www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Четырехлетки 1969-1973 гг. и 1973-1977 гг.

Если уж мы выделили "генералитет" (о чем свидетельствует вышеприведенный отчет), то это предполагает и наличие целой армии "солдат рока". И действительно, энтузиазм, охвативший британских парней в те годы, был настолько массовым, что он породил и море разноплановых ансамблей ("боевых подразделений"). По некоторым данным, примерно чуть ли не один из каждых четырех британских юношей состоял в какой-нибудь рок-группе. (Прикиньте, при населении Великобритании в 50 млн. с лишком - какая в сумме получится цифра.) Поэтому в дальнейшем обзоре мы ограничимся лишь героями, "боевые заслуги" которых достойны присвоения им званий "старшего офицерского состава". Обозреть же подробно, что дал нам британский рок "золотого периода", не позволяют нам ни время, ни формат этой книги, да это может и утомить читателя (спасибо, если у него хватило терпения дочитать хотя бы до этого места).

Две четырехлетки "золотого периода" проходят как бы на одном дыхании, ввиду того, что разрабатываемая мэйнстримовская тематика имела высочайший потенциальный заряд, которого вполне хватало до 1977 года.

Наиболее заслуженными и интересными, на наш взгляд, из числа не включенных в состав "тридцати шести генералов" и тяготеющих к хард-роковой струе ансамблей мы бы выделили в первую очередь ансамбле SPOOKY TOOTH, WISHBONE ASH, THIN LIZZY. Каждый из них, безусловно, имеет индивидуальное творческое лицо.

SPOOKY TOOTH относят к представителям "первой волны" так называемого прогрессивного рока (существует еще и такой термин). Начинали формироваться во второй половине 60-х гг. (костяк группы собрался на базе ансамбля VTPs в 1965 г.). 1969 год SPOOKY TOOTH отметили первой удостоенной повышенного внимания ценителей рока работой в виде альбома "Ceremony". Вплоть до 1973 г. (включая LP "Witness") выпускают зрелые, интригующие своей гипнотически-тяжелой "минорностью" альбомы. В составе группы пребывали весьма уважаемые музыканты, чей "удельный вес" в роке весьма велик. Серьезная реконструкция состава происходит опять-таки в 1973 г. Однако коллектив не смог удержать достаточный уровень популярности - они немножко передержали, что показал их не очень удачный диск "Mirror" (1974 г.). Разойтись бы им было эффектнее в 1973 г. Тем не менее два четырехлетних цикла в их творчестве явно просматриваются.

Другая именитая группа WISHBONE ASH одной из первых в рок-музыке начала использовать две параллельно солирующие гитары. Очень хороши в их исполнении баллады. Группа является истинно мэйнстримов-ским коллективом: образовались в 1969 г., в 1981 г коллектив покидает один из его основателей Martin Turner, его место на время оккупирует знаменитый John Wet-ton. Хотя группа официально и не распалась, но в 80-е годы творческую активность заметно снизила, в чем ус-матривается признак добросовестного отношения к делу.

Группа THIN LIZZY с колоритным фронтменом Филом Лайноттом (Phil Lynott), внедрившим в исполнение специфическую "торопливо-захлебывающуюся" манеру вокалирования, так же как и WISHBONE ASH занимала высокие места в топах на протяжении всего "золотого периода", однако к 1983 г. исчерпалась и была распущена. Группа "зарегистрирована" в 1970 г., дискография же коллектива растянулась как раз на 12 лет (дебютный диск они выпускают в 1971 г., последний "Thunder And Lightning" - в 1983-м).

Из числа других коллективов, внедрявших в массы культуру "утяжеленного звука", с начала "золотого периода" не забудем упомянуть и группу UFO, выступающую с неровным успехом, однако собравшуюся в цельный состав в "удобный" для этого дела 1969 год. В 1973 г. музыканты UFO приняли в свои ряды авторитетного немецкого гитариста Михаэля Шенкера (Michael Schenker), с приходом которого связано начало полосы успеха в жизни группы. Распались в один из "шатких" годов (1985 - год БЫКА).

