www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Индивиды непоющие - RICK WAKEMAN, MIKE OLDFIELD, BRIAN ENO

В тройку объединены фавориты рок-аудитории, покорившие ее своими достижениями в инструментальной ипостаси рок-музыки. Каждый из них достаточно знаменит, и в "золотом периоде" топчет свою индивидуальную тропу, раздвигая жанровые рамки рока как музыкального искусства. Вокал им оказался без надобности - они показали, что успеха можно добиться и так (хотя все-таки кое-где вокалирование и у них имело место).

Рика Уэйкмана (Rick Wakeman) считают одним из величайших органистов современности. Знаменит он стал, конечно, благодаря работе в коллективе YES. Его же сольные проекты показали, что он и сам что-то может. Получив высшее образование в Британском королевском музыкальном колледже, Уэйкман, как свидетельствуют справочники, серьезно занялся рок-музыкой с 1969 г. Он привлекался в качестве сессионного музыканта к сотрудничеству с такими асами, как Dawid Bowie, Marc Bolan, Cat Stevens. В 1970 г. поработал в составе интересного коллектива STRAWBS, откуда его в 1971 г. сманили в YES. Период исканий, становления стиля - это первый четырехлетний этап. На протяжении четырехлетки 1973-1977 гг. Уэйкман выпускает блестящую серию из пяти альбомов. "The Six Wives Of Henry VIII", выпущенный в 1973 г. и "The Myths And Legends Of King Arthur..." в 1975-м - это, как минимум, два шедевра. В них - и монументальный концептуализм, и виртуозный симфо-рок, и всякие прочие достоинства, и это было к тому времени достаточно свежо и необычно. Еще три альбома "Journey To The Centre Of The Earth" (1974 г.), "Listomania" (1975 г.), "No Earthly Connection" (1976 г.) безусловно достойны того, чтобы всю серию включить в разряд рок-классики. После записи первого сольника Рик Уэйкман покинул группу YES, вернулся же в нее еще на четырехлетку в 1977 г. В это четырехлетие он больше интересен работой в составе YES, хотя его сольники и продолжают иметь успех у поклонников музыканта.

Покинув YES в 1980 г., Рик вновь отдается сольной работе. В этот период в его творчестве становится уже заметным отход от монополии симфонизма и ощущается тяготение к хард-роковому звучанию. К середине 80-х обнаруживает себя кризис идей, и музыкант практически забросил работу в студии. Ну, а следующий этап отмечен объединением с бывшими коллегами по YES и выпуском в 1989 г. альбома в компании с Джоном Андерсоном, Стивом Хоу и Биллом Брафордом, а также альбома "Union" (1991 г.), где собрались бывшие "йесо-вцы". Вряд ли вы будете оспаривать, что четырехлетние циклы в творческой деятельности Уэйкмана очевидны.

Еще один "славный малый" по имени-фамилии Mike Oldfield показал, что музыкант, если он талантлив и упорен, то может обойтись и без ансамбля (сам-бля). То есть, он доказал, что можно вот так, плюнув на всех, засесть в студии, грамотно сыграть на разных инструментах, записать все это и наложить, образовав одну общую кучу звука, которую потом назовут шедевром. И таких шедевров получилось целых два: "Tubular Bells" (1973 г.) и "Ommadawn" (1975 г.). (Обратите все же внимание на даты!) Такая вот деятельность (по наложению) называется мулыпиинструментализмом. Метод многократного наложения в то время хоть и не был оригинальным (например, Джон Мэйлл уже выпускал в 1967 г. альбом "The Blue Alone", где сыграл все партии инструментов самолично), но новаторским получился саунд: "спокойная, исполненная достоинства и мистики смесь величественных напевов и мелодий разных народов, классической музыки и прогрессив-рока"1.

Расклад по этапам - примерно такой. Еще в 14 лет, в 1968 г. Олдфилд выступал дуэтом вместе с сестрой Sally. Потом перестал петь и поиграл в группах BAREFEET и у Кевина Эйерса (Kevin Ayers). To есть этап становления, можно сказать, начинается там же, где и начало "золото- го периода рока". Четырехлетие 1973-1977 гг. идет в зачет как "шедевральный период" в силу вышеуказанных обстоятельств. До 80-х гг. Олдфилд продолжает создавать масштабные рок-хиты на темы английского музыкального фольклора, хотя в это же время был замечен и "в порочащих связях" с танцевальной музыкой. А затем (в период коммерциализированного рока) начал писать и песни, многие из которых стали хитами: однако, несомненно, приоритетным у него оставалось все же создание инструментальных композиций. Творчество Олдфилда, как и у других классиков, бесспорно повлияло на становление целого ряда исполнителей. Майк Олдфилд - до сих пор видная фигура на рок-сцене.

И еще одна личность занимает особое и почетное место в рок-искусстве. Недостаточно сказать, что он мультиинструменталист и композитор: главные его рабочие качества (если в двух словах) - экспериментатор и продюсер. В объединении именно двух последних качеств, возведенных, как минимум в квадрат, и состоит его особая миссия в рок-музыке. Вот слова этого человека, излагающие суть творческого процесса и роль в нем продюсера, к тому же созвучные одному из тезисов нашего исследования: "...чтобы добиться успеха, достаточно одной-единственной свежей идеи, и потом ее можно эксплуатировать до конца жизни. Но порой внутри такого монумента просыпается что-то - то ли совесть, то ли жажда настоящего творчества, - и это что-то говорит: "теперь моя очередь!", но слабому голосу трудно пробиться сквозь монумент. И тогда должен прийти кто-то со стороны, прислушаться и сказать: "А в этом что-то есть, это действительно интересно", и высвободить новое, пробуравить толстые стены. Вот в этом и заключается моя работа, работа продюсера: найти живые семена, вскормить их и высадить в благодатную почву"2.

Брайану Ино (Brian Eno), автору вышесказанного, противопоказан коммерческий успех, так как он тер- петь не может "все эти глупости, что слышишь в каждой второй песне, типа "Детка, я хочу держать тебя в объятиях". Поэтому он так же, как и коллектив его молодости ROXY MUSIC , - альтернативщик внутри британского мэйнстрима.

Эскиз творческой биографии Мастера:

Изучал изобразительное искусство с 1966 по 1969 год. Наряду с этим самоучкой занимался электронной музыкой, с 1969 г. в Лондоне работает конструктором электронной аппаратуры. Как мы уже знаем, с 1971 по 1973 г. - в ROXY MUSIC. Освободившись, пошел вовсю экспериментировать со звуком, выдав целый букет разноплановых альбомов, как собственных, так и в сотрудничестве то с тем, то с другим таким же неугомонным музыкальным фантазером. Вот неполный перечень их имен: Robert Fripp, Kevin Ayers, Nico, Jon Hassel, Harold Budd, Dieter Moebius, David Byrne, Dawid Bowie. Дробить 12-летку на циклы - бессмысленно, так как каждый альбом у Брайана Ино не похож на предыдущий. К началу же следующей 12-летки авторитет Ино уже не поддавался ни малейшему сомнению - и на этом, пожалуй, достаточно о нем.


1Кутинов А. Лирическая рок-энциклопедия, с. 135.

2Костальский С. Рок-энциклопедия, т. 1. М.: "Общественное мнение", 1995, с. 288-289.

<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru