Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 31
Русская тройка
Если говорить обо всем 144-летии в целом, то центральной тройкой, безусловно, является волевая, а центральным знаком в ней является, безусловно, Лошадь. В той или иной степени Лошадь и прочие волевые знаки доминируют во всех 36-летиях имперского рывка. Но настоящая власть в их распоряжении, разумеется, в своем 36-летии, прошедшем с 1953 по 1989 год.
Таким образом, мы получаем тройку наиболее русских знаков и наиболее русское 36-летие. Сейчас нам трудно поверить в это: слишком серым нам кажется ушедшее 36-летие. Однако так ли уж ярка Россия? Труд, размах, воля, мирная жизнь - мы еще не раз убедимся, что блеск грядущего "золотого века" весь корнями в сером партаппаратном 36-летии.
Россию еще до наступления последнего имперского цикла не раз сравнивали с тройкой лошадей: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься..." Однако интересней другое совпадение: именно в третьей (лошадиной) фазе имперских циклов устанавливается определенный коллективный стиль управления, в верхней точке которого не один человек, а трое. Первый триумвират в Древнем Риме (Цезарь, Помпей, Красс) просуществовал с 4 по 11 год третьей фазы (60-53 гг. до н. э.), второй триумвират (Октавиан, Антоний, Лепид) существовал с 21 по 28 годы третьей фазы (43-36 гг. до н. э.). Наш знаменитый постхрущевский триумвират - тоже третья фаза, но обо всем по порядку...
Итак: Россия, тройка, Лошадь, 36 лет покоя, стабильности, планомерного движения вперед, не забега, а скорее вспашки огромного бескрайнего поля. В эти 36 лет страна необратимо превратилась в индустриальную сверхдержаву, фабрики и заводы сколько хватает взгляда, рабочие и инженеры, инженеры и рабочие…
Началось все в неожиданном 1953 году. К власти двинулся было Тигр Маленков (1902-1988), но не дошел. На первые роли вышел Никита Хрущев (1894-1971), в "кошкином доме" игравший роль шута. Никита Сергеевич преобразился мгновенно, в течение одного года провел несколько блестящих политических комбинаций, сумел оттеснить всех конкурентов, а главное, продемонстрировал новой лидирующей силе (партаппарату), что именно он настоящий лидер КПСС, что только он будет защищать клановые, групповые интересы. Недаром в 1957 году, когда аппаратная революция завершилась, именно способность Хрущева опереться не на Политбюро, а на весь ЦК сыграла решающую роль в разгроме остатков сталинской гвардии.
Отец русской партократии, Никита Сергеевич воспитан был все же в "кошкином доме", а потому не был последовательным коллективистом. Но зато уж воспитанная им смена была просто уникальна как по стилю работы, так и по знаковому составу. Кроме "старого" Хрущева и относительно "старого" Суслова (1902-1982) верхние эшелоны были заполнены вождями нового типа. Лошадь и Тигр доминировали в этих списках абсолютно. Так, например, перед знаменитым ХХIV съездом КПСС из 15 членов Политбюро Лошади были представлены Леонидом Брежневым (1906-1982), Андреем Кириленко (1906-1990), Федором Кулаковым (1918-1978), Александром Шелепиным (1918-1994), Владимиром Щербицким (1918-1990). (Удивительно, но пятеро перечисленных Лошадей умерли в годы Лошади и Собаки.) Тигров представляли Виктор Гришин (1914-1992), Кирилл Мазуров (1914-1989), Михаил Суслов (1902-1982). Собаку - Геннадий Воронов. Таким образом, русская тройка дает 9 из 15, а все остальные девять знаков дают лишь 6 из 15, причем все шесть представлены разными знаками (Крыса, Дракон, Обезьяна, Кабан, Кот, Змея) - по одному на каждый знак. Среди шести кандидатов в члены Политбюро вновь Лошади: Петр Демичев (1918) и Петр Машеров (1918-1980) (его смерть, вещий сон истории, и до сих пор не разгадана); и вновь Тигры: Юрий Андропов (1914-1984) и Василий Мжаванадзе (1902-1988). (Кроме них лишь одна Змея и одна Обезьяна). Это 1971 год - экватор 36-летия, 18-й год. С учетом того, партии принадлежит высшая власть, картина получается полная.
Впрочем, нам, как всегда, интереснее перемены не в политической сфере, а в идеологической. Идеология отстает на восемь лет. Однако еще до 1961 года Лошади уже начали свой бег к власти над умами. Огромное впечатление, к примеру, произвел на читателей роман Владимира Дудинцева (1918) "Не хлебом единым" (1956). Удивительно, что Дудинцеву дано было еще раз вернуться в центр внимания в самом конце 36-летия с романом "Белые одежды" (1987). Примерно такая же динамика популярности и у Даниила Гранина (1.1.1919), одного из певцов нарождающейся технократии. Первый пик - "Иду на грозу" (1962), второй - "Зубр"(1987). Другой Даниил - Андреев (1906-1959) - также пробивался к читателю все 36-летие. Хотя он, скорее, принадлежит к четвертой фазе, чем к третьей. А вот истинными титанами идеологии третьей фазы стали Лошади-борцы, два Александра: Солженицын (1918) и Галич (1918-1977). Если двух центральных литераторов второй фазы (Мандельштам и Булгаков) время убило (1938 и 1940), то более гуманное время третьей фазы идеологических лидеров всего лишь выслало из страны: оба Александра покинули СССР в 1974 году. Идеологические вожди удаляются из страны после 20-го года фазы.
Помня о технократическом характере всего 144-летия и особом значении в формировании технократии именно третьей фазы, мы должны искать идеологических вождей не только в литературе, но и в более конструктивных сферах. Тут идеология сливается с политикой. В первую очередь речь идет о титаническом Сергее Королеве (1906-1965) - отце мировой космонавтики. Этот человек, быть может, является символом не только нашего 36-летия, а всего XX века. В одном ряду с Королевым стоят Сергей Илюшин (1894-1977), Александр Яковлев (1906-1989), Олег Антонов (1906-1984). Двое первых начинали свою конструкторскую карьеру в годы войны, но нашли себя все же в гражданском авиастроении, а стало быть, в третьей фазе. Военные самолеты в мирное время продолжали конструировать другие знаки: Коза, Змея, Дракон. Так что и здесь русская тройка демонстрирует свой мирный характер.
Интересно проследить, как Лошадям второй (кошачьей) фазы третья придвигала кресло национального учителя. В литературе такое кресло получили Корней Чуковский (1882-1969) и Дмитрий Лихачев (1906); в физике - Петр Капица (1894-1984) (в 1955-м ему вернули отобранный Котами институт), в кинематографе - Сергей Герасимов (1906-1985).
Кстати о кинематографе. Именно в нем мы можем увидеть лицо времени. Главным персонажем, как и в прошлые 36 лет, стал комедиограф. На этот раз Георгий Данелия (1930). Лишь ему удалось на протяжении всей фазы сохранить высочайший уровень, избежать провалов и творческих истерик. От ранних шедевров ("Я шагаю по Москве" (1964) и "Не горюй!" (1969)) через шедевры застоя ("Мимино" (1978) и "Осенний марафон" (1979)) к шедеврам перестроечным: "Кин-дза-дза" (1987) и "Паспорт"(1989). Можно только поразиться, как ему удалось не поссориться ни с народом, ни с властями, оставаться всегда неожиданным и невероятно точно соответствующим времени.
Свита вокруг короля, увы, стабильности не демонстрировала, давая лишь редкие вспышки: Геннадий Полока (1930) ("Республика ШКИД", "Интервенция"), Генрих Оганисян (1918-1964), Борис Рыцарев (1930) ("Волшебная лампа Аладдина")... Ну, а главное, кинематограф испытал мощнейший количественный взрыв, и попробовали себя в "важнейшем для нас" искусстве все 12 знаков.
Другое дело актеры: тут нужен был типаж, человек, стопроцентно идентичный времени. Выход на Лошадь в этом поиске был неизбежен. Одним из первых найден был Леонид Харитонов (1930-1987) ("Солдат Иван Бровкин", 1955). Пафосных героев прошлого 36-летия сменяют очень простые, душевные парни из самой гущи народа. Далее следовал Юрий Белов (1930) - Гриша ("Карнавальная ночь",1956) и Толя Грачкин ("Неподдающиеся", 1959). Истинной удачей для искателей героя того времени стал Николай Рыбников (1930-1990). Умелые, ловкие, гордые, одновременно добрые и простые, его герои обрели всеобщую любовь и стали портретами народа ("Весна на Заречной улице"-1956, "Высота"-1957, "Девчата"-1962 и т.д.). На такую же высоту народного отождествления впоследствии смог подняться лишь Анатолий Кузнецов (1930), сыгравший Сухова в "Белом солнце пустыни" (1970). В этом фильме родился очень символичный дуэт: открытый, простой, добрый Сухов (Лошадь) и загадочный, скрытный Саид (Мишулин, Тигр). Один ищет всеобщего счастья, другой - Джавдета.
Тигры, кстати, в отличие от Лошадей куда более склонны к перевоплощению и дали значительное количество действительно выдающихся артистов (Евстигнеев, Гарин, Леонов, Высоцкий, Петренко).
Георгий Данелия, как никто другой, чувствовал время в своих фильмах, всегда старался "запрячь русскую тройку". Кикабидзе и Леонов - Тигры, Басилашвили и Неелова - Собаки, Мкртчян - Лошадь.
Разумеется, чем дальше шло время, тем меньше было Лошадей и больше Тигров. Галича сменил Высоцкий, в кино появился Алексей Герман, в литературе - Вениамин Ерофеев. Однако совсем со сцены Лошадь так и не сошла, просто из Ивана умного она превратилась в Иванушку-дурачка (Вицин, Ярмольник, Светин), чем только подтвердила свой русский характер.
Что касается русского характера иностранцев родившихся в годы русской тройки, то это тема отдельной работы. Следующая же статья о самой нерусской тройке знаков, о 36-летии мистики.
|