Григорий Кваша
https://xsp.ru/sh/ 12 июля 2024 г.
Отзыв на книгу Карла фон Клаузевица «О войне»
Это безусловно классическая книга, на неё ссылаются сотни авторов, её цитируют все кому ни лень.
Автор - военачальник, военный теоретик родился 1 июня 1780 года. Служил в русской армии (1812-1814).
Согласно хронологии ТИ в 1797 году закончилось Двухимперское перемирие (1761-1797) и началось время лидерства Четвёртой Англии (1797-1881). И особенно важно, что в 1813 году «разморозилась» как Тоталитарный двойник Пруссия. Момент этот темный. Может Клаузевиц нам поможет.
В предисловии автор пишет о полнейшей ненаучности всех попыток написать теорию войн, говорит, что книги предшественников полны пустословием. Что ж, посмотрим как с этим у самого автора.
ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА ВОЙН
Авто пишет, что войны происходят из двух совершенно различных элементов – из враждебного чувства и враждебного намерения… В чем их совершенное различие? – пока не ясно.
Далее ещё более сомнительная идея. «У диких народов господствуют намерения, возникающие из эмоций, а у народов цивилизованных – намерения обусловлены рассудком».
Много довольно банальных размышлений. Некоторые могут иметь какое-то теоретическое значение, но в целом всё это скорее некие заготовки для грядущей Теории.
В любом случае, без примеров все эти абстракции мало чего стоят. «Война не состоит из одного удара» Почему! У нас все войны на Рубеже – практически из одного удара. Войны по Касательной тоже не длинное дело.
12 пунктов, и всё пустая болтовня. Читаем дальше. В 20 пункте матерый вояка утверждает, что в войне большую роль играет случай и везение. Что ж, это признак того, что с теорией у прусского генерала ничего не вышло. В математический расчет он не сильно верит, противопоставляя ему мужество (21 пункт). Это странно! Без математики на поле боя никак.
Знаменитая фраза «Война есть просто продолжение политики другими средствами». Почему «продолжение политики», а не дипломатии, например? Что он, собственно, подразумевает под словом «политика»? Скорее всего речь о некой внешнеполитической идее, которая у нас (в ТИ) относится к сфере идеологии. По Клаузевицу война – это средство, а политика – это цель. Что автору даёт это разделение на цель и средство – не понятно.
Много общих рассуждений, довольно банальных. Наконец первый пример. Семилетняя война. Как мы помним, сложнейшая для ТИ задача, которую удалось решить. В России закончился в 1761 году Идеологический период и началось Двухимперское перемирие. А что же Клаузевиц? А у него всё просто:
«Талантливое применение мудрой экономии сил в течение 7 лет показало соединившимся против Пруссии державам, что затрата сил их стороны становится гораздо большей, чем они предполагали вначале, - и они заключили мир».
И это всё? Ни слова об ожидании нашими генералами смерти Елизаветы Петровны, ни слова о самой её смерти, ни слова о воцарившемся в России страстном поклоннике Фридриха – Петре III. Обалдеть!
В главе про военный гений опять же множество общих рассуждений и почти никаких имен. Пишет, что ни Карл XII, ни Генрих IV не признаны гениями. А кто признан? Наполеон? Не сказано.
ЧАСТЬ 2. О ТЕОРИИ ВОЙНЫ
Снабжение, марши, внутренние линии, местность, погода, моральное превосходство... Обо всем и ни о чём. А где теория? Её нет!
Очень интересный вопрос: военное искусство или военная наука? Ответа нет. Что-то среднее.
Постепенно становится ясно, что великие полководцы это Фридрих Великий и Наполеон. Ну, что же, у каждого своё. Ждать от пруссака, чтобы он хвалил Суворова и Румянцева мы не можем. Он о них забыл.
Зато Вторую Пуническую автор помнит.
1814 год. Пишет, что взятие союзниками Парижа породило некую трещину, которая породила крушение императора. И это всё? Написал бы, что Наполеон устал за 12 лет непрерывных войн, и то было бы убедительнее.
Великая доблесть! Александр Македонский, Цезарь, Александр Фарнезе, Густав-Адольф, Карл XII, Фридрих Великий, Наполеон… Знаем, слышали… Кстати, ни одного рожденного в год Петуха, два Быка, две Змеи, Обезьяна, Собака и даже Лошадь.
ЧАСТИ 3-7
Военным читать, наверное, важно. Для Теоретической истории эта информация не нужна.
Поляки должны были на Клаузевица очень сильно обидеться, он напрямую заявил, что Польша – варварское государство и вообще проходной двор, через который все гуляют как хотят. Мы, явно относимся к полякам лучше, хотя счёт к Польше у России большой.
ЧАСТЬ 8. ПЛАН ВОЙНЫ
Достаточно важно, что автор заметил отличие войн Рима от других. Рост Римской империи обусловлен союзами, в результате коих соседние народы постепенно сливались с Римом в одно целое.
Странно, что он не заметил того же с Россией…
Много сил, как и у других авторов, посвящено Тоталитарным двойникам. Но нигде автор не может обнаружить смысла взрывного развития Двойника.
Вот, к примеру, описание Тоталитарной Испании – Двойника Третьей Англии: «Испания достигла единства при Фердинанде Католике; а при Карле V, благодаря случайным бракам внезапно народилась великая монархия, в состав которой входили Испания, Бургундия, Германия и Италия. Чего этому колоссу не хватало в отношении единства и внутренней государственной спайки, то он восполнял деньгами»…
Ключевое слово «случайность», и ничего об истинном источнике этой «случайности» - Третьей Англии (1473-1617), в момент рождения которой так активизировался Фердинанд Католик.
И уж, конечно, в рождении и взрывном развитии родной для Клаузевица Пруссии, автор не заметил невидимогого влияния Третьей России (1653-1797).
Наверное, для военных эта книга представляет некоторый интерес, и может быть оценена ими по достоинству. Для реальной Теории войн книга практически бесполезна. Собственно автор и не очень настаивает, что он разобрался в причинах и смысле войн. Так что выбрасывать книгу вроде бы не нужно, но и на полку ставить никакого смысла. Забыть!
|