Лица Рока
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ПРИЗЕМЛЁННЫЙ ТИП)
По этой структуре герои этой главы принадлежат к тройке "приземлённых" (Обезьяна - Петух - Собака) или, как её ещё называет Григорий Кваша, "тройке действия". То есть, они - антиподы "взлётных" (Тигр - Кот - Дракон). Так называемая "приземлённость" побуждает Петухов-музыкантов действовать во вполне определённой плоскости - гармония, метроритм, музыкальная форма, - укрепляя тем самым эффект реализации их исследовательских усилий, отталкивающихся от логического типа мышления. В творческих изысканиях Петухов нет места "иррациональному" и "атональному", ибо это - "не по уставу". Кропотливый труд и активный поиск приносят, в итоге, весьма ощутимые результаты. Многие из "разработчиков" знака Петуха, благодаря подобным целенаправленным усилиям, сумели обрести свой ярко выраженный, узнаваемый индивидуальный стиль. Из этого списка индивидуальностей - RITCHIE BLACKMORE, ERIC CLAPTON, JOHN FOGERTY, KEN HENSLEY, PETE TOWNSHEND, MIKE HARRISON (Spooky Tooth), VAN MORRISON, LEMMY KILMINSTER (Mot?rhead), DIETER MEIER (Yello), FALCO.
Любопытно, что, не сговариваясь (мы с ним даже не знакомы) с автором толковой статьи о Procol Harum Александром Гончаровым, мы независимо друг от друга используем понятие "приземлённость". Позволим себе привести пространную выдержку из этой статьи о группе, возглавляемой непревзойдённым Гари Брукером: "PROCOL HARUM всегда была группой больше для музыкантов, чем для слушателей, с оригинальными идеями, расширяющими горизонты в причудливом, чисто "британском" стиле - смеси аристократического консерватизма и музыкального андеграунда. Узнаваемость гаерствующего пьяновато-хриплого голоса Брукера в сочетании с изысканно-приземлёнными(курсив здесь и далее - наш, - авт.) симфо-джазовыми обработками Баха (и даже "Танца с саблями" Хачатуряна) с фортепианным "подкладом" - более аристократичной группы в те годы не было. В её музыке не было покорения пространств и времени на манер барреттовского PINK FLOYD, завёрнутых опытов Заппы и Фриппа - лидер предпочитал земное небесному и всячески "приземлял" взмывавших иногда соратников (особенно гитариста, из-за чего тот и ушёл). Только Богу и Брукеру известно, сколько чудных мелодий он беспощадно браковал только из-за несоответствия стилю. Это "приземление" придавало музыке ауру лёгкого "загнивания", присущего лишь истинной аристократии, в том числе и от музыки". [192]
Кстати, А. Гончаров говорит о попытках кое-кого из соратников "взмывать" (что на нашем языке характеризуется как "взлётность"), подразумевая гитариста Робина Трауэра (ROBIN TROWER). А ведь он - тоже Петух по знаку. Но вот в другой части статьи Гончаров, несколько противореча себе, даёт следующую характеристику, касающуюся специфической инструментовки ансамбля на первом этапе творчества коллектива: "…неудержимый и красивый орган Фишера, льющиеся через край, остроумные соло Брукера и блюзовые "приземления" Трауэра". [193]
Пару слов и об узнаваемом в любое время суток (даже с глубокого похмелья) стиле "бессмертных Криденсов". Критики дали этому стилю определение "болотный рок". И никакой вам в этом стиле возвышенности, никакой "взлётности", а лишь сплошная суровая "болотная реальность" (конкретика). Зато как хорошо с помощью Creedence Clearwater Revival ощущать себя вполне живым на этой грешной земле.
В персональных портретах мы ещё коснёмся темы этого подраздела.
<Назад> <Далее>
|