Лица Рока
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (ПРИЗЕМЛЁННЫЙ ТИП)
Этот знак замыкает "тройку действия". Обезьяна, прежде всего, стремится "нащупать" необычный и, в то же время, интересный звук. Петух предпочитает "накапывать" сочетание звуков "сгребая" их затем в стройную систему. А где же любит порыться Собака? А везде, где только можно, и где нельзя - тоже! Вы ведь наверняка наблюдали поведение щенков, непоседливых и беспокойных, которые в начале своего жизненного пути всё рушат и крушат в квартире (обдирают обои, перекусывают провода, грызут мебель и т.п.). Таким вот образом они постигают окружающий их предметный мир. Новаторство человека-Собаки как раз сродни стремлению щенка перекроить в целях познания всё на свой лад. Перегрызая и перекусывая, он пытается уяснить для себя: "а что за этим стоит?", - и открывает для себя что-то новое.
В свете темы, заданной подзаголовком, хотим, однако, подчеркнуть, что "преобразовательная" деятельность Собаки, тем не менее, вполне предметна, её новаторские потуги проявляются в русле конкретики (в них нет "взлётности", но есть "приземлённость"). Кое-кто спросит: "А вот Роберт Фрипп - он же авангардист?". Ответим: "Не совсем". Авангардизм бывает разный. Фрипповские эксперименты часто допускают элементы вольной импровизации того или иного инструмента ансамбля, но при этом в них всегда сохраняется ощущение целостности и единства звучания коллектива, что свидетельствует о заранее продуманных аранжировках для каждого его произведения. Если сравнить, к примеру, композиции, записанные Фриппом, с зафиксированными на плёнку опусами Фрэнка Заппы (Дракон), то как раз и можно наглядно "почувствовать разницу", отличающую фрипповский "относительный порядок" от спонтанных ("взлётных"), хотя часто и создающих у слушателя иллюзию стройности, музыкальных фантазий Заппы (вспомните обращения Фрэнка Заппы к публике, предваряющие его выступления)[242].
Подавляющее большинство фигурантов рассматриваемого знака "не обременены" потребностью оторваться от "земного", они сполна удовлетворяются творчеством, не нарушающим основные музыкальные законы, но изобилующим, тем не менее, массой оригинальных, и часто принципиально новых, идей в акустическом, в композиционном и в исполнительском планах.
Обстоятельная и скрупулёзная, даже дотошная, работа с материалом, свойственная всем трём "приземлённым" знакам, приносит зримые и достойные внимания результаты и труженикам знака Собаки.
Отдельные подробности - в персональных портретах.
<Назад> <Далее>
|