В 1969 г. образовалось формирование HUMBLE PIE, рейтинг участников которого был весьма высок в рок-среде. Постепенно утяжеляли звук и после 1973 г., в результате корректировки стиля, добиваются своего высшего успеха. Дважды распадались - в 1981 г. окончательно.

В 1969 г. с дебютного альбома, имеющего длинное название "With A Little Help From My Friends" начинает добиваться успеха и ныне живущий (с виду пожилой человек) Joe Cocker. Он долго вытаптывал свою сольную тропу и своим хриплым голосом до сих пор зарабатывает себе неплохие деньги.

Ко второй четырехлетке на арену выходят еще пару ансамблей, музыкальная деятельность которых в направлении развития хард-роковой линии привлекла пристальное внимание любителей рока (в том числе отечественных). Трио BUDGIE хоть и образовалось еще в 1968 г., обрело свой сформировавшийся почерк именно во второй четырехлетке. Кризис их настиг к 1983 г. .

Другого коллектива под названием GEORDIE хватило лишь на четырехлетку и три альбома "Hope You Like It" (1973 г.), "Don't Be Foolled By The Name" (1974 г.) и "Save The World" (1976 г.). Зато они до сих пор имеют спрос у коллекционеров (особенно второй альбом).

Определенных успехов в поисках славы добилась и группа SWEET, стартовавшая в соответствии с "правильным мэйнстримовским графиком в 1969 г., и также "правильно" распавшаяся в 1980 г. Группа ориентировалась на коммерческий саунд в хард-роке, но в целом не нашла яркого индивидуального лица, несмотря на "правильный график" - слишком тесно уже было под солнцем.

Ну, и напоследок в этой компании отметим многоликого и плодовитого Манфреда Манна (Manfred Mann), таки нашедшего успех в золотом периоде рока, наследив в нем парой удачных альбомов "Solar Fire" (1973 г.) и "Nightingales And Bombers" (1975 г.). Хоть Манн и не самый удачливый человек мэйнстрима, тем не менее метаморфозы, происходящие с его творческой деятельностью демонстрируют "ритмы цикличности": новый состав он набирает в 1968 г., а определяющие стиль кадровые перестановки в его коллективе происходят в подходящие для этой цели годы: 1976-1977 гг., а также 1980- 1981 гг., в чем любознательный читатель может убедиться самостоятельно, обратившись к справочным источникам.

Из коллективов, стилю которых больше всего подходит определение арт-рок и оставшихся за чертой "генеральского списка" стоит назвать прежде всего такие ансамбли как MOODY BLUES, FAMILY, HAWKWIND, STRAWBS, CAMEL.

MOODY BLUES, как группа, впервые заявили о себе еще в 1964 г. концертом в Бирмингеме и выпуском сильного сингла "Go Now". Дискография же этой группы начинается с 1965 г. (LP "Moody Blues"). Ансамбль не играл виртуозную музыку, но члены группы несомненно обладали композиторскими талантами, более того их называют чуть ли не основателями симфо-рока. Группа обрела свою широкую аудиторию поклонников и выступала с равномерным успехом вплоть до 1973 г. На всю вторую четырехлетку "золотого периода" они "притихли", так как почувствовали, что им пока нечего сказать нового, а в третьем четырехлетии коллектив снова выплывает наверх: диск "Octave" (1978 г.) получил очень хорошие отзывы. В 1981 г. ("год перемен") MOODY BLUES обретают очень ценного музыканта Патрика Мораца, знакомого нам по YES. Сообщений о распаде коллектива пока не обнаружено.

