Лица Рока
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ВОЛЕВИК)
По теории "структурного гороскопа" знаку Тигра свойственен волевой тип мышления. Воля представляет собой своеобразный сплав интуиции и логики. "Волевик" видит, скорее, не то, что есть, не то, что будет, а то, что должно быть. Главными объектами для "волевика" являются объекты, требующие изменения, хотя и проницаемые, и формализуемые объекты ему не противопоказаны.
Люди знака Тигра, в силу природы, являются источниками мощной воли и поэтому предпочитают реализовывать себя в несколько иных сферах социальной жизни, где это свойство находит достойное применение: в политике, управлении, философии - для Тигра вполне естественна властность в отношениях с другими. Тем не менее, благодаря волевому подходу, и, обладая как "интуиционной", так и "логической" гарантиями, представители знака в состоянии направлять свой поток сознания в желаемое им русло, тем самым добиваясь ощутимых результатов и в области музыкального творчества.
Синтез интуиционного и логического мышления, образующий согласно "структурному гороскопу" волевой тип мышления, часто выливается в новаторство, то есть в создание новых, прогрессивных идей, приёмов в какой-либо области деятельности. Что касается непосредственно нашей темы, то мы обнаруживаем, что в новаторстве всё же более ощутимо проявили себя два других знака "волевой" тройки - Лошадь и Собака. Зато у Тигров более широкий охват, что подтверждают, например, такие фигуры, как JOHN COLTRANE и, особенно, MILES DAVIS, прокладывавший неведомые до того пути в джазе и изобретавший, тем самым, новые языки музыкального мышления (би-боп, хард-боп, кул-джаз, модальный джаз, фанк).
Помимо Элвиса Пресли, важнейшими фигурами, сформулировавшими язык рок-н-ролла, считаются Тигры CHUCK BERRY, EDDIE COCHRAN и BUDDY HOLLY. Эти музыканты были в числе первых исполнителей, являвшихся авторами собственных композиций. Кроме того, Бадди Холли приписывают первенство в использовании двухдорожечной студийной записи, а также в популяризации "классического" состава рок-группы: две гитары, бас-гитара и ударные.
Духом новаторства пронизано всё творчество Genesis 70-ых годов. Выработанный в рамках эпического арт-рока собственный стиль группы сложился в язык, на котором потом заговорили в 80-х и 90-х годах их последователи: Marillion, Pendragon, Arena, Casino и др.
Плодотворно развивал идеи, выпестованные им ещё в Дженезисе, и сам PETER GABRIEL. В его собственной линии просматривается немало новаторских идей. Он много экспериментирует в области рок-минимализма с такими же неутомимыми искателями новых путей в рок-музыке, как ROBERT FRIPP, BRIAN ENO, TONY LEVIN; а затем окунается и в мир этнической музыки, воплощая свои эксперименты порою в самые неожиданные и неординарные формы.
Немецкую (но англоязычную) группу Can ряд специалистов удостаивает эпитетом "революционная". "Революционность" сама по себе - это квинтэссенция управляемой воли. Революция, кроме того, всегда привносит новизну. Новаторство в линии этого творческого коллектива не вызывает никаких сомнений. Трудности возникают у критиков лишь при попытках сформулировать суть их новаций и втиснуть в рамки каких-либо определений.
Ещё пару выдержек о "новаторской" группе Gong. "Назвать их просто "психоделической" или "прогрессив-рок-группой" - значит не сказать о них вообще ничего... Gong определённо следует считать хиппистским авангардом. А поскольку хиппи - авангард Человечества, то Gong тогда - авангард авнгарда", - отмечает отечественный хип со стажем Пакаль Вован. [18] О влиянии на последователей творческого наследия группы (воплотившегося в созданных фантастических образах) свидетельствует А. Кутинов: "Заселённый радиофицированными гномами и салатами из флейт мир прочно поселился в наших умах и даёт о себе знать в творчестве Japan, Spandau Ballet, Flying Lizards и др.". [19]
Наличие волевого фактора в творчестве Стиви Уандера - очевидно, в силу его врождённой слепоты. Огромной заслугой этого Тигра является и то, что именно он сумел привлечь к своему искусству даже противников "чёрной" музыки в годы, когда она невысоко котировалась на музыкальном рынке. Это стало возможным благодаря новаторскому внедрению в музыку "соул" ритмических фигур рока и более упорядоченному способу задействования ресурсов, таившихся в негритянской музыкальной традиции.
Есть, однако, и другой ракурс проявления рассматриваемого нами свойства. Мы обнаруживаем, что те представители исследуемого вида "семейства кошачьих", которым не суждено было стать новаторами, устремили свои волевые усилия на покорение рок-аудитории вполне испытанными средствами. Заложенный в их природу ресурс в виде способности к новаторским деяниям они не использовали, а предпочли направить волевой импульс на то, чтобы стать властителями толпы (то бишь, невзыскательной публики). То есть, они - поставили себе такую цель. Так должно быть, и точка. Я хочу славы, и я добуду её - такая вот задача. "Мы будем самыми великими со времен Beatles", - заявлял Джон Бон Джови, лидер рок-бригады Bon Jovi, ансамбля имени Себя. Такими испытанными средствами, особенно в "коммерческие" 80-е годы, являлось беззастенчивое тиражирование наиболее удачных находок первых групп - Deep Purple, Black Sabbath, Uriah Heep и др. Поначалу, отмеченный духом искренности хард-рок с помощью "старателей" шоу-бизнеса к 80-м годам выплеснулся в "неохард-рок". Особый коммерческий успех пришёлся как раз на долю группы Bon Jovi (в которой, кстати, помимо фронтмена, был ещё один Тигр DAVE BRYAN - kbd). В этот ряд можно поставить и таких рокеров как LOU GRAMM, лидер и вокалист группы Foreigner, а также трёх Тигров из Red Hot Chili Pepper, чьи фамилии и функции: ANTONY KIEDIS - v, MICHAEL "FLEA" BALZARY - b, CHAD SMITH - dr. Вряд ли можно валить всю вину на менеджерско-продюсерский аппарат, представляющий существенную силу в машине шоу-бизнеса. Ибо "беспринципности" этих рок-исполнителей можно противопоставить пример того же Питера Гэбриэла, который боялся музыкального конвейера, рутины бесконечной и стереотипной серии - альбом, турне, альбом, турне. "Я не хотел быть шаблонной рок-звездой" - это слова достойнейшего из Тигров.
<Назад> <Далее>
|