Путь рока
Вторая хард-роковая тройка - SLADE, NAZARETH, URIAH HEEP
Используя хоккейную терминологию, отметим, что это звено выдвигается на арену вслед за первой тройкой и активно атакует ворота (топы) во втором периоде! (четырехлетке) практически вровень с первой тройкой, порою даже превосходя ее в результативности (популярности). При этом надо отметить, что коллективы, вошедшие во вторую тройку формируются примерно в то же время, что и классические составы первой тройки. Поскольку же музыканты второй хард-роковой тройки наращивали свой потенциал постепенно и обрели свой классический стиль ближе ко второй четырехлетке "золотого периода" - по этому признаку мы их и объединили в искомую, то бишь, во вторую тройку.
Как и LED ZEPPELIN, команда SLADE отыграла весь "золотой период" единым, дружным и неделимым составом. "Эмбрионально" они зачинали еще где-то в середине 60-х гг., исполняя солянку, состоящую из "номеров" в стиле реггей, BEATLES и шлягеров "Motown", и имели при этом панкоподобный вид. Переломным моментом в их биографии явился все тот же 1969 год, когда некто Chas Chandler, открывший миру в свое время Джимми Хендрикса, обнаружил парней на их выступлении в лондонском Rasputins Club. Почуяв, что с них будет толк, с февраля 1969 г. Чендлер начал с ними серьезно работать: для начала, предложил им сократить название с AMBROSE SLADE до SLADE, придумал им новый сценический имидж (короткие джинсы, блестящие пиджаки и цилиндры), и дело пошло по нарастающей. Первый диск "Beginnings", еще шероховатый и нешумный, был выпущен в 1969 г. Первый хит "Coz I Luv You" появляется в 1971 г. Ну, а расцвета группа достигает в периоде с 1973 но 1976 год включительно.
Умиляли орфографические ошибки в названиях придуманных ими песен: "Look Wot You Dun", "Gudbuy T'Jane", "Cum On Feel The Noize" и пр. Поражал дикий рев, исходящий из луженой глотки вокалиста Нодди Холдера (Noddy Holder) на бесшабашных анархических рок-н-роллах, и в контрасте с последними его же. голос вышибал слезу в таких бесподобных по звуку номерах как "Every Day", "How Does It Feel", "In For A Penny", являющихся шедеврами рок-лирики. Удивляла обнаруживаемая при внимательном прослушивании изящность аранжировок, сопоставимая с консерваторским уровнем, и композиционное мастерство авторов, свидетельствующее о подлинном музыкальном таланте.
Последняя, достойная внимания пластинка "Nobody's Fools" выходит в 1976 г. Она уже меньше похожа на все предыдущие (год доведения до абсурда), но, тем не менее, великолепна по музыке. А вышедший после нее диск "Whatever Happened About To Slade" - это уже дань пришедшей моде на панк (с конверта диска на пас смотрят знакомые лица полюбившихся нам музыкантов, однако с бритыми черепами). Но это был уже очевидный спад, а "золотое время" группы осталось позади.
Вокалист еще одной легендарной группы под названием NAZARETH, как оказалось, тоже обладал луженой глоткой, сравнимой по этому качеству с голосовыми данными запевалы ансамбля SLADE. Dan McCafferty - так зовут этого шотландского парня. (А вообще в Шотландии, наверно, не очень любят петь чистыми голосами: мы еще поговорим о Роде Стюарте и Алексе Харви.) Пытаешься даже, со страхом, представить, сколько же должно быть выкурено никотину и выпито алкоголю, чтобы довести глотку до такого состояния (статуса)!
Формирование с наименованием NAZARETH было зарегистрировано опять-таки в 1969 г. До этого момента Dan McCafferty, Darryl Sweet и Pete Agnew "эмбрионально" поиграли в рамках состава с названием THE SHADETTES. Вместе с приходом Мэнни Чарлтона (Manny Charlton) появилось и новое название образо-вавшегося квартета. Первый диск ребята записали в 1971 г., второй "Exercises" - в 1972-м. Оба диска, представляющие эклектическую смесь рока, кантри и элементов шотландской музыки, особого успеха у публики не имели, хотя и содержали интересные творческие идеи.
Третий же диск "Razamanaz" (1973 г.) уже нес в себе элементы "утяжеленного звука" - с него и начинается стремительный взлет коллектива к мировой славе. В том же 1973 г. NAZARETH едут с DEEP PURPLE в мировой тур в качестве разогревающей группы. Роджер Гловер (басист DEEP PURPLE) берется продюсировать последующие диски НАЗАРЕТА, и хард-роковая направленность ансамбля обретает свои характерные очертания. Альбом "Hair Of The Dog" (1975 г.) многими критиками считается высшим достижением коллектива (и по теории так и должно быть). Проходит два четырехлетних периода деятельности ансамбля, включая выпуск альбома "Expect No Mercy" (1977 г.), после чего в группу приглашается еще один гитарист Zal Cleminson из SENSATIONAL ALEX HARVEY BAND (это событие активно освещалось в прессе тех лет) - и хард-рока в саунде группы становится все меньше и меньше, зато больше - лирических баллад. На рубеже 1980-81 годов происходит пертурбация в составе приглашаемых в группу лиц: в частности, уходит Cleminson - приходят клавишник John Locke и гитарист Billy Rankin. Но с 1981 г., после выпуска альбома "Full Circle" обнаруживается и спад массового интереса к творчеству группы. Дальше мы анализировать не будем. С НАЗАРЕТОМ тоже все ясно: хоть они и принадлежат к разряду долгоиграющих и, в принципе, благодаря, в основном, неповторимо колоритному вокалу, их можно еще слушать, но отведенное им историей время осталось в золотом периоде рока.
И, наконец, URIAH НЕЕР, который как и DEEP PURPLE был горячо любим советскими меломанами, но (нам все-таки не понять "буржуев") у них почему-то любим был меньше. Роемся в справочниках и обнаруживаем следующее: костяк группы (тогда она называлась SPICE) образовался в 1969 г. в составе Mick Box (gtr), David Byron (vcl), Al Napier (drm), Paul Newton (bs).
В судьбе сформировавшегося коллектива большую роль сыграл Gerry Bron -под впечатлением от прослушивания группы он подписал с ней контракт и принялся за менеджмент и продюсирование коллектива. Начали с изменения названия на URIAH НЕЕР.
Не прерывая выступлений на сцене и работы над первым альбомом, коллектив переукомплектовался и в 1970 г. в группе появился Ken Hensley, будущий автор большинства композиций URIAH НЕЕР "золотого периода". А дебютный альбом "...Very 'Eavy Very 'Umble..." вышел 19 июня 1970 г. С него и началось волевое воплощение задуманных в предшествующем году идей (согласно тезисам гороскопа). Шел поиск путей создания собственного неповторимого звука. "Salisbury", второй альбом, и особенно третий - "Look At Yourself" (1971 г.) - знаменовали уже ясное направление, подтвержденное сплоченным звуком. Можно обнаружить и не резкую, но осязаемую грань, знаменующую начало второго "гороскопического" этапа. Так и должно быть, если в потенциале избранного направления содержатся ресурсы для более глубокого развития каковыми и являлись в целом хард-роковые идеи. В соответствии с этим и у URIAH НЕЕР период с 1973 по 1976 год представляет расцвет их творчества. Альбом же 1976 г. "High & Mighty", (последний с участием Дэвида Байрона, обладателя уникального по тембру баритона) несмотря на критику, вполне еще приличный альбом. Как утверждает Мик Бокс: "Все как-то легчало. Все становилось менее тяжелым и более упрощенным". Ну и, как повелось, к рубежу 1976-77 гг. происходят решающие перемены. (Вспоминаются слова из песни BONEY М: "Не меняйте любовников среди ночи".) Дэвид Байрон за пьянство был уволен из коллектива в 1976 г. Уходит и великолепный басист Джон Уэттон (John Wetton).
URIAH НЕЕР продолжал существовать - на диске "Firefly" (1977 г.) пел уже другой вокалист. Ревнивые поклонники группы были разочарованы. Фактически звучала уже другая группа и было бы справедливо, если бы она сменила бы и название. Надо честно сказать, что не часто смена солирующего вокалиста в группах происхо дит безболезненно (как, например, у DEEP PURPLE - и то относительно). В случае с URIAH HEEP, на наш пристрастный взгляд, утрата Байрона была невосполнимой. Музыканты группы, тем не менее, продолжают работать, тасуя периодически состав, и, видимо намериваются "дотянуть свой корабль" до пенсии, но радости в этом мало.
Теперь обратимся к тому значительному пласту в британской рок-культуре, который, не имея четких очертаний, обрел, тем не менее свое определение в наиболее употребляемом термине art-rock (арт-рок) - он же интеллектуальный рок, прогрессив-рок, некоторые полагают, что он же - и симфо-рок и барокко-рок (хоть мы в нашей работе и не приветствуем полемику, уводящую в "терминологические дебри", но все-таки последние два определения мы не склонны рассматривать как полноценные синонимы главного). Опять же, если в общих чертах, то, по нашему разумению в качестве при емлемых признаков арт-рока можно выделить:
а) использование в рок-музыке приемов, свойственных классической европейской музыке, а, соответственно, и ощутимый отход от блюзовой и ритм-энд-блюзовой структур доминирующих музыкальных форм предшествующего периода,
b) более углубленный способ музыкального мышления композитора, хорошо ориентирующегося не только в европейской классике, но также в джазе и фольклоре. (Очевидно, что львиная доля достижений рока в этой области принадлежит британцам, а не американцам.)
Более того, диапазон используемых музыкальных выразительных средств у творческих деятелей арт-рока не ограничивается ориентацией только на ранее сложившиеся и получившие свое определение в устоявшихся терминах традиционные жанры и музыкальные формы. Они подразумевают и поиск совершенно нового звучания, не имевшего исторических корней (что, в частности, было свойственно и психоделии), а также конструирование беспрецендентных музыкальных форм.
В принципе, наиболее усердствующих в подобном устремлении музыкантов педантичные музыковеды называют авангардистами.
Вряд ли возможно свести исследуемый нами многогранный феномен рока к строго формализованной системе. Поэтому в плане классификации отдельных исполнителей у специалистов и возникают разночтения, что вполне естественно. Дальнейший обзор мы посвятим плеяде исполнителей, творчество которых в большинстве случаев относят к арт-року.
<Назад> <Далее>
|