Костяк другой известной группы из разряда предтеч арт-рока (Roger Chapman, Rick Grech, Charlie Whitney, Jim King) сформировался в 1965 г.. Название FAMILY появилось несколько позже - с присоединением к четверым упомянутым музыкантам в 1967 г. Роба Таунсенда (Rob Townsend). Первые 4 года группа обретала популярность у публики своей уже зрелой, с элементами авангарда, музыкой. В 1969 г., как мы знаем, Рик Греч сделал реверанс, вступив на некоторое время в члены супергруппы BLIND FAITH. Тем не менее группу FAMILY преследовал нарастающий успех вплоть до ее распада в 1973 г. Довольно почитаемая, в рок-кругах личность по кличке "Chappo" (Roger Chapman) после распада FAMILY была "уличена" в деятельности коллектива с колоритным названием STREETWALKERS (что значит в переводе "Проститутки"). Чапмен продолжал самовыражаться и после ликвидации ПРОСТИТУТОК в 1977 г. (Иногда мы все-таки позволим себе потеребить читателя: не кажется ли Вам, что в перечисленных фактах заметно кое-что, напоминающее "цикличность"?)

Группировка под названием HAWKWIND также занимает свою почетную нишу в "золотом периоде", благодаря своему характерному крену в рок-психоделию. Образовались в 1969 г. (Что же за год такой?) К 1973 г. заметно утяжеляют саунд, используя в концертах балетную группу, световые и пиротехнические эффекты. Выпускают концептуальные альбомы, имеют, помимо несомненных достоинств и собственное лицо, и на протяжении семидесятых годов регулярно попадают в "горячую десятку".

Весьма основательная группа STRAWBS (название закрепилось в 1968 г., фактически же существовала под названием THE STRAWBERRY HILL BOYS с 1967 г.) по сути дела расчистила дорогу для таких монстров арт-рока как GENESIS и YES. Фолк-рок, синтезированный с классическими мотивами, давал весьма интересный эффект, с акцентом на клавишное звучание. Дебютный альбом вышел-таки в 1969 г. А распался ансамбль в 1978 г., отработав три неполных четырехлетки.

Во второй четырехлетке "золотого периода" к плеяде маститых коллективов арт-рока пытается примкнуть еще один коллектив с "парнокопытным" названием CAMEL (см. далее). Образовались в 1972 г. из обломков группы PILOT. Дебютный диск же выпускают в 1973 г. (формулируя решение гнаться за уже ушедшими вперед - это на верблюде-то). Группа обрела стойких почитателей своего таланта, тем не менее, к 1984 г. Хронометр к этому времени показывал 12 лет поступательного продвижения (увы) к финалу творческого пути.

На протяжении предыдущих глав мы неоднократно касались темы джаз-рока и постоянно проводили мысль, "что главными" на этом поприще являются все же американцы. Из этого, однако, не следует, что в Британии не было достойных разработчиков этого направления. Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы попытаемся расставить кое-какие акценты. Американский вариант, назовем его джаз-рок в чистом виде - идет прежде всего от джаза, являясь продолжением джазового мэйн-стрима. В Британии же базовой формой такого рода разработок являлись бит и ритм-энд-блюз, сфера которой расширялась и приводила к экспансии в область иных жанрово-стилевых проявлений. Поэтому, в квалифицированных справочниках британский джаз-рок справедливо выделяют в отдельную категорию. Практически же коллективы из этой категории часто бывают представлены как исполнители арт-рока, использующие в своей музыке элементы джаза и авангарда.

Именно к таким коллективам можно отнести целую плеяду британских исполнителей, не дотягивающих до славы "грандов", тем не менее своим экспериментаторским творчеством вызывающих живой, но, скорее, локальный исторический интерес у современной им аудитории. Самой именитой из этого числа является, пожалуй, формация SOFT MACHINE, претерпевшая многочисленные изменения состава на протяжении примерно четырех четырехлеток своего существования (а если учесть, что у группы был своеобразный пролог в лице профессиональной группы WILD FLOWERS - то получается даже целых пять четырехлеток). SOFT MACHINE наряду с PINK FLOYD имела немалый успех во второй половине 60-х, благодаря своим выступлениям в знаменитом лондонском "UFO-Club". Через ансамбль прошли музыканты, чей авторитет довольно высок в рок-кругах: это - Robert Wayatt, Kevin Ayers, Daevid Allen, Allan Holdsworth, Andy Summers и др. В записи последнего диска группы "The Land Of Cockayne" (1981 г.) участвовал и легендарный Jack Bruce.

