном CBS. Слово специалисту по женскому року П.Березовскому:
"Nina Hagen, на редкость талантливая и неординарная фигура, сделала с американским роком то, что никак не удавалось ни электронщине, ни второму британскому вторжению, ни хард-кору. Она оживила рок-сцену Нью-Йорка не столько экстравагантными выходками, сколько музыкой, в которой американцы впервые услышали то, что им никто не предлагал. Панк-рок фрау Hagen носил отпечаток Европы, Карибов, Африки, Германии, России, Азии... Именно фрау Hagen оттяпала хороший кусок рок-истории в развитии американского панка, оттеснив бригаду во главе с RAMONES на второй план"9.
К сказанному мы можем добавить, что, пожалуй, впервые в истории рока ощутимо обнаружилось, как немецкий язык (на котором преимущественно исполняла свои опусы певица) так органично вплетался в энергетический аккомпанемент ее ансамблей, оставаясь при этом в русле доброго рока, где классическим языком считается english. Что касается циклов, то в творчестве Хаген, как у истинно достойной истории фигуры, просматривается полный 12-летний цикл с 1977. по 1989 г., пока интерес к ее безобразиям не поугас. Последующие альбомы содержат уже мало утешительного. Первый же цикл ее творчества четко укладывается в четырехлетку с 1977 по 1980 г. включительно, пока она работала со своей постоянной группой SPLIFF, после чего произошел окончательный развод.
В первом мини-цикле третьей 12-летки американского рока начинает карьеру еще целый ряд будущих звездочек Америки, работающих в ключе "новой полны" Cindy Lauper (о ней еще будет разговор), RUNAWAYS, Wendy О. Williams (вокалистка группы PLAS-MATICS), GO GO'S (with Belinda Carlisle), BANGLES, Lydia Lunch (не говоря уже о бесчисленных исполнительницах в стиле диско), а также Pat Benatar, Kim Carnes , Chrissie Hynde (американка, подружившаяся с английскими парнями в составе PRETENDERS). To есть, феминизм крепчал. И не только в Америке.
Подытожив мини-обзор по женской подгруппе, хочется немножко поделиться и личными впечатленими о той поре. А было так, что уже начинало подташнивать от очень мелодичных и гармонически правильно выдержанных композиций ( в основном женский вокал музыки диско). С другой стороны, уже начинало вызывать аллергию необоснованно усложненное или помпезное (как, например, у ASIA или STYX ) звучание. И каким же бальзамом на душу тогда вдруг легло "неправильное", грязное, порою атональное звучание в композициях Лины Лович и Нины Хаген!
Так что, безусловно, и добросовестно последовательные панки и Фрэнк Заппа - каждый прав по-своему. Напоминаем идею: "Без отклонения от нормы прогресс невозможен".
Развивая затронутую тему, как раз уместно отметить еще один коллектив, заявивший о себе в рассматриваемый период и представляющий одно из особо ярких явлений новой волны. Коллектив под названием TALKING HEADS (кстати в нем тоже не обошлось без женщин - Martina Weymouth играла довольно невторостепенную роль в ансамбле) представил на суд музыкальной общественности добротнейший сплав из новой волны, панка и элементов музыки рок-классиков ROXY MUSIC. Сплав этот представлял, несомненно, новаторское и оригинальное слово в рок-музыке. И это слово было настолько сильное, что даже авторитетнейший Роберт Фрипп, собрав свой очередной новый состав для KING CRIMSON в 1981 г., фактически стал последователем направления, заданного ГОВОРЯЩИМИ ГОЛОВАМИ. Из выходивших ежегодно с 1977 по 1980 гг. пластинок группы трудно даже выделить самую яркую, и, что особенно похвально, они практически одна на другую не были похожи.
С 1981 г. начинают выходить сольные проекты членов группы, что знаменует новый этап творчества: Chris Frantz и Tina Weymouth создают новую группу ТОМ ТОМ CLUB. Вслед за ними с 1985 г. и David Byrne начинает выпускать сольники, не покидая группу. По сведениям из справочников распадаются TALKING HEADS в 1988 г., отработав 12 лет (классика структурного гороскопа!).
Из исполнителей, проявивших себя в рамках четырехлетки 1977-1981 гг., и, с одной стороны, примыкающих к "новой волне", а, с другого боку, несущих на своем творчестве "печать диско", можно еще выделить разве что группу JOY DIVISION (до 1977г. называвшейся WARSHAW, американцев по происхождению, но работавших в Британии). Их называют еще пионерами готического рока. К 1981 г. после смерти вокалиста Яна Кер-тиса (Ian Curtis) они еще раз поменяли название на NEW ORDER и видоизменили в дискотечную сторону стиль (о циклах мы уже как бы молчим). Еще одна группа DEVO со своим "американским неоконцептуализмом" (выражение А.Кутинова) с 1977 г. долгое время морочила голову американским ребятам и удивляла их своим внешним видом и музыкальными заявлениями. Ну, и упомянем весьма экстравагантную чернокожую исполнительницу Grace Jones, начинавшую проявляться где-то в это же время, чье весьма оригинальное исполнительство с тропическим дыханием Ямайки успешно, однако, распространялось и на дискотечное потребление.
