Теория войн
А.С. Зильбер,
БФУ им. И. Канта
Рецензия на книгу "Теория войн" Григория Кваши
"Теория войн" содержит результаты исторических изысканий ритмолога Григория Кваши, длящихся уже более 20 лет. Ранее они публиковались в книгах "Поиски Империи" (1998), за которую автор был избран членом-корреспондентом РАЕН, и "Принципы истории" (2001, 2006). Все три книги дополняют друг друга, излагая базовые принципы и подробнее раскрывая один определённый аспект. Поэтому "Теория войн" вполне подходит для первого знакомства с историческими идеями автора, к тому же содержит довольно большой и понятный словарь терминов, а в приложении - ещё несколько статей на смежные темы. Подзаголовок "теоретическая история" обозначает серьёзность притязаний. Читателям приходится, однако, самостоятельно определять положение этой теории в различных измерениях, поскольку автор - как известно из различных его заявлений - весьма скептически относится и к своим предшественникам в философии истории, и к общей традиционной методологии гуманитарных наук, требующей подробных сравнений.
Книга состоит из двух "томов": первый - "Ритмы и циклы", второй - "Введение в теорию войн". Оба тома содержат как саму теорию, так и её обширные иллюстрации (структурность при этом не теряется). Ввиду упомянутых обстоятельств - несколько слов о базовых принципах, на которых строится теория. Принципы интересны, однако вероятно, что любое их определение без помощи автора является лишь трактовкой. Итак, течением истории управляет субстанциальное время: в обществе оно имеет особую многоуровневую систему квантования и ритмов, образующих "матрёшку" из 6 уровней, от 12дневного до 144летнего, и все они так или иначе проявляются в ключевых событиях. Вне этой матрёшки стоят лишь самые большие ступени развития длинной в 400 лет, но даже их прогнозируется всего 12. Число 12 обретает свой статус в двойственной природе человека. Биологическое время, если абстрагироваться от едва заметной для нас эволюции, замкнуто в четырёх стадиях (времена года), а прогресс культуры, как подмечено во многих моделях, легко укладывается в три условных стадии. Другая основа истории, на которую накладывается и время - это три "стихии" человеческой деятельности: идеология, политика и экономика. В понятие "идеология" вкладывается необычный смысл: сюда входят и религия, и философия, и нравственность. Эти стихии образуют мировую структуру государств (три типа, "три мира") и классов внутри государства. Базовым ориентиром успешного человека в конкретный (средний) промежуток времени может быть только одна из трёх стихий, соответственно класса три. Распространённость и положение классов разное. В данной книге не было цели описывать их подробно, характеристика очень профетическая: "На Глобальном Востоке народ жаждал хлеба.., в Империи - зрелищ.., а вот на Глобальном Западе народ будет планомерно и целеустремленно отстаивать свои права.., что в конечном счете съест функции государства и прекратит историю" (с. 7).
Первым источником международной воинственности автор провозглашает мир Востока, первичный производитель и экспортёр "идеологии". Повсеместный Восток во главе с "идеологами" - это прошлое человечества, в котором нормы морали распространяются только на своё племя, свой народ. Вторым источником войн стало появление преходящих Империй, живущих в стихии политики, с преобладанием отношений власти и подчинения. Появление Империй, принципы которого неясны, таким же странным и необъяснимым пока что образом рождает силу, противостоящую им: "тоталитарных двойников". Это государства Востока или Запада, которые вдобавок к своей стихии начинают действовать в поле политики и конкурировать с Империей, и в итоге всегда проигрывают ей. Примерами двойников для России, которая в 1881-2025 как раз проходит имперский цикл, являются Германия (1933-1945) и послевоенные США (!).
В отсутствие Империй мир Запада невоинственен: коммерсанты, которые являются фактической правящей силой в странах западного ритма, всегда могут договориться о сделке без силового решения проблем (а в присутствие Империи ведут силовую борьбу за рынки сбыта, ресурсы, и ставят политику на службу военной промышленности). Так автор подобно Иммануилу Канту связывает с "духом торговли" надежды на мирное будущее человечества. Ведущий вектор исторического развития человечества - от Востока к Западу, через превращения в Империю. Исключения - изначально западный ритм молодых государств и сохранение восточного ритма после окончания имперского. История "самих по себе" Империй и "двойников" - это первый том книги; войны - восточные и имперские - представлены во втором томе. Наибольшее внимание уделяется двум "эталонным" Империям - Англии и России. Время возникновения и завершения войн и высокой напряжённости между народами и государствами определяется периодами, через которые они в данный момент проходят. Пересечение 12летних Идеологических периодов ведёт к довольно затяжным конфликтам, в точке равноудаления от этих периодов - на "рубеже времени" - происходят короткие яркие столкновения. Гражданские войны проходят в "политических" периодах государств - в книге они почти не описываются.
При всей точности и строгих границах, длительность периодов такова, что есть место для непредсказуемости, которая в истории совершенно очевидна. Излишних натяжек удаётся избежать, не потеряв прогностической силы. Кстати, из подтверждённых прогнозов, соответствующих теории, но опубликованных в Интернете уже после издания книги - успех российской дипломатии в сирийском вопросе, а также изменения в курсе развития и имдже Ирана. Все нетрадиционные трактовки, в т.ч. понятия "Империя" и "тоталитарный", касаются не очевидных вещей, а сомнительных, спорных и туманных событий, а также обобщений высокого уровня. Впрочем, детальный поиск и разбор натяжек - дело другого жанра и узких специалистов. А в целом, дабы не забегать вперёд с надеждой на то, что данная концепция вскоре встанет вровень с классическими моделями исторического процесса (в том числе потому, что и недостатков она тоже не лишена), скажем так: главная объективная задача этой теории - интерпретация и прогноз. Первое всегда востребовано в самой исторической науке, второе в политике и экономике, но книги Кваши пока что можно предложить, пожалуй, в первую очередь не историкам, а философам истории. В сравнении с другими абстрактными моделями развития его теория весьма оригинальна и все заимствованя остаются только "кирпичиками" для неё. Во-вторых, автору, похоже, удаётся пройти между извечными крайностями локально-цивилизационного и линейно-стадиального подхода к истории, может быть даже приблизиться к социальной синергетике (по образованию и первой профессии Г. Кваша химик-кристаллограф).
Что касается уровня математизации - в структурной ритмологии он выше, чем у классиков, но ниже, чем в построениях, например, А. Чижевского и В. Хлебникова. По крайней мере, в сущности выводы "Теории войн" довольно просты. Но присутствуют и длинные индуктивные доказательства, с минимальным описанием предварительных гипотез, со сдержанным использованием упрощённого языка. Такую "физикалистскую" тактику автор использует - впервые - ради того, чтобы наконец освободиться от ярлыка паранауки и привлечь внимание историков-учёных. И это правомерное притязание, поскольку историческая теория Кваши, в отличие от его антропологии, по содержанию не имеет никаких, даже дальних, родственников в паранауке. Близко к научному и оформление книги: список литературы из 28 достаточно авторитетных источников можно характеризовать как вполне "канонический", хотя ссылки на них неточные (без указания страниц). Но при всех этих сдвигах в сторону науки, историческая теория автора, как в целом, так и в части моделирования войн, остаётся эзотерической, и скорее всего таковой останется в близком будущем. Поскольку, во-первых, осторожность и высокие требования академической истории вполне оправданы даже при наличии больших проблем с поиском адекватных интерпретаций; а во-вторых, самому автору удобно так работать и именно благодаря этому он развивает свою теорию в очень хорошем по научным меркам темпе. Что же касается шансов на "широкую популярность", то благодаря правдоподобности и хорошему языку изложения, новая книга найдёт своего читателя как "в народе", так и в политической среде.
Примечание: 1 Вольное сочетание двух авторский названий: в последние годы в интервью Г. Кваша называет себя ритмологом, а изначальное и традиционное имя его системы, основанной на рейтинговой статистике, - "структурный гороскоп".
<Назад> <Далее>
|