Еще один весьма именитый коллектив из этой плеяды, TRAFFIC, просуществовал как бы в два этапа. Первый - 1967-1969 гг. (Стив Винвуд уходит в кратковременный проект BLIND FATH). И второй -с начала 1971 по конец 1974 г. (запряглись еще на четыре года). Играли синтез блюза, джаза, хард-рока и народных мелодий.

Два этапа обнаружено и в работе состава, известного под названием COLOSSEUM: 1968-1971 гг. и 1975-1978 гг. На наш субъективный взгляд у основателя КОЛОССЕУМА Дэйва Гринслэйда, его сольные альбомы получились даже более удачными, чем пластинки группы. Речь идет о сольниках "Greenslade", "Badside Manners Are Extra", выпущенных в "правильном" 1973 г., а также "Spyglass Guest" (1974 г.) запомнившихся поразительно красивым клавишным саундом и представляющих филофоническую редкость.

(Оставляем два вышеуказанных коллектива без гороскопического "обследования".)

А еще один клавишник по фамилии Argent (Rod) внес, по мнению специалистов, в мэйнстримовский арт-рок некую свежую струю полуджазового авангарда, в известной мере даже конкурируя с YES, ELP и GENESIS. Однако пороху у "бойца" хватило только на две четырехлетки. Основал он группу, созвучную своей фамилии, после ухода из ансамбля ZOMBIES в 1969 г., распустил же свое детище в 1976-м.

Опять-таки в 1969 г. образовалась и весьма любопытная команда ATOMIC ROOSTER - у них было и немного джаза, но больше харда. Вытянули они лишь одну четырехлетку. В составе группы начинал работать знаменитый Карл Палмер. После распада группы в 1973 г. Карл вместе с другим членом ансамбля Винсентом Крейном (Vincent Crane), почуяв "флюиды космических ритмов", попытался через 12 лет воскресить ансамбль, выпустив в 1985 г. диск "Again". Но мы то уже знаем, что в природе не бывает так, чтобы "зомби" был так же хорош и удал, как в прежней жизни.

Можно упомянуть и еще один коллектив с претензией называться "проповедниками интеллектуального рока". Группа CARAVAN образовалась в 1968 г. и немножко по-своему попыталась синтезировать джаз с ритм-энд-блюзом, обретя определенный успех в андер-граундовых кругах. Творческий кризис настиг их в 1976 г. Братья Синклеры (David Sinclair и Richard Sinclair), покинув КАРАВАН, стали одиночным "верблюдом" (то есть образовали группу CAMEL)(см. ранее).

Таков далеко не полный перечень, составляющий весьма цветистый и на то время довольно заметный пласт, выгодно отличающий рок-культуру Британии и находящий себе определение в таких терминах, как интеллектуальный рок, прогрессивный рок, а также арт-рок и джаз-рок.

Как известно, в рок-музыке центральным инструментом является все-таки гитара. Музыкантов, в совершенстве овладевших этим инструментом, - множество. Есть среди них и общепризнанные гении, а есть и "просто великие" гитаристы. Так вот, Jeff Beck -"просто великий". Позволим себе еще один образ (раз появилась такая возможность). Если вышеприведенный перечень из 36 членов - это Политбюро, то Jeff Beck - кандидат в члены Политбюро. Причина тому, что он "не дотянул до члена", кроется в том, что он был принципиальным противником "коммерции". Джефф Бек был из тех музыкантов, которые, опережая время, заряжают идеями других, а сами при этом остаются в тени. "И хотя он не поднимается до того уровня, где был Хендрикс, и куда, если удается, заглядывал и Клаптон - в тот высший и нестерпимо яркий мир гитарных соло - музыка Бека откровенна, честна и интересна, ибо он подводит к порогу, за которым мы уже должны быть самостоятельными, - без костылей рок-рекламы и полосатых подтяжек хит-парадов. А это уже очень хороший уровень"1.

Творческая биография музыканта подтверждает тот факт, что он - чисто мэйнстримовский человек. Вот характерные вехи его пути. В 1965 г. Джефф Бек достойно заменяет Эрика Клаптона, покинувшего YARDBIRDS. В 1967 г. образует JEFF BECK GROUP, а в 1969-м собирает новый состав с привлечением двух сильных музыкантов - Тима Богерта (Tim Bogert) и Кармина Аписа (Car-mine Appice) из группы VANILLA FUDGE. Попадание в автокатастрофу на полтора года выбивает Джеффа из колеи. Его же идеи находят свое развитие в работах группы его друга Джимми Пэйджа (на первых двух альбомах LED ZEPPELIN). Наконец в 1973 г. выходит долгожданный продукт под названием BECK, BOGERT & APPICE. О Беке шутят, что больше двух альбомов с одним составом он не записывает. Под руководством патриарха-продюсера Джона Мартина он издает две великолепные пластинки "Blow By Blow" (1975 г.) и "Wired" (1976 г.), которые все-таки приносят музыканту и коммерческий успех, в них Бек осуществляет заход в "зону джаза". В 1977 г. появляется "Live With The Jan Hammer Group", где уже ясно очерчивается джаз-роковая ориентация гитариста. Записывается и еще один совместный с Дженом Хаммером диск "There Back" (1980 г.), после чего Бек как солист примолкает. И четко "как по нотам", как верстовые столбы "с правильным" интервалом возникают еще два его альбома "Flash Point" (1985 г.) и "Jeff Becks Guitar Shop" (1989 г.).

Что касается исполнителей, верных блюзовой традиции, то помимо тройки, включенной в вышеприведенный список номинантов, можно выделить в первую очередь такой крепкий коллектив, как TEN YEARS AFTER. На волне британского блюзового бума 1965-1968 гг. ансамбль благополучно въехал в 12-летку "золотого периода", продолжая покорять публику своим виртуозным гитарным блюз-роком. Формально годом основания ансамбля считают 1967 год. Однако его основатели гитарист Alvin Lee и бас-гитарист Leo Lyons совместно играли еще с 1964 г. В 1975 г. состав TEN YEARS AFTER был распущен, отработав два четырехлетия. Две попытки возобновления деятельности ансамбля происходят "строго по расписанию" с интервалом в 12 лет. Первая попытка - в 1977 г.: Алвин Ли собирает состав с несколько видоизмененным названием TEN YEARS LATER и выпускает два в принципе неплохих альбома. А в 1989 г. с оригинальным названием и в оригинальном составе выпускается еще один альбом группы "About Time".

Далее в нашем обзоре мы уделим внимание поочередно сразу трем ирландским парням, объединенным не только национальностью, но и любовью к блюзу.

О покойниках не принято говорить плохо. Ничего плохого мы и не скажем об одном из самых бескомпромиссных блюзовых гитаристов Рори Галлахере (Rory Gallagher). "Он всегда славился тем, что умел чувствовать музыку, презирая отточенные, холодные импровизации, где в первую очередь музыкантом командует разум и техника, а не эмоции..."2 "...Рори вместе с Чарли Маккракэном на басу и Джоном Уилсоном на ударных создал блюз-роковые трио ВКУС - TASTE по следам которого чуть позже на огненных колесах покатились знаменитые СЛИВКИ - THE CREAM"3. Приведены две цитаты из некролога под авторством Веры Линн. Добавим, что состав, получивший название TASTE, играл с 1965 г. В 1971 г. два вышеупомянутых партнера покинули Рори (как выяснилось - зря, так как о них впоследствии забыли - покидали-то в "кабаний" год псевдорешений). Галлахер же успешно продолжил теперь уже сольную карьеру. Более того, его стали ставить в один ряд с признанными мастерами блюзовой гитары, фамилии которых нам уже хорошо знакомы: Э. Клаптон, П. Грин, Дж. Пэйдж, Дж. Мэйлл. В 1976 г. в составе, сопровождающем Рори, состоялась еще одна замена, после чего пластинки гитариста в третьей четырехлетке "золотого периода" стали менее интересными - в результате чего Галлахер объявил, что уходит с рок-сцены. Правда, через несколько лет вернулся. Как видно из приведенных фактов, развитие событий шло согласно логике структурного гороскопа.

