www.xsp.ru
Структурный гороскоп Григория Кваши - xsp.ru/sh/ Структурный гороскоп Написать письмо автору...
Добавить в избранное
За 2021 - 2025
За 2019 - 2020
За 2017 - 2018
За 2015 - 2016
За 2013 - 2014
За 2011 - 2012
За 2009 - 2010
За 2007 - 2008
За 2005 - 2006
За 2003 - 2004
За 2001 - 2002
За 1999 - 2000
За 1997 - 1998
За 1995 - 1996
За 1993 - 1994
За 1991 - 1992
За 1987 - 1990
Критика
Телевидение
За 2015 - 2017
За 2011 - 2014
За 2008 - 2010
За 2005 - 2007
За 2003 - 2004
За 1997 - 2002
За 1987 - 1996
Книги онлайн


Путь рока

Версия для печати

Четырехлетка 1977-1981гг.

Усиление альтернативных тенденций, занесенных в Британию ветром, дующим со стороны Атлантического океана, приводит к выплескиванию на Британские берега панка - который, как уже говорилось, входит в устойчивую моду сроком примерно на четыре года. Предыстория британского панка по нашим наблюдениям опять-таки укладывается в те же четыре года с точкой отсчета в 1973 г. Флагманом мирового панк-рока, как известно, стал лондонский SEX PISTOLS.

В становлении группы значительная и чуть ли не главная роль принадлежит ставшему впоследствии знаменитым продюсеру Малколму Макларену (Malcolm McLaren). Он со своей (теперь уже бывшей) женой-дизайнером и модельером Вивиэнн Уэствуд (Vivienne Westwood) первым в стане рок-н-ролла (как явления) профессионально синтезировал музыку и моду, создав КОНЦЕПЦИЮ. Макларен в конце 1973 г. знакомится с участниками американской группы NEW YORK DOLLS, собственно говоря, заложившей основы агрессивного панк-рока. Малколма увлекли минималистические тенденции, прослеживавшиеся в стиле этого коллектива.

С другой стороны, по некоторым данным, ядро главной британской панк-группы сложилось опять таки где-то к 1973 г. (тогда еще фигурировало название SWANK-ERS), Макларен, уловив начинавший утверждаться в одежде панк-стиль, на базе своего магазина и собрал искомую группу музыкантов, гордившихся своим неумением ни петь, ни играть. Формально "банда" под названием SEX PISTOLS просуществовала оптимальные четыре года с 1975 по 1979-й.

Три признанных лидера британского панка, включая SEX PISTOLS, свои дебютные лонгплэи записывают в течение 1977 г., CLASH (альбом без названия), DAMNED ("Damned, Damned, Damned"), SEX PISTOLS ("Never Mind The Bollocks...").

Из других известных коллективов направления стоит выделить группу STRANGLERS, начавшую записываться раньше, чем перечисленные, и содержащую в своем раннем творчестве весьма интересные и прогрессивные идеи (дебютный альбом "Pattus Norvegious" вышел в 1976 г.), и в дальнейшем примкнувшую к панку.

И девчонки потянулись в панк. Весьма серьезное влияние на рок-музыку 80-х оказала команда SIOUXSIE AND THE BANSHESS с располагающей широким диапазоном вокальных возможностей певицей Siouxsie Sioux.

Первая в мире и самая юная женская панк-группа SLITS, как и SIOUXSIE, начинает выступать на сцене с 1976 г.

Из вынесенных волной панка имен стоит выделить парня по имени и фамилии Ian Dury (кстати - искалеченного полиомелитом, что не портило, тем не менее, его имидж). В 1977 г. Dury организует предприятие под названием BLOCKHEADS и выпускает в его составе диск "New Boots And Panties". В стиле этой группы прослеживались, помимо панковских интонаций, изобретательно применяемые элементы реггей, фанка и джаз-рока: с этого момента пластинки исполнителя пользовались огромной популярностью по обе стороны океана. После выхода альбома "Juke Box Dury" (1981 г.) талантливый исполнитель значительно снижает музыкальную активность.

Ну, и можно отметить еще весьма любопытный сплав из ритмов панка, нью-вэйва и наследия 60-х гг., содержащийся в творческой продукции коллектива под названием ХТС, дебютный альбом которых "White Music" также выпускается в 1977 г.

Полагаем, что даже вышеприведенных фактов было бы достаточно для того, чтобы был виден "водораздел" между предшествующими четырехлетками и последней - третьей. Но это еще не все.

