Лица Рока
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ЗАКРЫТЫЙ ЗНАК)
В соответствии с социологической структурой, Змея - второй закрытый знак после уже знакомого нам Тигра. Углублённость, серьёзное, неповерхностное отношение к делу заметно отличает музыкантов-Змей от других функционеров рока. "Закрытость" (эзотеричность) Змеи несколько отличается от "закрытости" (эзотеричности) Тигра, вследствие воздействия других гороскопических структур. По типу мышления (идеологическая структура) Змея - логик, по психологической структуре - принадлежит к категории "жалостливых" (о чём позже). Логический склад ума (в отличие от "новаторов", "интуиторов" и "мистиков") побуждает этот тип искать вдохновение не столько в глубине собственного сознания, сколько в так называемой "объективно существующей материи". Этот процесс сводится к углублённому поиску и выявлению "высшего порядка", образцового применения гармонических и других законов музыки в музыкальном материале, уже имеющем давние исторически сложившиеся традиции. Такой материал предоставляет классическая музыка, джаз, народное творчество. Отсюда - повышенный интерес Змеи к так называемому "серьёзному жанру". Думается, что отчасти этим интересом можно объяснить и обращение многих музыкантов рассматриваемого знака к такому неиссякаемому роднику, как народная музыка. Значительное количество музыкантов знака Змеи черпало идеи для своего творчества из этого источника. Это проявляется как непосредственно в разработках конкретных направлений (фолк, фолк-рок, кантри, кантри-блюз), так и в использовании отдельных элементов народной, этнической музыки, отражающемся на индивидуальной стилистике авторов-исполнителей рока.
Одной из самых показательных и влиятельных фигур американской ветви рок-музыки, несомненно, является BOB DYLAN (по метрике - ROBERT ALLEN ZIMMERMANN, родился 24 мая 1941 г.), чей гнусавый голос заставлял прислушиваться к себе многочисленную аудиторию из интеллектуалов по обе стороны Атлантики. Поскольку о нём много уже всего понаписано, заострим внимание лишь на интересующем нас аспекте и приведём выдержку из "Лирической энциклопедии" А.Кутинова: "Коуди Майер на вопрос автора о первейшем рок-текстовике удивлённо вскинул брови: как, у тебя ещё есть сомнения? Да Дилан подобен горе среди остальных холмиков (Леннон, Моррисон, Боуи, Лу Рид и др.). Если картина и преувеличена, все равно впечатляет. Ещё худым стриженым юношей урождённый Циммерманн пугал окружающих глубиной своих песен под гитару и губную гармошку. Его слабый визгливый голос и некоторые нелады со слухом только усиливали эффект воздействия словесных образов, заверченных в тугую спираль, то обволакивающих, то бьющих наотмашь". И далее: "… его имя стало символом музыки протеста, рок-поэзии и гитарного стиля. Он, безусловно, абсолютный чемпион по количеству (и качеству) песен, исполняемых другими. В их числе (исполнителей, конечно) наиболее уважаемые имена". [49] Добавим ещё, что BOB DYLAN был скрытным для прессы и "закрытым для всего мира, кроме родственников и равных себе в рок-иерархии". [50]
В славные для рок-музыки 70-е годы британский поданный (ирландец по крови) MIKE OLDFIELD возбудил у поклонников интеллектуального рока повышенный интерес к своим весьма сложным и глубоким творениям, считающимся до сих пор классическим воплощением инструментального арт-рока (позже такое направление в музыке обрело название "нью-эйдж"). Музыка эта представляла собой смесь величественных напевов и мелодий разных народов, классической музыки и так называемого прогрессивного рока. MIKE OLDFIELD попал в книгу рекордов Гиннеса. Суть рекорда в том, что музыкант на несколько недель оккупировал первое и второе места чартов. Альбом "Hergest Pidge" (1974) был вытеснен собственным же проектом "Tubular Bells" (1973) с первого на второе место. (История знает лишь три случая, когда музыканты вытесняли с первого места самих себя. Это удавалось тому же Бобу Дилану и The Beatles). Бесспорными шедеврами музыканта являются "Tubular Bells" и "Ommadawn" (1975). В целом же творчество Майка Олдфилда - весьма неровно, в нём было и заигрывание с танцевальной музыкой, что, тем не менее, отразилось негативно на коммерческом эффекте (зачем, спрашивается, браться за то, что тебе не рекомендуется по гороскопу?). Неоспоримым же достоинством музыки Олдфилда является то, что она не напрягает нервы и способствует крепкому здоровому сну.