Земляк и коллега Галлахера - Gary Moore - добыл себе немалую популярность в третьей 12-летке британского мэйнстрима. Однако это не удивительно, поскольку в его линии, скажем откровенно, ощущается, в отличие от принципиально последовательного Рори, поиск коммерческого успеха (который его таки и настиг в третьей комммерческой 12-летке). Для подлинного блюза такой подход к делу не всегда бывает приемлем. Начинал же Гари в 1970 г. в составе группы SKID ROW. Поиграл на протяжении 70-х и в составах таких изввест-ных ансамблей, как THIN LIZZY и COLOSSEUM, но особой славы в годы "золотого периода" не снискал.

Третий ирландец - Van Morrison - обрел популярность еще в середине 60-х в составе группы THEM, дебютный альбом которой был выпущен в 1965 г. Его умная, опирающаяся на ритм-энд-блюзовую традицию музыка к середине 70-х гг. представляла уже неизменный интерес как у критиков, так и у вдумчивых слушателей по обе стороны океана (не имеется в виду Индийский). Потому мы и упоминаем имя этого исполнителя, поскольку без него пестрая картина рок-музыки "золотого периода" не являлась бы полной.

Нельзя не сказать, что жила-была на белом свете такая весьма популярная, но "пьющая" группа, как SMALL FACES (с 1969 г. - FACES). У группы был исполнительский стиль, в котором прослеживались и элементы музыки "модов" и соул, но в целом - это был крепкий ритм-энд-блюзовый коллектив, через который прошли музыканты экстра-класса: Steve Marriott, Ronnie Lane, Kenny Jones, Ron Wood, Rod Stewart, Ian McLagan, Tetsu Yamauchi. Образовались в 1965 г. и в период по 1968 г. включительно выпустили множество хит-синглов и четыре альбома. В 1969 г. на пороге "золотого перио-да" коллектив покидает Стив Марриотт (ушел в группу HUMBLE PIE), зато приходят Род Стюарт с Роном Вудом (из группы JEFF BECK GROUP) - естественно с вокалом Рода не мог не измениться и саунд ансамбля. Группу начало лихорадить уже на рубеже первой и второй четырехлеток "золотого периода", что привело в результате к окончательному развалу в 1978 г.

Еще одна команда блюзовой ориентации весьма солидно въехала в "золотой период". Стиль группы FREE не был однозначен - это была та линия, обогащающая мэйнстрим разнообразием всевозможных оттенков, в которой специалисты впоследствии обнаруживали элементы и хард-рока, и глэма. В становлении группы поучаствовал и ПББ (Праотец Британского Блюза) Алексис Корнер, а все участники коллектива, как и у предшествующего в обзоре, имели весьма высокий исполнительский рейтинг. Музыканты Paul Rodgers, Paul Kossoff, Andy Fraser и Simon Kirk сгрудились в "могучую кучку" в 1968 г., а в следующем году (Петуха) выпустили дебютный диск "Tons Of Sobs" (1969 г.) и сразу привлекли к этому акту пристальное внимание публики.

В 1973 г. группа как целое все-таки прекратила существование. Все бывшие участники квартета нашли достойное применение своим способностям, особенно Пол Роджерс и Саймон Керк, так как создали не менее знаменитое детище под названием BAD COMPANY, которое по сути дела явилось "второй серией боевика" FREE. Если уж искушенный в рок-бизнесе менеджер LED ZEPPELIN Питер Грант взял их под "лебединое крыло" своей фирмы "Swan Song", то это говорит о многом.