Еще одна особенность мини-цикла 1977-1981 гг. состоит в том, что, с одной стороны, в мэйнстриме на дворе еще стоит "золотой период". С другой же стороны, начало очередной американской 12-летки дает эффект "ихнего" подъема, нашедшего проявление в том, что баланс сил в противостоянии Америка - Британия в какой-то степени уравнялся. Топы делились примерно поровну, между теми и другими. Поскольку американцы в целом опять стали намного заметнее, то даже создавалось впечатление, что произошел перелом в их пользу. Но такое положение продолжалось лишь до рубежа 1980-1981гг.
Несколько слов о дерзаниях в ранее сложившихся течениях. В джаз-роковом хозяйстве у американских музыкантов, разрабатывающих линию фьюжн, мы наблюдаем образцы ее достойного развития. Высокопробную продукцию продолжают выпускать воспитанники "школы Майлса Дэвиса". Интерес ориентированной на джаз-рок публики вызывают в этот период работы, выпущенные такими исполнителями, как WEATHER REPORT, Chick Corea, Billy Cobham, Herbie Hankock, Santana.
Из плодотворно подключившихся к процессу музыкантов, что помоложе, стоит отметить басиста Стэнли Кларка (Stanley Clarke) и особенно виртуоза акустической гитары латиноамериканского происхождения по имени Al Di Meola, начинавшего работать с Чиком Кориа, а с 1976 г. - самостоятельно. В 1977 г. в содружестве с другим виртуозом - испанским гитаристом Расо de Lucia был выпущен великолепный альбом "Elegant Gipsy", после чего Di Meola выдвинулся в ранг корифеев фьюжн.
В эти же годы на подъеме находится своеобычный "черный" коллектив EARTH, WIND & FIRE, к 1977 г. определилась и его самобытная стилевая ориентация, представляющая сложное сочетание джаза, софт-рока, фьюжн-рока, ритм-энд-блюза, диско, поп-соул на базе латиноамериканской и африканской полиритмики. Коллектив, кстати, основан в 1969 г. и, видимо, его творческая линия укладывается в русло мэйнстрима, что подтверждает и дальнейший путь коллектива (начало очередного витка популярности в связи с выходом в 1981 г. диска "Raise!", ставшего лидером национального хит-парада США на 10 недель, в дальнейшем первый роспуск ансамбля в 1984 г. и сольная деятельность его лидеров Мориса Уайта (Maurice White) и Филипа Бейли (Philip Bailey) с 1985 г.).
К 1977 г. обнаруживается еще одна "мелкая" тенденция, свойственная американской линии развития, которая выразилась в том, что обретают популярность исполнители, работавшие до этого в серьезном "околоджазовом" жанре. А обретают они ее за счет сознательного упрощения своей музыки и устремления в "попсовость". Так, до этого не очень популярный, но весьма одаренный джазовый гитарист George Benson с 1977 г. стал еще и петь - в результате его альбом "Breezing", выпущенный в указанном году, стал дважды "платиновым". То же можно сказать и в отношении коллективов, до этого работавших в "серьезном" ключе, а за счет упрощения саунда именно в эти годы завоевывающих себе популярность - JOURNEY, CRUSADERS, а также DOOBIE BROTHERS.
В других уже сложившихся направлениях рок-музыки естественно велись какие-то разработки, не содержащие, однако, принципиально новаторского подхода. Из числа сравнительно интересных североамериканских музыкантов такого плана, обретших популярность в эти годы., можно выделить пожалуй такие названия имена, как HEART, RUSH, Billy Joel.
Пока активно функционировали LED ZEPPELIN, казалось, что такого чудо-вокала, как у Роберта Планта, не сыскать на планете. Однако через некоторое время обнаружилось, что подобные ресурсы содержатся в зага-дочной природе женской части народонаселения. (Тогда еще не было KINGDOM СОМЕ) У одной из сестер son, составляющих смешанный в половом смысле квинтет группы HEART, обнаружились вокальные способности, подобные плантовским. И вообще, американцы испытывали постоянную потребность доказать себе и миру, что у них есть все. Если чего-то и нет, то это пока. Вот-вот будет. И, естественно, не хуже, чем у этих выскочек - британцев. Посредством HEART и была заполнена ниша, оставленная ушедшими после 1976 г. в тень LED ZEPPELIN. Творчество американского ансамбля, помимо чисто подражательных вещей, содержало, тем не менее, и свои оригинальные разработки в хард-роковом ключе. Были у группы и циклы. Годом образования коллектива принято считать 1973-й, что попадает в одну из фаз "правильного" развития.
Обретение собственного оригинального лица группы и истинный успех приходится на момент выхода второго альбома группы "Little Queen" (1977 г.) На переломные 1980-1981 гг. выпадают и перемены в составе группы, соответственно ощущается и изменение "саунда". А к середине 80-х с выходом альбома "Heart" (1985 г.) становится очевидным и обозначавшийся в почерке группы сдвиг в сторону лиризма с сохранением в целом жесткого звучания.
Не разделяя особого восторга многочисленных поклонников творчества канадского трио RUSH, тем не менее, отметим многотрудный творческий путь этой группы, оцененный высокими достижениями в топах. К рассматриваемому периоду ансамбль уже обрел стойкую популярность в среде любителей хард-рока (флуктуирующего в направлении арт- и симфо-рока). По сведениям отдельных справочников группа работает с 1972-1973 гг., хотя в некоторых источниках сообщается, что парни начинали играть совместно еще с 1969 г.. Возникновение подобного коллектива, по нашему разумению, тоже как бы реализовало потребность североамериканцев иметь у себя под боком "адекватное трио", с аналогичным составом и делающее упор на виртуозное владение традиционными для такого трио инструментами, подобное британским классикам жанра: CREAM и более поздним BUDGIE (группа, на наш взгляд, более оригинальная, чем RUSH).
И, наконец, еще об одном "американском заменителе" британского подлинника Билли Джоэле (Billy Joel), функционально являющемся таким же пиано-мэном, как и Elton John. Пока Элтон испытывал хандру, грозился даже "уйти со сцены", как раз и "всплыл" на поверхность пианист и певец Billy Joel, который будучи всего на пару лет моложе своего знаменитого британского коллеги, к тому времени не был достаточно популярен, хотя уже несколько лет и выпускал на пластинках свою музыкальную продукцию. Однако двух действительно великолепных альбомов "The Stranger" (1977 г.) и "52nd Street" (1978 г.), а также третьего, несколько послабее, "Glass House" (1980 г.) хватило, чтобы эта четырехлетка пошла ему в зачет - он стал "резко знаменит", и его стали ставить чуть ли не рядом с самим Элтоном, и Билли стал спокойно копить свои миллионы, не выдавая в дальнейшем уже особо выдающейся продукции.
Что касается ряда других коллективов, работавших в ключе хард-рока и пользующихся достаточной популярностью, то мы бы некоторые из них определили как псевдоявления.
К таким можно отнести, например, совместное американо-британское предприятие FOREIGNER, которому после выхода дебютного альбома в 1977 г. пресса предрекала большое будущее. О STYX уже говорилось. Помнится, у отечественных меломанов успехом пользовались диски канадской группы SAGA, начавшие выпускаться также с 1977 г. Все эти коллективы на поверку оказались достаточно безликими и, как выяснилось, "коммерческое" начало в них превалировало над тем не сразу распознаваемым качеством, которое называют "истинным искусством".
Локальную популярность в рассматриваемом мини-цикле имели такие довольно "серенькие" группы как REO SPEEDWAGON, SURVIVOR, ANGEL и др.
Ну и, пожалуй, надо все-таки отметить и то, что в этом мини-цикле обретают известность и такие разработчики генеральной линии рока, являющиеся гражданами США, как Van Halen, David Lee Roth , Sammy Hagar, входящие в состав одной из ранних "кузниц, выковавших" будущих кумиров "харда", перерастающего в "металл".
Засветились в это время также, пусть и менее одаренные, но тем не менее "пионеры" хард-энд-хэви, такие как Ted Nugent, а также группы APRIL WINE, Y&T, MOLLY HATCHET.
Общую картину четырехлетки дополняли успешно действующие коллективы KANSAS, BOSTON, человек с гитарой Bruce Springsteen и не желающие самораспускаться, к тому времени уже ветераны, BEACH BOYS, JEFFERSON STARSHIP, GRATEFUL DEAD - родом из предшествующих четырехлеток. Не меняя принципиально свою линию, они своими работами в указанном периоде, тем не менее доказывали свое право на существование.
И все же сложившееся равновесие сил в известном противостоянии продлилось недолго, и начало предстоящего календарного десятилетия уже показало, что британцы - пока главные в мировой элите рок-музыки.
1NEW HOT ROCK, № 1-2, 1995, с. 21.
2Там же.
3Logan N. ...Book Of Rock, p. 301.
4Rock City, 1995, № 9, с. 47.
5Березовский П. Женский рок 1965-1995 годов. - газ. Легион, 1995, № 1, с. 7-8
6Там же, с. 9.
7Там же, с. 7.
8Кутинов А. - В кн.: Лирическая рок-энциклопедия, с. 115.
9Legion, № 1, 1995, с. 8.
<Назад> <Далее>
|