Заслуживает высочайшей оценки творчество американского коллектива Blood, Sweat & Tears, работающего в стиле "брасс-рок" (это понятие означает привлечение в инструментальный состав духовой секции). Приглашённый в коллектив на запись второго лонгплея канадский вокалист DAVID CLAYTON-THOMAS (1941 г.р.) стал неформальным лидером группы (формально - руководил STEVE KATZ, Петух по гороскопу). Исполненный достоинства "бархатный" баритон вокалиста добавлял саунду группы, и без того солидному, ощущение величественности и глубины.
Казалось бы, знак Змеи не очень располагает к хард-року. Однако, такие маститые британские рокеры, как JOHN LORD и MANNY CHARLTON - далеко не последние люди в своих коллективах (Deep Purple и Nazareth). Хотя у "пурпурно-лиловых" признанным лидером считался RITCHIE BLACKMORE (Петух), Джона Лорда, тем не менее, можно назвать вторым по важности музыкантом группы. Мэни Чарлтон же, пожалуй, и есть "главный" в Nazareth (с 1974 года все диски ансамбля продюсировал лично). JOHN LORD признавался, что ему казалось всегда труднее писать музыку для Deep Purple, чем для себя, "потому что как бы ни был важен орг?н для Deep Purple с самого первого дня, но сердцем группы всё равно является гитара!". [51] К музыкальным пристрастиям Джона Лорда относятся классическая музыка (особенно Моцарт) и почему-то Eagles (кстати, последние пляшут от фолка). Он же протащил немножко фолка и в репертуар Deep Purple - например "Anyone's Daughter" с альбома "Fireball". Свою тягу к классике Лорд продемонстрировал на целиком написанном им "Concerto For Group And Orchestra" (1970). Во всю же он "оттянулся" в собственных сольниках, лучшим из которых признан "Sarabande" (1976).
Два первых лонгплея группы Nazareth отмечены заметным влиянием "змеиного инстинкта" Мэни Чарлтона. С этой точки зрения, особую художественную ценность представляет дебютный альбом группы, одноимённый, где наблюдается внедрение в хард-рок народных шотландских мелодий. Во втором альбоме "Exercises" был, по мнению критиков, даже некоторый перебор с фолком и волынками. Смеем заключить, что во многом благодаря "биополю" этих двух Змей, творчество обеих групп обрело статус классики хард-рока и не затерялось в обилии родственных по стилю коллективов, коим не хватало подобной глубины и основательности.
В 80-ые годы тон в хард-энд-хэви задавало канадское трио Rush, ведомое басистом и вокалистом (Змеем еврейской национальности), известным как GEDDY LEE (настоящее имя GARY LEE WINEREEB). "Духовно" его поддерживал ещё один Змей (гитарист трио) ALEX LIFESON. Ряд аналитиков относят группу к высшему эшелону как достойно развивающую славные традиции прогрессивного рока 70-х годов. Стилистически её определяли как самую "тяжёлую" из интеллектуальных групп, музыке которой подходит определение "хард-энд-арт". Приведём и другую точку зрения, сформулированную А. Кутиновым. Характеризуя стиль Rush, он пишет: "… первоначально, в 1974 - 1975 гг. бомбили непростой, немного абсурдный симфо-хард с вызывающей техникой, сказочными сюжетами и своеобразным фальцетным вокалом, напоминающим Джона Андерсона из Yes. Однако очень быстро наелись какой-то идиотской серьёзности и патетики, став одной из самых скучных и предсказуемых групп 70-80-х". [52]