Всю вторую четырехлетку "золотого периода" BAD COMPANY держали в напряжении хит-парады мира. В третьей же четырехлетке ощущается сбой. Посредственный альбом "Desolation Angels" (1979 г.), снизил интерес к группе, и она притихла. Хотя и "руки тосковали по штурвалу" - были даже попытки взлететь, но к тому времени небо уже бороздили "лайнеры нового поколения".

Мы потихоньку вновь подобрались к теме глэм- (или глиттер-) рока. А какой же глиттер-рок без Гари Глиттера? Как известно "glitter" - по английски "блестящий, броский, яркий" - таким и запомнился нам старина Глиттер (Gary Glitter) в своем светлом с блестками костюмчике, сияющий с постеров и обложек дисков. А больше, честно говоря, ничем. Его, видимо, все-таки надо было смотреть для впечатляемости, ибо в те годы была тьма пластинок более привлекательного свойства, заслонивших (заглушивших) нам сияние этого исполнителя. Тем не менее Гари Глиттер как член мэйнстрима развивался четко по его "правильному графику". Начал в начале (в конце концов где-то же должно быть начало) 60-х гг. с исполнения баллад. С 1965 г. уже сотрудничает с известным композитором и продюсером Майком Линдером (Mike Leander). Начало "золотого периода рока" было отмечено его участием в записи главной оперы рок-музыки "Jesus Christ Superstar", где он под псевдонимом Paul Raven исполнил одну из партий (священник - он же Priest), за что ему безумно благодарны любители рока во всем мире. И, наконец, четырехлетку утвердившейся в музыкальной моде глэм-глиттер-тенденции, то есть 1973-1977 гг., он купается в славе. Но в следующем четырехлетии закономерно наступает творческий кризис и Гари честно укрывается в тень. И затем (поскольку все-таки надо признать в нем профессионала) возвращается на круги своя и дорабатывает трудовой стаж, исполняя баллады, с которых начинал свой путь в музыке.

В самой центральной четырехлетке британского мэйнстрима, когда все ощутимее стала себя обнаруживать накопившаяся масса всяческих уклонов, подукло-нов и уклончиков, заставил обратить на себя внимание и один из подобного рода дерзающих "уклонистов" по фамилии Harley, а по имени Steve. Почуяв "астральные флюиды", самовыражаться он начал еще с 1969 г. Но лишь благодаря контакту с известным продюсером Аланом Парсонсом (Alan Parsons), выпустив в 1973 г. дебютный диск "Human Menagerie", Steve Harley производит шок среди британских любителей рок-музыки. Стиль группы COCKNEY REBEL, которую он возглавил, представлял некий эклектический замес из фолка, харда, арта, обильно приправленный глэмом. Вербально музыкант пытался разрабатывать тему "комедии и трагедии жизни". Все это по тем временам было еще достаточно свежо, хоть уже слегка и отдавало "запашком". Две четырехлетки творческие находки Стива продержали его на плаву, однако фантазия автора постепенно иссякала (какое-то неблагозвучное слово). Он несколько передержал свой ансамбль (распустил его только в 1982 г.). А в 1985 г., вновь учуяв "флюиды", возобновляет дерзания и даже берется за сочинение мюзикла "Marlow".

Совесть не позволяет нам не сказать несколько слов об одном из самых веселых и разудалых британских рок-н-ролльных бэндов, называющемся MUNGO JERRY. (А нет совести у тех составителей справочников по року, которые даже и не упоминают это сочетание из двух слов!) Располагая скудной информацией о группе, однако, с огромным удовольствием внимая пластинкам этой команды, безотказно заряжающей так необходимым душе оптимизмом, мы глубоко убеждены, что такие исполнители народу куда нужнее, чем, скажем, тот же COCKNEY REBEL. Естественно, может настораживать, к примеру, то беспечно веселое настроение, с которым вокалист ансамбля Ray Dorset сообщает слушателю от имени героя шлягера "Somebody Stole My Wife", что кто-то увел у него собственную жену. Но заразительный кураж, с каким преподносят исполнители ан- самбля свои музыкально-поэтические сентенции, убеждает нас в том, что даже факт похищения родной жены не должен быть разрушительным для психики обстоятельством при "правильном" мироощущении жизни. Слава богу, что композиции, исполняемые MUNGO JERRY с блистательным Рэем Дорсетом, были по справедливости отмечены в свое время и британской, и американской публикой высокими местами в топах, уже начиная с дебютного альбома 1970 г. и в дальнейших работах на протяжении "золотых 70-х".

И, наконец, следует заметить, что помимо новаторских проявлений, составивших многоцветный букет разнообразных течений и стилей "золотого периода", определенная, но незначительная доля музыкантов уже выделялась тем, что как бы исполняла функцию хранителей традиций, сформулированных первыми британскими бит-группами. Из этого ряда исполнителей можно отметить достаточно знаменитую группу KINKS, от музыки которых еще долгие годы исходил девственный аромат "битловской эпохи". Любопытно то, что, успешно развивая мэйнстримовскую линию на протяжении 60-х гг., начало "золотого периода" KINKS встречают своего рода "обратной ориентацией" - ностальгией еще по недавнему прошлому - за счет чего, в отличие от основной массы коллективов мэйнстрима, начинают как бы плыть против течения.

Но все же несколько слов об этапах их творческого пути. Состав, возглавляемый Рэем Дэвисом (Ray Davies), сформировался еще в 1962 г. и назывался поначалу THE RAVENS.

В 1964 г. они придумали себе новое название. Первый этап проходил в фарватере БИТЛЗ, то есть исполнялся скиффл, разбавленный ритм-энд-блюзом. К 1965 г. музыканты KINKS еще заметнее отходят от ритм-энд-блюзового формата, подключаются к "модам", много балладствуют, создавая при этом массу шлягеров. В 1969 г. наряду с WHO становятся пионерами жанра рок-оперы ("Arthur Or The Decline And Fall Of The British Empire" - полное название альбома). В начале "золотого периода" создают концептуальные альбомы, саунд-треки, успешно гастролируют. Следующая четырехлетка отмечена яркими театрализованными представлениями, отчего создавалось впечатление, что альбомы группы стали менее популярными. В третью же четырехлетку "золотого периода" KINKS вновь нацеливаются на хит-парады, что им удается сполна. В принципе, и на протяжении следующей 12-летки они не выпускают слабых альбомов, практически не меняя стиль, оставаясь при этом своеобразными "хранителями очага".

Другой образец хранения традиций - ансамбль BADFINGER - "до безобразия" похожий на BEATLES. Собственно говоря, патриархи, обнаружив оное сходство, их и опекали, взяли даже под крыло своей звукозаписывающей фирмы "Apple Records". Под именем BADFINGER группа зарегистрировалась в 1968 г. (до этого назывались IVEYS). Хоть то, что делал ансамбль, по музыке было вторично, но по звуку все же прилично - и была у них популярность. Не считая периода вынужденного распада (самоубился Pete Ham), группа кое-как просуществовала до 1981 г. (подобие "правильного мэйнстрима").

Ветераны-меломаны помнят и "славные годы" еще одного коллектива битловской эпохи под названием HOLLIES, который, как и KINKS, являет собой живой памятник той эпохи, так как формально не распущен до сих пор. Составившие костяк группы Allan Clark и Graham Nash были в числе первых ласточек так наз. "mersey-бума" начала 60-х. Название появилось чуть позднее. Запоминающиеся мелодии, обилие хитов - это 60-е гг. В конце 60-х - попытка изменить традиционное звучание и появление собственных песен (до этого они занимались собственной аранжировкой хитов других авторов). "Золотой период" у HOLLIES проходит под знаком умеренной, но стабильной популярности (правда, уже не такой, как в предыдущей 12-летке). То есть, в принципе, имело место высокопрофессиональное блюдение традиций, что тоже все-таки необходимо.


1Берберян М. Джефф Бек и его некоммерческий "гитар-шоп". - Музыкальный олимп, 1990, №4, с. 49.

2"Забриски Rider-3", с. 16.

3Там же



<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru