Путь рока
Тройка блюз-рока - JOHN MAYALL, ERIC CLAPTON, FLEETWOOD MAC
Если в джаз-роке британцы на фоне американских коллег, и не сильно преуспели, то блюзовую линию, принятую всей душой, сумели поднять достойно, чему подтверждение - имена, составляющие следующую тройку. Собственно говоря, все действующие лица тройки варились в одном котле. Упоминаемая в первой главе одна из составляющих британского мэйнстрима представлена в виде лондонской линии, где зарождалась британская школа блюза (Chris Barber, Alexis Korner, Graham Bond и др.). Интересующихся серьезно историей британского "белого" блюза в очередной раз отсылаем к изданию "Забриски Rider"1, - в котором можно обнаружить с любовью изображенное генеалогическое древо под названием "JOHN MAYAL'S BLUES-BREAKERS - как основная ветвь британского блюза", где на ветках сидят и наши "герои". ОББ, как душевно окрестили Джона Мэйлла (John Mayall) в статье "Чеширский блюзмен" (Забриски Rider), расшифровывается как Отец Британского Блюза (Alexis Korner же, в свою очередь - ПББ, то есть Праотец Британского Блюза. Он создал "питательный бульон" в виде BLUES INCORPORAITED). John Mayall, прибывший в Лондон из Манчестера, явился как бы катализатором по ускорению формирования британского блюза. Именно Мэйлл создал "по-капиталистически четко отлаженный конвейер Подлинных Талантов" - имеется в виду его "творческая лаборатория" BLUESBREAKERS, функционирующая с 1963 г., через которую прошли главные герои Британского Блюза (в том числе и члены нашей тройки), достойно вступившие в "золотой период рока" и пошедшие дальше.
Для рок-меломанов старшего поколения Джон Мэйлл воплощает "белую душу, смертельно раненную черным блюзом" (вспомним образ Джанис Джоплин) и неподражаемый британский стандарт качества. Не имея возможности сильно растекаться исследовательской мыслью по древу, кратко отметим, в соответствии с применяемой методикой, годы, являющиеся этапными, прояснив, как они отразились в творческой работе Джона Мэйлла.
В 1961 г. состоялся "судьбоносный" первый разговор Алексиса Корнера с Джоном Мэйллом, после чего по рекомендации ПББ Джон полнокровно вливается в BLUES SINDYCATE, функционирующий в городе Манчестере. В 1965 г. Мэйлл приглашает уже в свой коллектив BLUESBREAKERS Эрика Клаптона (к этому времени Джон Мэйлл и Эрик Клаптон снискали репутацию двух лучших блюзменов Англии) Поскольку в "золотом периоде" внимание массовой публики было обращено преимущественно в сторону многоцветного феномена хард-арт-глэм-роковых проявлений, то творческая деятельность Мэйлла оставалась несколько в тени модных течений. Тем не менее, ОББ настойчиво и последовательно развивал ставшую теперь и британской блюзовую традицию и был отмечен благодарным вниманием подлинных ценителей джаза и блюза. В 1969 г. выходит его альбом с красноречивым названием "The Turning Point" ("Тючка поворота"), представляющий акустический джазовый экзерсис. В записи этого альбома Мэйлл отказывается от электрогитары и ударных, таким образом на время повернув руль в сторону акустического джаза. Впоследствии он периодически возвращается к "истокам, корням, основам", в частности, появились превосходные блюзовые записи в альбоме "Banquet In Blues" (1976 г.). Хотя и в 80-е годы блюз также не определял положения дел на мировой музыкальной сцене, репутация Джона Мэйлла оставалась высока, как и прежде.
В одной из авторитетных рок-энциклопедий творчество Мэйлла суммировано так: "Это - харизматический персонаж, послуживший катализатором в создании ряда лучших белых и мульти-роковых ритм-блюзовых групп всех времен. Сколь ни велики его собственный импровизированный дар и фантазия, Мэйлл остается в анналах рока еще и как "шлифовальщик таланта" ряда замечательных международных звезд"2.
"Божественный" талант Эрика Клаптона (Eric Clapton) полноценно раскрылся именно в "творческой лаборатории" Джона Мэйлла, куда он был приглашен в мае 1965 г. (с 1966 г. на стенах британских домов стали появляться надписи "Clapton Is God"). До этого момента Эрик успел отметиться в другой не менее известной "лаборатории", называющейся YARDBIRDS. Но там было, по мнению Клаптона, маловато блюза, с другой стороны, его не устраивало и то, что ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ стали заметно "попсоветь". "Я тогда был фанатиком блюза, - объясняет Клаптон, - все, что не относилось к "черной музыке", - меня не интересовало вообще"3. Любопытно и то, что во время двухмесячной "самоволь- ной отлучки" (август-октябрь 1965 г.) Клаптона из пункта дислокации BLUESBREAKERS в коллектив на время заглянул (и приглянулся Джону Мэйллу) будущий флитвудмэковец Peter Green, а также был принят на работу и басист Jack Bruce, с которым Эрик в 1966 г. образовал легендарное трио CREAM. (Последний ансамбль треснул по швам в ноябре 1968 года.)
"Переломный" 1969 год в биографии Клаптона отмечен образованием недолговечной супергруппы BLIND FAITH. В конце того же года (года ПЕТУХА) Эрик начинает записывать и свой первый соло-альбом. Таким образом, "золотой период рока" музыкант встретил уже в ранге сформировавшейся "звезды". Известный американский журналист Роберт Палмер так характеризует новаторские элементы в творчестве Мастера: "Выложив фундамент своего стиля из "кирпичиков", заимствованных у Фредди Кинга и Отиса Раша, Клэптон отнюдь не ограничился имитацией: он вышел к широкой аудитории с новой техникой владения "вибрато" и "састэй-ном", целым набором оригинальных ходов, но главное - своим собственным блюзовым языком"4.
Из-за душевных потрясений всю первую четырехлетку музыкант практически не творит, а горюет и употребляет "колеса". Правда, в 1970 г. он успевает записать в составе ансамбля DERECK AND THE DOMINOS свою знаменитую вещь "Layla". Тем не менее в 1973 г. он таки принимает решение (а в год БЫКА это принято) и начинает проходить курс лечения от наркомании - параллельно с этим постепенно вовлекается в творческую работу (однако наркотикам он находит замену в виде алкоголя). Его работы, выпущенные в четырехлетку 1973- 1977гг., сильно яркими назвать трудно, но все же изголодавшиеся по его творчеству поклонники способствовали появлению произведений музыканта в "топах". В 1975 г. (так и должно быть) весьма достойным получился его концертный альбом.
С 1977 по 1981 год в альбомах Клаптона обнаруживается постоянная модель их построения: смесь баллад, блюзов и AOR5, среди которых были и "бессмертные" хиты, как-то: "Wonderfool Tonight" (1977 г.), "Tulsa Time" (1978 г.), "I Can't Stand It" и "Another Ticket" (1981 г.). На счет Клаптона вполне уместна крылатая поговорка: "Мастерство не пропьешь". Участие Эрика в знаменитом "Live Aid" (1985 г.) явилось еще одним поворотным пунктом в его карьере. Он опять в фаворе. В 1989 г. Клэптона вновь признают лучшим гитаристом мира. Его "MTV Unplugged" приносит в 1993 г. сразу шесть (!!!) "грэмми". И, возможно, именно знаменитый, Клаптон открывает первую страницу некоего нового качественного этапа (12-летки или 36-летки). В 1993 г. крут для него замкнулся: песни Брунзи, Ледбелли и Р.Джонсона вернулись в его акустический репертуар. (Неужели Вы еще не убедились, что "структурный гороскоп" - все-таки не лженаука?)
История ансамбля FLEETWOOD MAC, как и история CREAM, фактически начинается в том же BLUES-BREAKRS. После прихода в 1966 г. в мэйлловскую лабораторию Питера Грина, достойно заменившего Клаптона, в апреле 1967 г. в коллектив на месячишко заявляется ударник и пьяница Mick Fleetwood (кстати, Мик Флитвуд в качестве участника профессиональной группы ВО STREET RUNNERS начинает карьеру в 1965 г.). John McVie, член BLUESBREAKERS, обнаружил в пришедшем "родственную душу", так как тоже любил "пригубить". Тем не менее инициатором создания новой группы явился именно Питер Грин, и весной 1967 г. дело было сделано - ансамбль FLEETWOOD MAC начал функционировать как самостоятельная единица. "Виниловое явление народу" происходит в 1968 г. Кульминация раннего этапа группы - попадание в ТОР-5 в 1969 г. гринов-ских вещей "Man Of The World" и "On Well". Грин же в результате воздействия стресса и наркотиков постепенно отдаляется от руководства коллективом, что становится заметным уже после выхода лонгплэя "The Play On" (1969 г.) В 1970 г. принимается в ансамбль первая женщина Cristine Perfect и присваивает фамилию Джона, став по паспорту McVie. Вплоть до 1973 г. звучание группы ориентировано на традиционный блюз.
С выходом альбома "Penguin" (1973 г.) становится заметно изменение саунда: "новый белый блюз" значительно обогащается элементами хард- и арт-рока. Пластинка, выпущенная в 1975 г. и названная "Fleetwood Mac", предельно долго держалась в ТОР-200 журнала "Billboard". Примерно та же участь постигла и альбом "Rumours" (1977 г.), по времени нахождения в ТОР-200 обе пластинки в 70-е годы уступали разве что только пинкфлойдовскому "Dark Side Of The Moon". Примкнувшая к коллективу вторая вокалистка Stevie Nicks в паре с Кристиной во многом определяли своеобразное звучание группы, начиная с середины "золотого периода". В 80-е годы в саунде группы (в поисках коммерческого успеха) ощущаются уже и элементы эстрады (период такой). Но тем не менее, FLEETWOOD MAC остаются одной из самых популярных в мире рок-групп, ориентированных на блюз, то есть сохраняющих его ДУХ.
В порядке шутки предлагается к рассмотрению следующее распределение ролей в данной тройке: John Mayall - блюз-отец, Eric Clapton - блюз-сын, FLEET-WOOD MAC - святого блюза дух.
1См. статью "Чуширский блюзмен" в "Забриски Rider", № 1, с. 50-53.
2См. газ. "ROCK FUZZ" (С.-Пб.), 1993, № 12, с. 26.
3"Забриски Rider", № 1, с. 48.
4См. газ. "Анонс-Hot Rock", 1994, № 8, с. 12.
5AOR - аббревиатура от англ. "Adult Oriented Rock", что расшифровывается как "рок ориентированный на взрослых".
<Назад> <Далее>
|