По нашему разумению, внутренний голос творческой личности знака Змеи, постоянно нашёптывающий ей из подсознания "зри в корень!", частенько увлекает её (личность) в поисках пищи для вдохновения на ниву музыкального фольклора. Как известно, к разряду "народной музыки североамериканских негров" относится и блюз (в архаичной форме - это кантри-блюз; позднее блюзовый мэйнстрим привёл к возникновению ритм-энд-блюза - "народного блюза больших американских городов"). Помимо одного из самых маститых чернокожих блюзменов - ровесника Великой Октябрьской революции - Джона Ли Хукера (JOHN LEE HOOKER, родился в 1917 г.), на этом поприще отличились такие негритянские поющие исполнители, как OTIS REDDING, WILSON PICKETT, RICHIE HAVENS (все - 1941 г.р.). Их творческие биографии объединяют такие схожие обстоятельства, как приобщение к музыке с юных лет через пение в госпелз-группах, в дальнейшем - работа в блюзовом и ритм-энд-блюзовом амплуа, разработки в направлении соул, приглашения на многочисленные фолк-фестивали, а также - тесный контакт с рок-музыкой. В этой связи следует отметить и "белую Змею" Эрика Бёрдона (ERIC BURDON), лидера легендарной английской группы Animals, вытеснившего из ансамбля её основателя Алана Прайса (ALAN PRICE). Группа следовала ритм-энд-блюзовым канонам и на протяжении 60-х годов, во многом благодаря "мудрой и направляющей линии" Эрика Бёрдона, весьма успешно конкурировала по популярности с Beatles и Rolling Stones. Поначалу репертуар Animals состоял, главным образом, из шлягеров американской "чёрной" музыки - песен, которые до них исполняли CHUCK BERRY, BO DIDDLY, JIMMY READ и др. Чего стоит одна только "House Of The Rising Sun"! ("Но из песен одна в память врезалась мне…"). После распада команды ERIC BURDON, переехав в Лос-Анджелес, во всю отдался своим "порочным" эзотерическим наклонностям в афроамериканском составе War, где явно было не без блюза, зато - без прежней популярности.
Однако, более всего, поражает обилие музыкантов змеиного знака, задействованных непосредственно в фолк-роке или же использующих в той или иной степени в своём творчестве элементы фолка, кантри, этнической музыки.
Вторым по авторитету (после Боба Дилана) лицом в галерее "народников" является DAVID CROSBY, замеченный в членстве легендарной команды Byrds, но наиболее прославившийся в составе (и разных его комбинациях) группы Crosby, Steels, Nash &Yong, которую называли "четвёркой великих индивидуалистов" или (по характеристике А.Кутинова) "атомной бомбой американского фолк-рока".
Можно отметить целую плеяду американских исполнителей, которые отнюдь не отличались легкомыслием, скорее наоборот - они представляли на суд публики самые сложные варианты музыки, базирующейся на материале фолка и кантри. Вот их имена: TIM HARDIN, NILS LOFGRIN, TOM RUSH, DAVID LaFLAMME (It's A Beautiful Day), DENN DOHERTY (Mamas & Papas), DOUGH SAHM (Sir Douglas Quintet), JOE "KING" CARASCO (Crown), DAVID BLUE. Наверняка и TOM FOGERTY (1941 г.р.), член легендарных Creedence Clearwater Revival (верховодил в группе его младший брат JOHN), был причастен к фирменному саунду ансамбля, которому критики (но не все) присваивали звание создателей кантри-рока. Из британцев, помимо Майка Олдфилда, огромным уважением среди профессионалов пользовался ROY HARPER, обладающий уникальным творческим и исполнительским почерком, в основе стиля которого был заложен британский фолк.
Любопытной иллюстрацией приверженности музыкантов рассматриваемого знака к фолковой традиции является и "змеиный клубок" (можно даже сказать - серпентарий), состоящий из трёх сравнительно молодых змей. Речь идёт о трио из американского штата Массачусетс - Dinosaur JR, состав которого: J MASCIS - v, g; MIKE JOHNSON - g, b, kbd; GEORGE BERZ - dr (все 1965 г.р.). Неспроста даже в названии группы фигурирует рептилия. Лидера, Джея Маскиса, критики определяют как мастера интроспективных песен со слэкерскими тенденциями и духовным родством с гитарной героикой в стиле Нейла Янга (NEIL YOUNG), последний, как известно, - один из самых высокопочитаемых народников. J MASICS, дебютировав с альбома "Dinosaur", к 90-м годам сам стал высокочтимой и непревзойдённой в своём амплуа гитарной звездой.
<Назад> <Далее>
|