www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Концептуалисты- JETHRO TULL, ELP (EMERSON, LAKE & PALMER), JOHN MCLAUGHLIN

Ниже рассматриваемую тройку мы объединили по признаку, который представляет одно из заметных проявлений "золотого периода" и определяется как концептуальный рок. В создании "концептуальных альбомов" на протяжении двенадцатилетки было замечено немало и других исполнителей, в том числе и уже распределенные выше по тройкам PINK FLOYD, YES, KING CRIMSON, VDGG. Но, повторяясь, напомним, что мы, комплектуя подгруппу, старались выделить лишь одно объединяющее согруппников качество, наиболее, на наш взгляд, присущее данной компании. С другой стороны, мы также учитываем и оригинальность концепции, которую исполнители проводят в своих работах. По сему тройка и приняла настоящий вид.

Расшифровка музыкальной концепции, излагаемой Ианом Андерсеном (Ian Anderson), с возглавляемым им формированием под названием JETHRO TULL, повергла в изумление немало имеющих восприимчивые к настоящему искусству уши наших соотечественников. Более искушенные, в силу им дозволенного, проживающие западнее границ Советского Союза ценители рока, естественно, имели больше возможностей сразу оценить по достоинству незаурядную силу таланта Иана Андерсона и его "одноклубников". (Помнится, как энтузиасты рок-движения в далекие теперь 70-е годы умудрялись организовывать даже что-то вроде курса лекций по творчеству JETHRO TULL, которые прочитывались в "колыбели вольнодумства" МГУ, в фойе так наз. "высотки").

Ниже мы позволим себе сослаться на выдержки из весьма добросовестного и скрупулезного труда соотечественника А.В.Галина, к которому мы отсылаем поклонников этой замечательной группы1.

"Конец 60-х гг. был и остается "золотым веком" в истории рок-музыки, когда в одном тигле были замешаны воедино самые разнообразные стили и музыкальные формы - народная, симфоническая, джаз, блюз и т.д. Тогда же возникли такие оригинальные направления в роке, как психоделия и прогрессив, которые до сих пор привлекают внимание меломанов и оказывают большое влияние на рок-сцену. Можно назвать целый ряд коллективов, оставивших после себя богатое творческое наследие, - JEFFERSON AIRPLANE, YES, GREATFUL DEAD, KING CRIMSON, GENESIS, PINK FLOYD, PRO-COL HARUM, MOTHERS OF INVENTION, EMERSON, LAKE PALMER и целый легион их менее известных собратьев. И. Андерсон со своими коллегами находился тогда в первых рядах"2. "Песни Джетро Талл всегда легко запоминаются и распознаются при повторном прослушивании. Их музыку просто невозможно спутать с какой-либо другой. В ней чувствуется полное единство рок-н-ролла с классикой и фольклором, но при этом отсутствует подражание кому бы то ни было"3.

Теперь творчество группы мы протащим сквозь нашу "циклическую концепцию" (а А.В. Галин нам поможет). Костяк группы, куда уже входило несколько музыкантов из числа эпизодически привлекаемых и часто меняемых членов коллектива, сложился в 1965 г. и получил название по имени одного из музыкантов THE JOHN EVAN BAND, хотя руководителем единогласно был выбран Иан Андерсон. После смены ряда названий и участников в декабре 1967 г. остановились на названии JETHRO TULL. Видимо, будет справедливо узреть в эволюции коллектива ранний (если не хотите "эмбриональный") период с 1965 по 1969 год, включающий вышедший в 1968 г. и высоко оцененный критикой дебютный альбом "This Was". Стиль раннего периода творчества представлял собою в основном сплав джаза и ритм-энд-блюза, хотя звучание ансамбля было уже весьма оригинальным - с привлечением таких нестандартных для рока инструментов, как губная гармошка и, конечно же, флейта, ставшая атрибутом андерсоновских выступлений на долгие годы. В конце периода (гороскопические дела) 20 декабря 1968 г. группу покинул основной в борьбе за лидерство конкурент Яна Андерсона Mick Abrahams (который после ухода, кстати, активно отработал лишь 4 года: вначале в составе BLODWIN PIG, a затем выпустил пару сольников в 1971 и 72-м гг.).

"Золотой период" ансамбля созвучен Золотому периоду британского рока. Его начало отмечено выходом второго альбома JETHRO TULL в июле 1969 г. и названного "Stand Up", сразу взлетевшего на самый верх бри-ганского хит-парада - с него и начинается узнаваемый специфический саунд группы, в нем музыканты уже отошли от блюзовой формы и занялись тем, что впоследствии станет известным как прогрессивный рок. "Ни один из существующих музыкальных стилей уже не является для них достаточно емким, чтобы выразить их мысли, и поэтому они были вынуждены придумать свой собственный стиль"4. Апофеозом первой четырехлетки был альбом "Aqualang" (1971 г.), оцениваемый как одна из самых значительных работ коллектива. "Впервые в истории рок-музыки появилось нечто вроде концептуальной рок-оперы, в которой подвергалась нападкам религия"5.

В четырехлетке 1973-1977 гг. усматривается заметное стремление к расширению рамок выразительных средств, выходят четыре концептуальных альбома - от амбициозного "Passion Play" (1973 г.) до несколько легковесного "Too Old To Rock'N'Roll Too Young To Die" (1976 г.), задуманного как сюжет для фильма, так и не (пятого. (Кстати, в 1973 г. Андерсон, которого "достали" критики, чуть было не распустил группу.) Идея концептуальных альбомов нашла свое отражение и на сцене, когда во время выступления музыканты, наряженные в камзолы и чулки викторианской эпохи, устраивали настоящий рок-спектакль. "Если признаться честно, - размышляет Андерсон, - то я думаю, что мы помогли породить в рок-музыке нечто, впоследствии оказавшее довольно вредное влияние - нелепый и дорогостоящий элемент театральности, который приобрел теперь такое значение, что даже музыка отошла на второй план"6.

И, наконец, период с 1977 по 1980-й год включительно иллюстрирует дальнейшее развитие "джетро-талль-ской" тематики, которая несмотря на засилье панка и новой волны не теряет своей актуальности и хорошо принимается публикой. Выделяется по силе концептуальный альбом "Stormwatch" (1979 г.). "К июню 1980 г. тираж проданных альбомов ДЖЕТРО ТАЛЛ превысил цифру 20 миллионов, но группа оказалась фактически распущенной"7. Мудрый Андерсон по этому поводу говорил в своем интервью: "Чем дольше ты играешь с одними и теми же музыкантами одну и ту же музыку, тем сильнее портится твоя репутация"8. А вот слова гитариста группы Мартина Барре (Martin Вагге): "Когда Ян сказал, что надо бы временно разойтись, то я с ним вполне согласился. Я устал быть музыкантом в этой группе, да и в отзывах нас начали называть старомодными и деградирующими, а это очень обидно"9. Тем не менее в том же 1980 г. Андерсон, собрав новых людей, планирует записать сольник (он, однако, не смог обойтись без своего гитариста М.Барре), однако, проект под названием "А", реализованный в результате, сохранил и название группы. JETHRO TULL, продолжая работать, в последующие годы остался одним из тех немногих коллективов, чье и дальнейшее творчество можно считать оправданным, ибо интуиция такого мастера, как Ян Андерсон, создававшего свою музыку не для того, чтобы радовать критиков, не позволяла ему делать то, за что бы он потерял уважение своих поклонников.

Трио EMERSON, LAKE & PALMER было образовано прежде всего благодаря активной инициативе пианиста Кита Эмерсона (Keith Everson), имевшего до создания группы опыт игры в ряде ансамблей, в процессе работы в которых он "эмбрионально" вынашивал идеи, определившие стиль будущего знаменитого трио. Оценивая вклад и стиль реализованного Эмерсоном проекта, музыковеды отмечали прежде всего новаторский подход, заключающийся в активном вовлечении в рок-процесс клавишных, в стиле группы отмечалось наличие элементов и хард-рока, и концептуального джаз-рока, и симфо-рока и классик-рока, но все же "большинством голосов" трио причисляют к суперзвездам арт-рока.

Ну, а методологически эволюцию группы мы предлагаем рассмотреть следующим образом. Кит Эмерсон покинул свой последний коллектив NICE в 1969 г. - и с этого года фактически уже начал экспериментировать в паре с басистом и вокалистом Грегом Лэйком (Greg Lake). В том же году они уже познакомились и с барабанщиком Карлом Палмером (Carl Palmer), который обещал присоединиться к паре. Надо сказать, что Эмерсоном, как варианты, задумывалось пригласить в будущий ансамбль Джими Хэндрикса вкупе с барабанщиком Митчем Митчелом, или же Рэнди Бэкмена из Канады - нужен был классный гитарист. В результате "вежливого отказа" пришлось Грегу Лэйку браться за гитару, и когда к коллективу примкнул-таки Карл Палмер, с 1970 г. началась волевая реализация задуманного.

Успех пришел сразу. Апофеоз - 1971 год, когда были выпущены "Pictures At An Exhibition". Как отмечает В.Меньшиков в своей "Энциклопедии рок-музыки": "Музыканты ЭЛП подали беспрецедентный пример пропаганды великого наследия прошлого современными методами. Доступность "Картинок" в рок-изложении - прямая ступень к пониманию основ европейского симфонизма, и потому вклад этой работы в развитие современной музыки трудно переоценить"10. При всем при том, несмотря на большой успех группы и высокую оценку критикой ее пяти альбомов, выпущенных в интервале с 1970 по 1973 год, нам думается, что подобный стиль (речь идет о синтезе классической музыки и рока) долго держаться в моде в принципе не может. Отсюда, видимо, и ранний кризис идей. До 1977 года об ELP практически ничего не было слышно. Реализация их последующих проектов "на виниле" дала еще три овеществленных наименования: двойной альбом "Works, vol. 1" (1977 г.), "Works, vol. 2" (1978 г.) и "Love Beach"(1978 г.). Реакция на эти работы у публики оказалась прохладной: ни усложнение музыки на "Works", ни возврат к старому (стилю) к тому времени не казались уже актуальными. В начале 1980 года группа самораспустилась. (Усеченный 12-летний цикл.) Концептуаль-ность в творчестве группы - очевидна.

Не подумайте, что личность, о которой дальше пойдет речь, включена в данную тройку только потому, что нам ее некуда было втиснуть. Уже упоминаемый ранее гражданин Великобритании John McLaughlin классифицирован специалистами как мастер арт-фьюжн. С другой стороны, он же - разработчик оригинальной музыкальной концепции, в которой хоть и ощущается влияние Майлса Дэвиса сотоварищи, совершившего новаторский поворот в джазе, однако прослеживается и "собственноручное" расширение рамок джазовых традиций путем ввода в структуры своих композиций элементов жесткого хард-рока, а также мелодических приемов из арсенала восточных, в частности индийских, музыкантов. Под руководством Джона Маклафлина был создан и ряд концептуальных альбомов, вошедших в анналы современной музыкальной культуры.

Как известно, выдающиеся мастера джаз-рока преимущественно рождаются (ну, а уж вырастают, точно) на американской земле.

Джон же в глазах мировой музыкальной общественности не только мог успешно конкурировать с американскими коллегами, но и по сути дела на сегодняшний день остался непревзойденным в технике скоростной игры гитаристом, а главное, что подобной оригинальной и филигранной техники исполнения в роке просто ни у кого нет.

Этапы творческого пути маэстро:

В начале 60-х примкнул к британскому ритм-энд-блюзовому движению: коллективы - Грэхема Бонда (Graham Bond), Брайана Оджера (Brian Auger), сессионная игра. По зову сердца уехал в Америку, где в 1969 г., получив приглашение от самого Майлса Дэвиса, участвовал в записи его эпохальных альбомов "In A Silent Way" (1969 г.) и "Bitches Brew" (1969 г.). В том же году Джон записывает в Англии и свою дебютную пластинку "Extrapolation" - начало "большого пути". Апофеоз первого этапа - альбом "My Goals Beyond" (1971 г.) и образование легендарного MAHAVISHNU ORCHESTRA, просуществовавшего четыре года. Всю двенадцатилетку параллельно записывает альбомы с разными уважаемыми в музыкальной среде музыкантами. "Этапный" альбом 1981 г. "Friday Night In San Francisco" (с Ди Меолой и Пако Де Люсией), с этого момента Маклафлин, сделав выбор в пользу акустической гитары, остается ей верен, похоже, навсегда. К 1985 г. практически отказывается от сольной деятельности после неудачной попытки в конце 1989 г. воскресить MAHAVISHNU ORCHESTRA.


1Галин А.В. История группы JETHRO TULL, менестрели рок-н-ролла. М.: АОЗТ "Оникс", 1996.

2Там же, с. 17.

3Там же, с. 19.

4Галин А.В. История группы Jethro Tull, с. 16.

5Там же, с. 24.

6Там же, с. 30-31.

7Там же, с. 50.

8Там же, с. 51.

9Там же, с. 52.

10Меньшиков В. Энциклопедия рок-музыки. Ташкент: "Узбекистон", 1992, с. 115.



<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru