Лица Рока
CОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ОТКРЫТЫЙ ЗНАК)
Коты не копают глубоко, как это делают "эзотерики". В отличие от "ортодоксов", они особо и не замыкаются в рамках какого-то одного направления или стиля (хотя есть и такие - в частности, блюзмены). Многие из "незаурядных" Котов пробуют себя то тут, то там. Проиллюстрируем диапазон "посягательств" некоторых из них: PHIL COLLINS - арт-рок, джаз-рок, поп-рок; STING - рок, джаз, поп-рок, нью-эйдж; CZESLAV NIEMEN - бит, рок, блюз, авангард; TOMMY BOLIN - рок, блюз, джаз-рок; PHILIP BAILEY - винегрет рока и всех "чёрных" направлений; STEVE HARLEY - винегрет без майонеза; GINGER BAKER - джаз-рок, хард-рок, арт-рок, блюз, афро-рок, джаз.
Стремление же к популярности - едва ли не "основной инстинкт" у музыкантов этого знака. Открытая душа тянется к народу (как голое тело - к сексу). Кот любит быть обласканным. Это свойство просматривается очень отчетливо.
На всех тех стадиях развития рок-музыки, когда можно было выбирать путь: то ли идти в ногу с мэйнстримом, то ли проявить себя в каком-либо альтернативном течении, - большинство музыкантов рассматриваемого знака успешно находили себе место в различных развивающихся параллельно формах поп-музыки.
Наверняка добровольно избрали "эстрадную" стезю в 50-е годы и продолжили в 60-е такие "всенародно" признанные исполнители как HARRY BELLAFONTE и NEIL SEDAKA, хотя в те годы бушевала стихия рок-н-ролла и торжествовало "британское нашествие".
Показателен для Котов курс, избранный (с середины 70-ых годов и осуществляемый поныне) Крисом Ри (CHRIS REA). Несмотря на обладание музыкантом высокой техникой игры на слайд-гитаре, а также преобладание в его композициях роковых структурно-музыкальных построений, большинство специалистов считает, что сущность рока как музыкально-социального явления в исполнительстве Криса Ри выхолощена. Поэтому его и не относят к разряду рок-исполнителей, а его творчество справедливо причисляют к поп-музыке.
Вторая половина 80-х и 90-е годы ознаменованы грандиозным успехом, нашедшим отклик в сердцах народных масс, таких "гроссмейстеров" попсы как TOMAS ANDERS (Modern Talking), GEOGE MICHAEL и EROS RAMAZZOTTI. При этом надо отдать должное отточенному мастерству этих исполнителей, хоть оно и являет собой типичный, но выверенный до тончайших нюансов образец продукции поп-индустрии для ширпотреба.
Для нас же есть повод ещё раз (хоть эта тема и набила оскомину) потеоретизировать на предмет разницы между сложившимися к настоящему времени понятиями, которые нашли определение в терминах "поп-музыка" и "рок-музыка". [24]
1) Поп-музыка ориентирована прежде всего на создание "шлягеров". [25]
2) "Поп" значительно легковеснее и "эфемернее" "рока".
3) Важно улавливать разницу в плане интонирования музыки: если "рок" отличается интонационно несимметричной, даже "разорванной", мелодической линией, то поп-музыке присущ песенный склад, интонационная закруглённость.
4) Наиболее заметны их жанровые различия: "року" более присущи "альбомы", в том числе и концептуальные, рассчитанные на более зрелого, подготовленного потребителя музыки. "Поп" ориентируется на молодого, либо менее подготовленного слушателя.
Обсуждать же поп-музыкантов нам приходится из-за того, что, во-первых, границы нередко "размыты", а во-вторых, "рок-музыка" всё же является (формально) составной частью более ёмкого понятия "поп-музыка".
В этой связи представляется затруднительным выбор, куда классифицировать творчество очень популярного музыканта планеты по прозвищу STING (настоящее имя GORDON SUMNER). Тем не менее, пожалуй, не вызывает сомнения устремлённость этого незаурядного артиста "вовне" (то есть "к людям"). Выйдя из состава (вернее, развалив его) очень толковой группы Police, где товарищи частично погашали его природные "кошачьи" наклонности, STING в своём сольном творчестве сильно изменился: от альбома к альбому он всё дальше отходил от рока. Куда-то подевалась энергетика, конфликтность, свойственные рок-музыке. Вместо них мы обнаруживаем "сглаженную" приджазованную лирику, окультуривание афроамериканских интонаций. По полусерьёзному мнению, А. Кутинова, виной такой метаморфозы в творческом облике Стинга явилось его увлечение деятельностью в Greenpeace. "Времени, оставшегося после защиты каких-нибудь амазонских макак, катастрофически не хватает, потому музыка его (как, например, на альбоме "Клетки души" (1991), становится всё более жидкой". [26] Однако "защитник животных" успел всё же создать и исполнить массу хитов. А песня "Every Breath You Take" с одноимённого альбома, благодаря всенародной любви к ней, была исполнена в 1990 году два миллиона раз по статистическим сводкам (если перевести в хронометраж, то в общей сложности, получается 17 лет). Музыкант продолжает быть востребованным и по сей день.
Что касается другого сверхпопулярного Кота современности (имеется в виду английский грек GEORGE MICHAEL), то его изначальная ориентация (не подразумевается сексуальная, хотя…) - неприкрыто "попсовая". Его восхождение к славе начиналось в середине 80-х годов в составе поп-дуэта Wham! (с другим Котом, которого зовут ANDREW RIDGELEY). "После огорчившего многих распада занялся собственной отчего-то очень взрослой деятельностью. Играет ритмичную, гладкую и сочную мешанину белого фанка, чёрного соул, классической английской баллады, простого приятного попса и старинного ритм-н-блюза". [27]
Приведём ещё пару образов, дополняющих "кошачью галерею". Это ныне забытые, но очень популярные на рубеже 50-х и 60-х годов, симпатичные американские парни FRANKIE AVALON и GARY U.S. BOND (подлинное имя GARY ANDERSON). С помощью наставников они весьма успешно реализовывали собственный экстравертный природный потенциал, ублажая своими приятными голосами не слишком взыскательную публику, лишь изредка заглядывая в зону рок-н-ролла и прочей "мэйнстримовщины".
Как показывает анализ перечня музыкантов рассматриваемого знака, Коты не приемлют авангард и панк. "Открытость" предполагает, прежде всего, доступность и, следовательно, мелодическую компоненту, чего обычно не достает в авангарде и панке. И даже музыканты-Коты, работающие в русле hard-n-heavy, предпочитают быть мелодичными, что в принципе не противоречит сути направления.
Несмотря на свой металлический статус, хэви-бригада Judas Priest (два Кота: ROB HALFORD - g и KENNETH K. DOWNING -g) с трудом балансировала между коммерческим подходом к музыке и настоящим тяжёлым роком. Группа периодически проявляла тенденцию к смягчению стиля и более доступному унифицированному саунду.
Поражают исполинские масштабы популярности квартета Metallica (два Кота LARS ULRICH - dr, JAMES HATFIELD - g, а также заменивший в 1986 году погибшего басиста третий Кот - JASON NEWSTEAD). Группа добилась "всенародного" признания во многом за счёт гармонически идеально выстроенных композиций. Невзирая на множество сложных инструментальных партий, выработанный музыкантами компактный атакующий стиль изредка прерывался лирическими отступлениями. Именно Metallica придумала трэшевые баллады, являющиеся их фирменным знаком. На концертах подобная лирика помогала снять усталость публики после сильных трэшевых атак. Может быть, поэтому зал всегда очень хорошо встречает группу. О коммуникабельности двух главных Котов (ULRICH и HATFIELD) свидетельствуют и журналисты. Ларс - открытый, общительный, дружелюбный человек, он чаще всех улыбается на групповых фотографиях. Джеймс уделяет много времени преданным фанатам группы на улицах и охотно по-дружески болтает с замирающими от счастья мальчишками у служебного входа перед концертом.
В пользу "открытости" обоих вышеупомянутых металлических бригад говорят и выдаваемые ими на суд публики тексты, нарочито грубые, но прямые и беспрепятственно доходящие до сердец их фэнов.
Вокалирующий Кот DAVID COVERDALE по завершении карьеры в Deep Purple организовал свою команду Whitesnake. Критики единодушны во мнении, что к моменту обретения хэви-металом к 80-м годам статуса мэйнстрима, то есть, генеральной линии развития рока, Whitesnake, по сравнению с возникшими к тому времени новыми авторитетами, обладал более легковесным звучанием и фактически скатывался к коммерческому хард-року. Болото шоу-бизнеса постепенно засасывало Дэвида и группу вместе с ним. Ковердэйл прекрасно всё это понимал, но ничего поделать с собой не мог: сопротивлялся "основной инстинкт". Однако, собравшись с духом и выдержав паузу в два года, в 1989 году он вместе с коллективом выдаёт "на-гора" действительно сильный альбом "Slip Of The Tongue", в котором присутствуют и мелодичное звучание гитары, и стройность композиций, и яркий эмоциональный вокал. Любопытно, что одно время в составе легендарных Deep Purple было сразу два Кота: DAVID COVERDALE и TOMMY BOLIN (g). Этот так называемый "четвёртый состав" (1975 - 1976 гг.) записал один диск "Come Taste The Band", на котором группа звучит заметно мягче, чем на альбомах, записанных "золотым составом". В то же время можно заметить, что он звучит и несколько "полегче", чем два предыдущих "номерных" альбома "Burn" и "Stormbringer", когда Кот TOMMY BOLIN ещё не сменил Ритчи Блэкмора (вспоминая преферансную поговорку, добавим, что всё-таки "два Кота - не один Кот"). Тем не менее, такая эволюция классического ансамбля хард-рока на коммерческом успехе отразилась негативно. Ибо Deep Purple была не той группой, которая нуждалась в "облегчении". Всем известен печальный итог - славный коллектив развалился.
Немножко о политике. Как известно, национальность у индивидов бывает разная. Но есть суть, которая объединяет людей разных стран и континентов, и она выше национальных различий. Мы объединяем людей не по классовой сути. В противовес известному коммунистическому лозунгу, мы бы видели перспективу в лозунгах типа "Козлы, там, или (лучше звучит) Коты, всех стран, объединяйтесь!" Потому, что Кот - он и в Африке Кот (в преферансном варианте, это звучит как "туз он и в Африке туз").
Мягко возвращаясь к основной теме, проконстатируем факт наличия шведской разновидности Котов. Он наглядно проявился в "коммерческие 80-е годы", когда на европейском хард-роковом небосклоне засветились группа Europa, в которой вокалировал Кот JOE TEMPEST, а также (отдельно) "маг электрогитары" YNGWIE MALMSTEEN. Много о них говорить не будем; суть в том, что эти миловидные конъюнктурщики хотели популярности, и они нашли её. Они хорошо известны у нас в стране, наши принимали этих "открытых" северян как родных (видимо сказывается и то, что мы всё-таки происходим, в какой-то мере, от "древних шведов").
<Назад> <Далее>
|