С приходом панка и новой волны на музыкального потребителя посыпалась лавина новых имен (о теоретических аспектах и "взаимоотношениях" новой волны и панка мы говорили в главе 3). Дело в том, что запись многих альбомов представителей "новой волны" обходилась фирмам грамзаписи в какие-то копейки (порою на весь процесс хватало 50 тысяч долларов). Музыканты новой волны считали, что песня должна быть короткой и "бить в точку" без помощи студийных трюков и насыщенной инструментовки. И звукозаписывающие фирмы принялись шлепать пластинку за пластинкой, привлекая толпы новых исполнителей, даже тех, чья художественная ценность была весьма сомнительной, руководствуясь тем, что это было модно, а, значит, был повышенный спрос на подобную музыку. Теперь совершенно очевидно (это касается, в основном, ансамблей гитарной новой волны), что масса этих новых имен так и затерялась где-то там, в конце 70-х. Однако некоторые исполнители втиснулись в историю, и мы попытаемся лаконично о них напомнить, поскольку они все же несколько освежили музыкальную атмосферу рок-сцены тех лет, хотя, объективно говоря, "генералами" их назвать трудно.

Трио POLICE образовалось в том же "революционном" 1977 г. Хлесткая высокопрофессионально скроенная новая волна с элементами панка и реггей всколыхнула мировую рок-общественность, потеснив в популярности обладающих, казалось бы, уже незыблемым авторитетом представителей "академической школы" (то есть "генералов"). Музыканты выпустили три великолепных альбома "Outlandos D'amour" (1978 г.), "Regatta De Blanc" (1979 г.), "Zenyatta Mondatta" (1980 г.). К 1981 г., однако, наметилось расслоение в рядах, что отразилось и на "цельности стиля": это особенно стало заметно на последнем совместном альбоме музыкантов "Synchronisity" (1983 г.), в композициях которого уже улавливались привязанности каждого из членов трио POLICE. Закономерным итогом явился роспуск группы в 1984 г. (Два четырехлетних цикла - итоговый стаж совместной работы.)

В 1977 г. с альбома "My Aim Is True" дебютирует "рассерженный человек в очках" Elvis Costello. Его стиль определяют как мягкий паб-рок (пивной рок), в котором уживаются как элементы пост-битловской лирики, так и панка. В дальнейшем музыкант экспериментирует и с другими "соседними" направлениями.

Несмотря на "незатейливую" внешность (разный бывает имидж), обрел немало почитателей и "забил" себе место в истории рок-музыки.

В рассматриваемый период жуткой популярности в Британии добилась и команда BOOMTOWN RATS, удачно вписавшаяся в русло "панково-волновой экспансии". И ГОРОДСКИЕ КРЫСЫ свой дебютный альбом обнародуют в "змеином" 1977 г. Всю третью четырехлетку "золотого периода" находятся в фаворе, вплоть до выхода в свет альбома "Mondo Bongo" (1981 г.), после чего резко выходят из моды.

В 1977 г. формируются и группы HUMAN LEAGUE, FISHER-Z, которые наряду с образовавшимся годом раньше коллективом ULTRAVOX становятся видными действующими лицами на рок-сцене, представлявшими новую волну, базирующуюся на клавишно-синтезаторной основе.

С альбома "In The City" в 1977 г. дебютирует одна из самых популярных британских групп "новой формации" под названием JAM. Стиль группы определялся как несколько модернизированный вариант "модов", хотя в целом вписывался в русло новой волны. В рядах JAM засветилась фигура Пола Уэллера (Paul Weller), ставшая особо заметной в следующей 12-летке. Позволим себе заметить, что очевидно и проявление очередного "цикличного витка" интереса (через 12 лет) к одному из популярных ранее музыкальных движений, идеологами которого являлась группа из "генералитета" с таким же коротким (слово из трех букв) названием WHO.

Хочется отметить еще один интересный коллектив из разряда самобытных. На формирование его стиля, безусловно, повлияло "революционное настроение", которым была заряжена атмосфера вокруг 1977 г.

Коллектив JAPAN укомплектовывается в свой "боевой состав" с приходом в 1977 г. гитариста Роба Дина (Rob Dean) и в этом же году выходит дебютный сингл группы "Life In Japan". Затем музыканты выпускают и несколько лонгплэев, не похожих друг на друга, но весьма впечатляющих по саунду. Их стиль однозначно неоп- ределим, но не обошлось в нем и без восточной пентатоники. В "шаткий" 1981 год к JAPAN приходит долгожданный успех в Великобритании, но группу покидает Роб Дин. Несмотря на пришедшее с опозданием признание на родине, команда рассыпается к 1983 г. (отработав с 1974 г. два четырехлетних цикла).

К началу третьей четырехлетки "золотого периода" обнаруживается повышенный интерес к музыкальной традиции острова Ямайки через попытку возрождения на британской основе стилей реггей и его более раннего варианта так наз. ska'. На этом поприще достигли весомых успехов такие ансамбли, как UB-40, MADNESS, SPECIALS и BAD MANNERS. Эта музыка, перекрасившись в белый цвет, очень живо разнообразила как танцевальную музыку приедающегося диско-стиля, так и в целом поп-сцену. Особенно хороши, на наш взгляд, BAD MANNERS, выпустившие в конце 12-летки, то есть в 1980 г. два развеселейших диска "Ska'N'B" и "Loonee Tones". Увы, мода на ska' оказалась так же недолговечной, как и всякая прочая мода.

1977 год - это еще одна веха в развитии так наз. hard-and-heavy . Начинается четырехлетка, предваряющая "металлический" взрыв 1981 г. Развивая идеи грандов хард-рока, каковыми уже являлись LED ZEPPELIN, BLACK SABBATH и DEEP PURPLE, на британскую арену выдвигается плеяда новых исполнителей. Их чаще всего называют новой волной британского тяжелого металла. Помимо того, что такие коллективы как JUDAS PRIEST, IRON MAIDEN, MOTORHEAD, DEF LEPPARD, обозначают ориентиры для одной из доминирующих тенденций будущей 12-летки, они же на всем ее протяжении остаются в строю и, более того, занимают самые почетные позиции в хэви металле.

История JUDAS PRIEST берет свой отсчет в "правильном" 1969 г. Именно тогда молодой гитарист Kenneth К. Downing вместе с приятелем по имени Ian Hill решили сколотить свой состав. В 1971 г. к ним присоединился и вокалист Robert Halford, затем появилось и название. Первое большое турне по Великобритании группа совершила летом 1973 г. (Вот вам очередная метка!) До 1977 г. было уже записано пару дисков, которые не принесли особого успеха.

Взлет группы начинается соответственно в 1977 г., после заключения контракта с фирмой CBS. Вышедший в апреле указанного года диск "Sing After Sin" знаменует начало коммерческого успеха, который развивается по нарастающей, группа же обретает свой "фирменный почерк". Именно музыканты JUDAS PRIEST внедряют в металлический обиход будущую внешнюю атрибутику: кожаные куртки с молниями и заклепками, кожаные браслеты, утыканные стальными шипами.

"Отвратительнейшая группа в мире", как окрестили MOTORHEAD музыкальные критики, побывавшие на дебютном концерте ансамбля 20 июля 1975 г., озарила идеями будущих энтузиастов так наз. спиид-металла. Дебютный же альбом MOTORHEAD выходит опять-таки в 1977 г.

В этом же году образуется легендарная команда IRON MAIDEN - путеводная звезда многих будущих спиид- и трэш-металлистов. И этих слов достаточно о них.

По проверенным данным и авторитетнейшая в металлических кругах группа DEF LEPPARD также стартует в 1977 г.

Ну, а если добавить, что примерно в это же время начинают творить и такие известные по тем временам, правда менее успешные коллективы, как SAXON, TIGERS OF PAN TANG и DIAMOND HEAD, разрабатывавшие инструментальную структуру будущей доминирующей тенденции, то и вся картина приобретает уже более четкие очертания.

И опять-таки девчонки показали, что им тоже под силу "тяжести" (группа GIRLSCHOOL - истоки которой обнаруживаются в 1977 г.).

Что еще нам остается упомянуть?

Определенное развитие ранее сложившихся традиций обнаруживается в творчестве ряда исполнителей и формирований, из которых можно выделить таких как Kate Bush, UK, DIRE STRAITS, Shakin' Stevens.

Ну, уж совсем ангельское создание (это на фоне-то безобразий панков), к тому же поющее и сочиняющее весьма непростую музыку - а зовут его Kate Bush. И дружит она с серьезными парнями - Дэвидом Гилмо-ром, Питером Габриэлом, Найджеллом Кеннеди. В рассматриваемой четырехлетке певица была (минимум дважды) удостоена звания лучшей исполнительницы в категории "женский вокал". Уникальный стиль молодого дарования тяготел пожалуй-таки к арт-року. А дебютировала она "на виниле" в 1977 г. с сингла "Wuthering Heights". Альбом же, с которого по настоянию певицы была предварительно опубликована вещь, вошедшая в упомянутый сингл, хоть и был готов в 1977 г., датирован однако началом следующего года. В дальнейшем творчестве Кэйт Буш прослеживаются и "вехи", проявившиеся в ее новаторском поиске. Так, в альбом "Hounds Of Love" (1985 г.) была включена 25-минутная кельтская сюита, а в записи диска "The Sensual World" (1989 г.) принимало участие болгарское "фолковое" женское трио. Все это свидетельствует о том, что эта очаровательная британская леди "чувствует суть" мэйнстрима (и была б она мужчиной - место ей в "генералитете").

Эта британская супергруппа, сформированная в 1977 г., действовала согласно заповеди Козьмы Пруткова "Лучше скажи мало, но хорошо". И она достойно защитила честь флага" (имеется в виду аббревиатура UK , являющаяся в то же время названием группы). В то время как признанные гранды арт-рока (они же члены Политбюро и "генералитет") YES, GENESIS, ELP подыс-черпались в изложении "генеральной линии", коллектив под названием UK за "усеченную четырехлетку" своей работы в рамках договора о совместной деятельности выпустил два отменных альбома - "United Kingdom" (1978 г.) и "Danger Money" (1979 г.), достойных занесения в золотой фонд арт-рока. (Распад в 1979 г. - это в принципе неверное решение, потому что дальнейшие попытки членов ансамбля Эдди Джобсона (Eddie Job-son), Джона Уэттона (John Wetton), Билла Брафорда (Bill Bruford) и Аллена Холдсворта (Allan Holdsworth) выдать что-то достойное уровня, достигнутого ими в совместном проекте, особым успехом не отмечены.)

1977 год является и датой основания коллектива DIRE STRAITS, своим исполнительским мастерством поспо- собствовавшему сохранению авторитета гитарной ритм-энд-блюзовой традиции. Творчество ансамбля наверняка хорошо знакомо и ценимо отечественными любителями рока, поэтому ограничимся лишь еще одной хронологической справкой. В 1985 г. группа DIRE STRAITS получила престижный приз Серебряный Ключ - за выдающийся вклад в дело развития музыки Великобритании.

Временные пласты всяких модных наслоений как-то совсем прикрыли современникам образ еще одного весьма колоритного исполнителя, добывшего себе немалую популярность в искомой четырехлетке почти классическим исполнением рок-н-ролла. Мы говорим "почти" - так как этот английский парень, выступающий под псевдонимом Shakin' Stevens, используя в ак-компонементе преимущественно современные ему музыкальные средства, осязаемо (или обоняемо) освежил дух к тому времени пропахшего нафталином классического рок-н-ролла - и это пришлось весьма ко двору. И объяснение тут как тут: четырехлетка активной деятельности исполнителя (дебютный диск "Sunsets" вышел в 1977 г.) - "амплитудная" потребность в рок-н-ролле после двух 12-леток, считая от начала рок-н-ролльной эпохи", исчисляемой с 1953 г.

После развалов и закатов групп из "генералитета", пожалуй, лишь Peter Gabriel и Ozzy Osbourne достигли успехов, не уступающих славе коллективов их молодости. Первый диск Габриэла вышел в "правильном" 1977 г. Оззи, в отличие от не желающих угомониться BLACK SABBATH, неплохо включился в сольную деятельность, сохранив подлинный дух ранних "саботажников". И как мэйнстримовский человек в своем творческом проявлении в последующие годы он испытывал импульсы, диктуемые ритмами циклического характера. Ограничимся лишь информацией в рамках "золотого периода". Первый сольник выходит в год вещих снов - 1980 г. В 1981 г. выходит его работа "Diary Of A Madman" - это была первая большая победа Осборна как солиста: первое место в Британии, и второе - по итогам года - в США. (Дальнейший расклад интересующиеся могут уже прикинуть сами.)

Относительный же успех первых двух альбомов состава, собранного Ричи Блэкмором под названием RAINBOW "Rainbow" (1975 г.) и "Rising" (1976 г.) все таки, на наш взгляд никак не перехлестывает мощь альбомов DEEP PURPLE классического состава. (А о Филе Коллинзе, к примеру, мы уже высказывались в главе 1.)

Кажется - самая пора, вспомнив мудрое изречение-Козьмы Пруткова: "Если у тебя есть фонтан - закрой его: дай отдохнуть и фонтану", - перекрыть поток иллюстративной информации, что мы и делаем.

Напомним, что мы сознательно не ставили задачу энциклопедического обзора и предоставления исчерпывающей информации по коллективам рока и анализу их творчества. Выбрав, на наш взгляд, наиболее характерные проявления в развитии британской рок-музыки и расставив соответствующие акценты, мы попытались показать, что и такой широкомасштабный процесс, как становление британского рока, высвечивает закономерности развития циклического свойства, что присуще, собственно говоря, и другим развивающимся явлениям социума на уровне так называемой надстройки (над базисом), может быть это и устарелое понятие, но так это называлось в официальной философии, по которой многим из нас приходилось в свое время сдавать зачеты и экзамены. А закономерности эти таковы, что при сопоставлении определенных фактов и дат, с выявлением очертаний той или иной доминирующей, устойчивой или просто модной тенденции, обнаруживаются ритмы, кратные 4, 12 и, более того, 36-годичным отрезкам времени. При этом каждый из таких отрезков имеет свою внутреннюю устойчивую синхронизированную логику развития .



<Назад>    <Далее>


У Вас есть материал - пишите нам
 
   
Copyright © 2004-2024
E-mail admin@xsp.ru
  Top.Mail.Ru