Поиски Империи
ВОЖДЬ. БОГ. ТИРАН
Столь радикальные изменения, столь глобальное самоотречение народа невозможны в обычном, здравом состоянии. Это происходит, когда нация в возбужденном состоянии, почти в психозе, который чем-то сродни массовому гипнозу (не на это ли намекал нам Михаил Булгаков в своем романе, описывая вечер в небезызвестном варьете?). Но гипноз требует гипнотизера. Петр I и Ленин, безусловно, были таковыми. Но дело даже не в конкретных личностях, а в том, что народ ждет прихода такой личности. Лишаясь родных отцов и матерей, связи с родом-племенем, народ ищет единого отца. Вождь становится богоподобным. И здесь не важно, что он мал ростом, сухорук, что у него рябое лицо, этого никто не видит, как не замечаются и грубые политические просчеты или трусость и глупость. Что же касается жестокости, то она даже становится желанной. Таковы исторические законы.
Любовь к вождю слепа. Но в ней нет обмана. Вождь становится воплощением народного идеала. Он не представляет интересы господствующего класса, поскольку такового еще нет, он напрямую связан с народом. От такого отца родного чего только не стерпишь.
«Когда князь Святослав вырос и возмужал, то начал набирать воинов многих и храбрых, водя легко, как барс, много воевал. Идя в поход, возов с собой не возил, шатра у него не было, а спал он на конском потнике, подложивши седло под голову; так вели себя и все его воины».
Ну а царь-плотник Петр I в этом смысле, пожалуй, просто уникален. Его «хождения в народ» были беспрестанны, и, конечно, это не было политическим расчетом — император находится в гармонии со своим временем.
Вспомним пресловутую ленинскую простоту, да и Сталин не был любителем чрезмерной роскоши.
Вожди нечеловечны, а потому склонны и к детоубийству. Не спас своего сына Сталин, убил своего сына Петр I. (Другой детоубийца — Иван Грозный — также из второй фазы).
Окончание второй фазы отмечается, как правило, смертью вождя, и страна встречает ее в шоке, унынии и слезах.
«Очевидцы, свои и чужие, описывают проявления скорби, даже ужаса, вызванные вестью о смерти Петра», — пишет Ключевский.
Теми же словами можно сказать о смерти Ленина и особенно Сталина. Реакция на смерть полубога...
<Назад> <Далее>
|