Лица Рока
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ОТКРЫТЫЙ ЗНАК)
Как мы уже успели выяснить, из уже известных нам открытых (всенародных) знаков, Коты - это откровенные "попсовики", Лошади - отличные мелодисты. Ещё есть Крысы, один из сильнейших в роке знаков, - они покоряют народ своей естественностью, раскованностью. Петухи же сильны гармоническим чутьём. Копаясь в куче звуков, неоформленных в стройную систему, они извлекают необработанные зёрна (сырьё) и готовят из найденного продукта довольно вкусную пищу. Их музыка не отличается особым интеллектуализмом, глубиной творческого замысла или изощрённостью звуковых средств - не это их козыри. Создаваемая ими музыка, прежде всего, красива и убедительна по своей сути. Ведь стержнем всякой композиции (музыкальной формы), если хотите, её сердцевиной является гармонически упорядоченное сочетание тонов, созвучий. Венчает всё это здание мелодия, являющаяся, по определению, основой музыки. Именно этим свойством искусного владения приёмами музыкальной гармонии, способностью находить и передавать в своих композициях "потребные народу" гармонические рисунки и мелодии, рок-музыканты, рождённые в год Петуха, и завоевали к себе расположение "широких масс". И в этом компоненте Петухи, по нашим наблюдениям, имеют приоритет среди прочих гороскопических знаков.
Чтобы лучше осознать, что же такое ГАРМОНИЯ, обратимся к определению противоположного ей понятия - дисгармония. Вот выдержка из "Энциклопедического музыкального словаря". "ДИСГАРМОНИЯ (от греческого дис - приставка, означающая отрицание, и гармония) - нарушение гармонии, несозвучность, неблагозвучие, разлад". [188] Следовательно, "гармония" подразумевает созвучность, благозвучие, лад. В теории музыки существуют два противоположных понятия - "консонанс" и "диссонанс". Первое - и есть благозвучие, "диссонанс" - противоположность ему. "Несогласованность звуков в диссонансе вызывает потребность в переходе к созвучию более спокойного, мягкого характера, совершенному в своём благозвучии, - консонансу. В учении о гармонии такой переход называется разрешением диссонанса". [189] Так вот, эту потребность человечества в благозвучии, которая и есть "гармония" (во втором значении этого слова в словаре С. И. Ожегова) музыканты-Петухи ощущают всем своим естеством и оттого очень умело удовлетворяют её своими творческими посланиями - народные же массы принимают их творения открытым сердцем.
Нет нужды долго распространяться на тему поголовной, всепоглощающей, где-то даже роковой (с ударением на последнем слоге) любви молодёжи 70-х годов к Deep Purple и Creedence (в которых функционировало по три Петуха). Не менее пылкую страсть возбуждал у комсомольцев и ведомый Кеном Хенсли (KEN HENSLEY) Uriah Heep. В те годы, по крайней мере, в нашей стране, не иметь записи этих групп считалось зазорным. Чуть меньшей популярностью пользовались 10 cc (с тремя Петухами в составе - GRAHAM GOULDMAN, ERIC STEWART, KEVIN GODLEY). Довольно высокую репутацию у значительного числа отечественных меломанов имели также ERIC CLAPTON и BRYAN FERRY. Эти музыканты смогли расположить к себе массового слушателя за счёт ясности и гармонической стройности своих композиций, несмотря на то, что два последних фитуранта в начальном периоде своей творческой деятельности и претендовали на статус элитарных. Однако, со временем, открытая природа их знака всё больше давала знать о себе, что проявилось в заметном упрощении их композиторских и исполнительских решений, в силу очевидного стремления обрести максимально широкую популярность (или же сохранить её).
Что же касается таких "серьёзных" людей, как JOHN MAYALL и GARY BROOKER, то и они особо не отличались виртуозностью исполнения. Притягательность их музыки в другом. JOHN MAYALL посвятил себя служению блюзу - этому искусству афроамериканского происхождения, таящему в себе неиссякаемые идейно-творческие ресурсы, прививая британской публике вкус к нему, и по праву заслужил прозвище - Отец Британского Блюза. GARY BROOKER и возглавляемый им коллектив Procol Harum прочно завоевали место в сердцах многих поклонников по всему свету совершенством владения композиционно-гармоническими приёмами и их воплощением в своих творениях, местами напоминающих классику Баха - критики окрестили этот стиль названием барокко-рок. После распада Procol Harum Брукер издал ряд сольных альбомов, в которых продемонстрировал свою способность создавать композиции и более популярного характера, однако исполненные столь же тонкого вкуса и выгодно отличающиеся от типично коммерческой музыки, наводнившей музыкальный рынок к 80-м годам.
Чтобы не раздувать рамки главы, ограничимся перечислением ряда одарённых исполнителей, у которых, на наш взгляд, доминирующим побудительным мотивом в их творческой реализации является тот знаковый импульс, что позволяет считать их экстравертами: NEIL YOUNG, BJ?RN ULVAEUS (ABBA), DAVID JONES и PETER TORK (Monkees), JOSE FELICIANO, MARK ALMOND, MICKIE VIRTUE и ASTRO (UB 40), RICHARD CARPENTER (Carpenters), LEMMIE KILMINSTER (Mot?rhead), DIETER MEIER (Yello), Dr. ALBAN, ICE CUBE, KING DIAMOND.
<Назад> <Далее>
|