Принципы истории
Сказание о трех
Представление о трех стихиях напрямую связано с возрастным гороскопом, с его представлениями о трех периодах жизни и трех исторических эпохах. Однако некоторое время представления о трех мирах и трех эпохах не сливались и развивались параллельно.
Итоги такого параллельного развития были подведены в работе "Сказание о трех", написанной в конце 1993 года. Но до этого были еще несколько работ, показывающих, какими путями развивались идеи тройственного строения исторического мира. Одна из первых работ вышла в популярной тогда газете "Мегаполис-экспресс" (только название тогда писалось по-английски).
Исторический гороскоп подтверждает существование трех путей истории, трех типов общества и порожденных ими трех принципиально разных видов людей. Цивилизованный (эволюционный) и ортодоксальный (стабилизирующий) исторические пути повсеместны и распространены, один на Западе, другой на Востоке. И лишь третий путь - имперский - кратковременен и экзотичен. И надо же, именно наша страна с 1881 по 2025 год идет путем Империи и, стало быть, все мы, граждане этой страны, еще 34 года останемся людьми Империи, как бы уродами, не имеющими ничего общего с остальным человечеством.
Тот самый третий путь, о необходимости которого все время говорили русские философы, реализуется в имперском способе жизни. Так что непохожесть наша связана отнюдь не с происками Карла Маркса. Кстати, русскому народу не привыкать: с 1653 по 1797 он также был в имперском состоянии. И лишь с 1801 по 1873, всего 72 года, у него была возможность приобщиться к нормальному бытию.
Так кто же он, имперский человек, и чем отличается от человека нормального? Прежде всего, уточним: нормальным в нашем представлении человеком является вовсе не ортодоксальный человек восточного общества, похожего больше на улей или муравейник, а свободный гражданин цивилизованного общества.
Главное стремление нормального общества - это равноправие. Союз равноправных частей, штатов, городов, стран, вообще людей, мужчин и женщин и т.д. Чем не идеал? Нормальные люди уважают себя, уважают других. Имперский же человек не ценит жизни своих сограждан, но не ценит и своей жизни. Превыше всего ставится государственный интерес, государственная идея. Примеры? Вся наша история - это строительство столиц на горах костей, победа в войнах босых и безоружных солдата и бесконечный экспорт лучших людей. Причем все это делается без сомнений и жалости.
Цивилизованные люди способны эволюционировать. Они помнят традиции, сохраняют линию жизни, уважают своих предков, противников и оппонентов. Для имперских людей все это - недостижимый идеал. Bce мы похожи на Павлика Морозова, хотя и понимаем, что это плохо. Переносы столиц, разрушение пaмятникoв, пepeпиcывaниe истории - наше любимое занятие. Сталин-Хрущев-Брежнев-Андропов-Черненко-Горбачев-Ельцин, кто из них не плюнул в предыдущего? И ведь странное дело: страна сохранила глубокую преемственность в политике. Для чего же плевали?
Впрочем, сами имперцы относятся с пониманием к своим гонителям. Имперец Шульгин прославил красных за сохранение империи, и Бунин все простил большевикам за победу над фашистами. Почему? А потому что патриоты...
Разрывы истории, оторванность от корней делают имперского человека идеальным учеником. Но такое ученичество - не цивилизованное повышение квалификации. У нас переучивают капитально. Нужно, чтобы вся страна состояла из стукачей - пожалуйста... Нужно за десять лет превратить крестьянство в рабочий класс - извольте! Потребует Россия, чтобы страна наполнилась брокерами, менеджерами и прочими коммерсантами - и народ возьмет "под козырек". Причем брокеры будут по высшему разряду... Имперский человек всегда слышит голос Родины, ждет ее указаний, мало доверяя голосу предков и мирового сообщества.
Ортодоксальные граждане уважают старших, иерархию, вековой порядок. Цивилизованный гражданин уважает закон, молится его букве. Имперский человек не чтит ни мудрецов, ни закона. Его закон - это закон силы. Сила же у того, кто знает правду, правду текущего момента.
Западный человек расчетлив, восточный лукав. Имперский человек искренне говорит одно, а делает всегда другое, при этом и себя, и всех остальных убеждает в совпадении своих слов и поступков. (Обман идет не от злого умысла, а лишь оттого, что путь Империи всегда туда, куда еще никто не хаживал).
Империя неприглядна, неряшлива, бесконечно централизованна. В ней всегда двухклассовое общество: творящих волю и терпящих, сжав зубы. Вид империи всегда ужасен, но душа ее прекрасна, ибо лишь ей дано знать путь человечества. Но при всем при этом Империя всегда непобедима, и это оправдывает все.
"Человек Империи", как и все написанное в год Козы, не отличался последовательным и логически связным изложением теории. Слишком много эмоций, слишком сильны прорывы интуиции: чувствуется близкое дыхание августовских событий того же 1991 года. И все же необходимо заметить, что и семь лет спустя (1998) определение западности, восточности, либо имперства того или иного государства определяется не столько циркулем и линейкой (на поиск жестких доказательств подчас не хватает времени), сколько все тем же чутьем, субъективным ощущением общественного устройства.
Интуиция особенно важна в так называемых сложных случаях, когда государство, внешне напоминая государство Запада (например, Япония), по сути, остается государством Востока. Или обратный случай, Индия - государство с многовековой восточной историей, в XX веке с трудом, неуверенно, но перешедшее в ритм Запада.
Еще более сложную задачу приходится решать при погружении взгляда в глубину веков. Тут уже на интуицию полагаться трудно, приходится искать более веские доказательства, однако совсем отказаться от интуиции, игры ощущений, предчувствий, прозрений невозможно. И боже упаси, если теория возьмет верх над интуицией. Начнешь подгонять реальность под схему, непременно ошибешься и пройдешь мимо какого-нибудь особенно элегантного ответвления теории...
Одним из решающих признаков имперского народа, признаком, не подводившим никогда, стала могучая имперская центростремительность. Впоследствии выяснится, что определенная центростремительность возможна еще и у т.н. тоталитарных двойников, но пока речь идет только об Империи. (Работа "Едва другая сыщется столица" писалась по поводу переноса столицы содружества из Москвы в Минск. Типичное псевдорешение 1991 г.)
Структурный гороскоп утверждает, что у человечества есть три пути развития: Восток (революции в год Быка), Запад (революции в год Петуха) и Центр (революции в год Змеи). Запад стремится уравнять в правах все и вся. И деревня у них не хуже, чем город, и в каждом штате свое достоинство, и страны все равны - сплошное гомогенизированное братство. Запад озабочен экономическими проблемами, и его иерархия в экономической сфере - кто больше заработает. В политике же Запад - открытое пространство, готовое принять на равных любого, кто пожелает.
Восток занят решением идеологических задач и иерархию имеет идеологическую. В политике же восточные державы заняты крепостью границ, стабилизацией территории, для чего возводятся великие китайские стены.
Ну, а Империя строит иерархию в политике, сжимая весь мир в одну точку. Леса и горы, моря и степи, все в одну точку - столицу. Помните дебильный, но столь милый лозунг "Москва - порт пяти морей". Столица становится сверхогромной, причем даже сама в себе продолжая моделировать сжатие Вселенной в точку. Кремль, Бульварное кольцо, Садовое кольцо, Кольцевая автодорога, Подмосковье ближнее и дальнее, Золотое кольцо, Россия, республики, заграница братская, заграница вражеская. Весь мир - орбиты, и лишь в центре - "Солнце"...
Разумеется, Московская империя - не первая в истории человечества. Были еще и лондонская, называвшаяся Британской империей, сейчас благополучно превратившаяся в Содружество, и римская, которая, представьте себе, так и называлась Римской империей.
Пока растет империя, растет и столица. Можно даже сказать, что империя - это и есть столица. Бессмысленность такой гипертрофии только кажущаяся. Собрав всю национальную элиту в одном месте, Империя, по сути, устраивает мозговой штурм, что позволяет ей опережать общемировые события, угадывать тенденции прогресса, что, безусловно, гарантирует ей высочайшую политическую мощь.
Как уже говорилось, Империя не порождает здоровой экономики и не слишком самостоятельна идеологически. Централизация, безусловно, несет людям много горя и скудное житье. Но за сильную политику и адекватность мирозданию Империи простится все, особенно когда она вступает в завершающую фазу своего развития.
Так за четыре года до начала работ по "Поиску Империи" (1995) уже все ясно было и с Лондоном, и с Римом, а также, естественно, с Киевом, Москвой и Санкт-Петербургом. Главное же, что постепенно появляется понимание главенства немногочисленных имперских циклов в мировой истории и неизбежной необходимости знать наперечет все имперские циклы мировой истории.
Впрочем, возвращаясь к 1991 году, понимаешь, что тогда было не до полновесных поисков всех имперских циклов. Необходимо было обрисовать главные контуры теории, подняться хоть чуть-чуть над эмпирическим уровнем исследований, оторваться от бесконечной череды дат, от гигантского списка событий, больших и малых, от разнообразнейших трактовок этих событий,
Первая абстрактно-теоретическая работа была написана также в конце 1991 года и с большими сокращениями опубликована летом 1992 года в "Науке и религии" под названием "Исторический гороскоп". В этой работе уже есть почти все главные моменты теории. В частности, указана принадлежность Востока прошлому, Запада будущему, Империи настоящему, сделаны первые попытки раскрутить векторный треугольник.
... Легко увидеть главенство экономического ритма в современной Европе. Вот почему она не подчинилась централистским попыткам объединить ее, предпринятым Наполеоном и Гитлером, но легко объединяется на условиях равенства и экономических приоритетов.
Ортодоксальным ритмам подчинено большинство стран Азии. По имперскому ритму идет лишь наша страна. И такая ситуация позволяет дать трем историческим путям более краткие и емкие имена. Ортодоксальный путь - Восток, имперский путь - Центр, экономический путь - Запад. Нельзя эти имена воспринимать буквально, ибо западные страны шли ритмом Востока, положение Центра многократно менялось на протяжении мировой истории.
И все же в целом эти имена отвечают положению в мире, причем не только в статике, но и в динамике. Прошлое человечества - в основном, Восток; будущее - это Запад; настоящее его - это Центр.
Так незатейливо, в нескольких словах была выражена, может быть, главная суть исторического процесса: выявлена связь статического строения мира с его динамическим строением, воедино связаны политика и история. Впрочем, не будем забегать вперед. Пока мы рассматриваем три мира не во взаимодействии, а раздельно. Пока важно увидеть не связи трех миров, а то, что их разделяет, принципиальные различия. Например, любопытно посмотреть, как три мира реагируют на проблему власти. Этому была посвящена статья "Что есть власть".
Мы все время ходим по заколдованному кругу одних и тех же проблем. История, власть, вожди, народ, насилие, справедливость. Те, кто борется против власти политической, вдруг незаметно для себя становятся обладателями власти духовной, во многом еще более могучей. Помните, как у Михаила Булгакова: "Не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".
Ныне рождается новая власть, уникальная и невиданная в истории человечества. Реальные ее очертания будут видны лишь в 2001 году. В одном уже сейчас можно не сомневаться: сила, мощь этой власти, влияние ее на весь мир будут чрезвычайно велики. Обратимся к теории.
В странах Запада (революции в годы Петуха) главенствует частный интерес, общество выстроило иерархию по уровню дохода, строение общества оптимально для создания эффективной и здоровой экономики. Власть денег в таком обществе практически безгранична. Но, разумеется, это власть не самих денег, а тех, кто стоит за ними - гениев бизнеса, коммерции, экономики.
В странах Востока (революции в годы Быка) главенствует идеология. Служители культа, пророки, учителя, духовные отцы осуществляют там истинную власть. Их власть могла бы быть вечной, если бы мир мог застыть и не меняться.
Как видим, и на Востоке, и на Западе истинная власть достаточно далека от своей легализации. И там, и там истинная власть должна действовать фактически через подставных лиц, реальных политиков, которые сами по себе мало что значат. Единственная надежда на существование прямой и ответственной власти существует в странах, идущих имперским путем.
И действительно, в странах Центра (революции в годы Змеи) господствует государственный интерес. Истинная власть сосредоточена в политических структурах и может не прятаться за спинами подставных политиков. Но, во-первых, как и во всякой настоящей власти, здесь царит беззаконие, то бишь действует закон силы. А во-вторых, даже в Империи власть не может открыто взять на себя всю ответственность, ибо по-настоящему сильна лишь та власть, которая всем управляет, но ответственности не несет. Так что и в Империи ситуация с прямой и ответственной властью достаточно запутана.
Все 72 года советской власти из всех политических структур меньше всего власти было именно у Советов. С 1917 по 1953 год безусловным лидером были репрессивные и сыскные органы. После 1953 года лидерство захватила партийная номенклатура, что также не соответствовало конституции. Демократией такое положение не назовешь, но именно в странах Центра политическая конкуренция - не развлечение избирателей, а реальность.
Таким образом, максимальная власть, так или иначе, сосредоточена у тех, кто все контролирует и ни за что не отвечает...
Так в мистическом году теория пыталась разобраться с магией власти, разрабатывая формулировки настолько завораживающие (все контролировать, ни за что не отвечать), что, даже окажись эти формулировки ошибочными, и то не захотелось бы с ними расставаться.
Заканчивая тему трех имен истории, хотелось бы повторить, что все имена условны. И если имена Востока и Запада стали привычны для слуха и глаза, то имя Империи вызывает недоумение, особенно когда это имя применяется для маленького, политически еще достаточно немощного государства, например, для Древней Иудеи или современного Ирана. Тем не менее, теория настаивает на том, что как бы ни было мало государство, несущее в себе имперский ритм, оно всегда занято вселенскими проблемами, всегда думает о мировом господстве.
Что касается другого имени, применявшегося наравне с именем "Империя" (речь идет об имени "Центр"), то теперь оно используется редко (может быть, звучности не хватило). Однако геометрический и эволюционный его смысл достаточно точны и отражают роль Империи как некоего катализатора, всегда пребывающего в месте столкновения мира Востока и мира Запада. Катализатор этот помогает сжигать Восток, кусок за куском превращая его в Запад. Впрочем, об этом будет сказано дальше.
<Назад> <Далее>
|