Путь рока
Авангардисты - KING GRIMSON, GENTLE GIANT, VAN DER GRAAF GENERATOR
Особое и почетное место в истории рока занимает фигура Роберта Фриппа (Robert Fripp) и ведомого им состава под названием KING CRIMSON (это - очевидная вещь для любого мало-мальски грамотного меломана). Можно не приводить массу восторженных эпитетов и эмоционально заряженных определений - они в достаточной мере приведены и без нас.
Существенной же задачей для нас является выделить моменты, фиксирующие подчинение творчества и этой выдающейся личности временным ритмам структурного характера.
Решение создать "группу для сотворения современной классической музыки" возникло у Роберта Фриппа и его сотоварища Майка Джайлза (Mike Giles), игравших до этого вместе какую-то традиционную попсу, в конце 1968 г. после распада их группы. Успешный дебют нового ансамбля, в штат которого был принят и поэт-неосимволист Пит Синфилд (Pete Sinfield), состоялся 9 апреля 1969 года в концертном зале London Speakeasy Club. А в октябре появилась и первая абсолютно новаторская студийная работа группы, называющаяся "In The Court Of Crimson King" - глубокомысленный и необычайно сложный по тем временам альбом, который впоследствии был признан одним из шедевров рок-музыки.
Меняя музыкантов при записи каждого следующего диска, Роберт Фрипп находился в постоянном поиске, что в высшей степени талантливо воплощалось в содержании лонгплэев. Относительно стабильный состав 1972-1975 гг. реализовал три альбома, практически каждый из которых нес на себе печать авангарда (из-за чего мы и пристроили группу в искомую тройку), однако в них хватало и элементов всякого прочего толка: от классической музыки до хард-рока плюс концептуализм. Учитывая ритм структурного гороскопа, казалось бы, группа развалилась рановато, однако следует помнить, что Фрипп - прежде всего личность, а группа высококлассных музыкантов, собираемая им, являлась, по большому счету, лишь средством выражения идей бесспорного лидера, и в данном случае было не важно, что лейбл KING CRIMSON с 1975 г. был законсервирован. Фрипп продолжал работать в содружестве (как и прежде) с разными неординарными музыкантами (например, в 1976 г. выпустил совместно со своим приятелем - тоже большим экспериментатором - Брайаном Ино (Brian Eno) альбом "Evening Star"). Зато (как уже упоминалось в главе 3) четко к 1981 г. (год ПЕТУХА) возобновил деятельность с вывеской KING CRIMSON, но совсем с новыми людьми и с другой музыкой.
Крут поклонников у KING CRIMSON, несмотря на "закрученность" большей части их музыки, требующей и определенного состояния интеллекта, - тем не менее, весьма обширен, чем группа несколько и выделяются из данной тройки.
Два следующих в нашем обзоре коллектива, в сравнении с KING CRIMSON, предполагают преимущественно элитарного слушателя. Но поскольку мы обещали в выборе фаворитов ориентироваться не только на массовую популярность у слушателей, но и на так наз. "миро- вое значение", постольку и примите к сведению нижеследующую информацию.
Первая группа называется GENTLE GIANT. Аналитики в попытках определить ее стиль употребляют такие выражения как авангардный арт-рок, "концептуальный синтез KING CRIMSON и JETHRO TULL" (Э.Кастальский), "музыка, в которой причудливо переплетались элементы джаза, классики и рока" (А.Айвазян). А что касается ее оценки, то приводятся такие слова: "Джентл Джайнт внесли поистине огромный вклад в развитие мировой рок-музыки: это по-настоящему высокое искусство, близкое к вершине творчества - европейской сонатной классике" (В.Меньшов), "сверкающая вершина элитарного рока" (А.Кутинов). Композиции GENTLE GIANT были, пожалуй, самыми сложными в роке, а уровень исполнительской техники при этом приводил в изумление поклонников, которые затруднялись найти подобный уровень даже у самых крутых джазмэнов.
Как и в случае с KING CRIMSON, три брата Шулмана (Derek, Ray & Phil Shulman), составившие костяк группы, начинали с "попсы" в середине 60-х. Объединение музыкантов в основной состав (секстет) произошло в 1970 г. (чуть-чуть промахнулись с 1969 годом - но ничего, переживем.). Свою главную музыкальную концепцию ребята реализовывали вплоть до 1977 года, то есть почти восемь лет, после чего решили что-то поменять (как того требуют "ритмы и циклы"); в поисках популярности, к сожалению, направление этих перемен пошло в сторону упрощения и утяжеления звука. А "изменив" себе, они потеряли и уникальный саунд, а вместе с ним и верных поклонников, что неизбежно привело к закономерному краху. С распадом они "попали правильно" в 1980 год.
Peter Hammill, лидер группы VAN DER GRAAF GENERATOR - весьма уважаемый музыкант и композитор, без которого рок-музыка не была бы такой, какой мы ее привыкли воспринимать. Его отношение к музыке лишено коммерческого подхода, он создает музыку ради музыки. Кроме того, Хаммилл считается одним из луч- ших авторов песен Британии, тексты которых можно не только слушать, но и читать как стихи. "Настоящие герцоги арт-рока" (выражение А.Кутинова) излагают, пожалуй, самую глубокомысленную музыку в роке. При этом создаваемый Питером Хаммиллом и VDGG синтез джаза, рока и авангарда, несмотря на красоту и сложность большинства мелодий часто был настолько мрачен, что даже композиции, исполненные в мажорных тональностях, все равно звучали "минорно". Хаммилл повлиял на многие неординарные личности, в числе которых - Dawid Bowie, Peter Gabriel, Nick Cave, Mark Almond и ряд других. И в годы функционирования VDGG, и после распада Хаммиллом выпущено не менее 25 сольных альбомов, к записи которых он привлекал, в основном тех же музыкантов, что работали с ним в группе.
Хронология же фактов показывает нам, что у формирования, носившего базовое (были варианты сокращения полного названия) название VAN DER GRAAF GENERATOR, было примерно 12 лет жизни. Распалась группа в 1978 г. Еще в 1967 г., будучи студентом манчестерского университета, Питер организовал группу. Самые серьезные изменения в составе выпадают соответственно на 1969 год - приход Дэвида Джексона (Dave Jackson - духовые), и Ника Портера (Nick Porter - бас-гитара), а также на 1977 год - уход клавишника Хью Бэн-тона (Hugh Banton) и включение в состав скрипача Грэма Смита (Graham Smith). В качестве "эталона эпического арт-рока" - так окрестили стиль группы музыкальные критики - ими же, отмечаются альбомы "Pawn Hearts" (1971 г.) и "Godbluff" (1975 г.), что по годам их создания вполне соответствует тезисам нашей методологической доктрины. Хронология, однако, не показывает полного соответствия генезиса группы мэйнстри-мовским опорным датам (имеется в виду начало и конец совместного пути). Косвенное объяснение этому мы находим в том, что VDGG все-таки в значительной мере авангардное формирование, к тому же, как мы знаем, в ходу нынче понятие альтернативная музыка, а многие "альтернативщики" как раз считают Питера Хаммилла "своим" (есть даже мнение, что "Nadirs Big Chance", сольник Хаммилла 1975 года - первый английский панковский альбом). Возможно, что "альтернативность" и потянула в свою сторону.
<Назад> <Далее>
|