Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 46
Американский Бык
Давайте попробуем разобраться с соответствием образа Быка духу Соединенных Штатов Америки.
Родилась мысль об этом соответствии, казалось бы, на пустом месте. Дело в том, что в короткой истории этой страны практически не было президентов-Быков или писателей-Быков, то есть, по нашим понятиям, властителей дум. Но ведь Америка — не Россия, и, наверное, фигура писателя, столь грандиозная для нашей страны, там ничтожна и незначительна. Гораздо удобнее обратиться к американскому кинематографу, признанному во всем мире. Тут-то и выясняется, что преимущество Быков над всеми остальными знаками просто ошеломляющее. Знаменитые «короли Голливуда» Кларк Гейбл, Пол Ньюмен, Роберт Редфорд— это по сути даже не (артисты — это сама Америка, Америка — какой она себя ощущает: мощная, смелая, независимая, с хитрецой и молниеносной реакцией. Далее неподражаемый Берт Ланкастер, всемирно прославленные Дастин Хоффман и Джек Николсон, герои девичьего джаза Тони Кертис и Джек Леммон, а еще Ричард Бартон и Эдди Мерфи и многие, многие другие. Самое же поразительное, что этот список предстал на фоне весьма скромного присутствия Быков в европейском кино и почти что полного отсутствия в кино русском.
Женщин-Быков, может быть, количественно меньше, но те, что есть, поражают своим значением. Взять хотя бы Джейн Фонду, имя которой теперь уже (после десятка ролей, сыгранных ею в кино) неразрывно связано с аэробикой.
Куда ни кинь свой взор: везде Быки в США — любимцы, везде они первые. Лучший хоккеист — Уэйн Гретцки, лучший легкоатлет — Карл Льюис... Любимые виды спорта так или иначе связаны с пристрастиями Быков, ну а американский футбол — это просто бой Быков. Самое же поразительное, так это присутствие в истории Америки двух явно самых гениальных Быков — Чарли Чаплина и Уолта Диснея. Бык — знак серый и очень средний, гениев не любит и не дает, и то, что два бесспорных гения этого знака посвятили свою жизнь Америке, — это звучит внушительно.
Ну и, наконец, самая важная аналогия — национальное возрастное предпочтение. Уж кто только ни говорил, что США — это страна вечных тинейджеров, кто только ни сравнивал американскую идею с идеей безусых юнцов... А ведь пятый возраст (12—17) — это, собственно, и есть возраст Быка, а стало быть, тинейджерство американцев — это все то же проявление Бычиных свойств. Страсть американцев ко всему рекордному — самому длинному, большому, высокому или наибыстрейшему, наисильнейшему — это Бык. Странное сочетание пуританской морали и какого-то болезненно заостренного отношения к сексу — это Бык. Страсть к самокопанию и психоанализу, но при этом показная самоуверенность — это тоже Бык. Нелюбовь к интеллектуальной элите и демонстрация ковбойских манер — это, разумеется, тоже Бык. Все эти качества легко просматриваются у подростков.
На подростков, по сути дела, ориентирована вся культура США, и дело не в любимых героях Марка Твена и Джерома Селлинджера — львиная доля даже не фильмов, а жанров — боевики, ужастики, фильмы про зверей, фантастика, мелодрама — рассчитана именно на подростков либо на людей, застрявших навеки в этом возрасте. Наш взгляд на подростка всегда либо ироничен («Ералаш»), либо рафинированно безвкусен (пионерские фильмы). В США подросток поставлен в центр вселенной — на поверхность вытащены самые тупые и примитивные вожделения этого, в общем-то, промежуточного возраста.
Это мы, наивные люди, пытаемся скормить подростку наших самых любимых авторов, самых классических классиков. Американцы же сделали наоборот, они всю страну заставили смотреть подростковые фильмы, промышленность— ориентироваться на подростковые вкусы. Все эти Барби, жвачки, диснейленды, компьютерные игры — все крутится вокруг Быка — вечного тинейджера.
Так гипотеза, по сути дела, превратилась в уверенность, и уже на основе этой уверенности стали возникать некоторые прогнозы, проводиться сравнительный анализ России и США, стран, которые еще недавно считались близнецами-братьями, а сегодня уходят друг от друга все дальше и дальше.
Россия всегда была могильщиком Бычиных идей по переустройству мира. В российских просторах серьезно пострадал Бык-Наполеон, в российских просторах сломал себе шею Бык-Гитлер. Вот и сейчас бычино-американское стремление разделить весь мир на «правильные» и «неправильные» государства и над всем этим поставить верховного управителя — США разобьется о Лошадино-российское стремление к правде жизни и нелюбви к схемам и догмам. Бычино-американская вера в торжество грубой военной силы проиграет русско-Лошадиному политическому гению, более кропотливой и тщательной русской политике.
То же сравнение двух знаков может объяснить, почему так тяжело у нас входит в жизнь законопослушание, столь принятое в США. Впрочем, и тут у нас есть преимущество — Лошадь не признает законов надуманных, но радостно принимает законы Истины, законы, основанные на знании эволюции, порядка вещей.
Логика вкупе с ортодоксальностью создают идеальные условия для компьютерного восприятия мира. Тут, казалось бы, Америка обогнала нас навеки — эдакая страна виртуальной реальности. Однако путь к созданию изолированного компьютерного мира — это тупик. А выход из тупика покажет все та же Мать-Россия-Лошадь, в которой будет в XXI веке рождена интегральная наука, в которой компьютер всего лишь удобный инструмент, а не самостоятельная творческая система.
Так что мы очень и очень далеки друг от друга. Пожалуй, единственное общее свойство этих двух знаков-антиподов — это тип темперамента. Оба знака — природные оптимисты. Американцы держат свою извечную улыбку, русские держат извечные удары судьбы. Но не теряют бодрость духа никогда... И это здорово, что две ведущие державы мира так веселы и бодры...
|