Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 51
Загадка Ислама
Так бывает в жизни занимаются люди сложными проблемами, достигают больших успехов, начинают сами себя уважать, пользуются всеобщим почетом, а потом вдруг попадется им простенькая задачка, хватаются за нее со всех сторон, а ни черта не выходит. Стыдно солидным дядям, что с простой задачкой не справились, вот и начинают они убеждать друг друга, что задача неправильная или неинтересная или никому не нужная, а на самом деле наиважнейшая и далеко не простая.
В данном случае речь пойдет о загадке ислама. Солидные дяди это весь цивилизованный мир Европа, Америка, Россия. Все успели с исламскими государствами столкнуться, все успели к ним приглядеться,но никто ничего не понял. Ничего не поняли англичане, покорившие большую часть арабского мира, руководившие турками, пакистанцами и даже персами. Ничего не поняли русские, своими руками организовавшие как минимум шесть исламских государств. И уж тем более ничего не поймут американцы, пытающиеся взять на себя роль старшего брата исламских народов (якобы строгого и справедливого).
Структурный гороскоп, разумеется, загадку ислама пока тоже не разрешил. Однако к сложному исламскому замку уже подобран второй ключ, а значит, кое-что стало понятнее.
Первый ключ к исламскому замку дали поиски Империи. Выяснилось, что страны ислама к миру Востока имеют очень слабое отношение (вопреки всеобщему убеждению, что это самый что ни на есть восточный Восток), также как, впрочем, и к миру Запада. Народы ислама это народы Империи, отсюда их неугомонный поиск правды, вера в свой особый путь, вера в самих себя, в свою победу.
Принадлежность мусульманских народов к миру Империи объясняет те невероятные подъемы и провалы, которыми богата исламская история. Само рождение исламского мира поражает. “Покорение арабами половины известного в то время мира в течение каких-нибудь пятидесяти лет является одним из наиболее примечательных периодов мировой истории” (К.Паниккар). При этом одновременно с политической экспансией шло рождение и формирование самого ислама,что абсолютно беспрецедентно в мировой истории. Были и другие удивительные взлеты исламского мира: духовные, культурные, военные и политические, но чаще шли все-таки провалы, которые очень трудно объяснить простой логикой. Конечно, для имперских народов резкие перепады неизбежны, чем круче взлет, тем глубже падение, однако во взлетах и провалах исламских стран есть что-то чрезмерное.
Необычна исламская Империя по своему внутреннему расписанию. После первого цикла огромный перерыв, после которого начинается самое необычное, у исламского мира как бы рождается два сердца боевое сердце Османской империи (1413-1557) и интеллектуальное сердце Великого Могола (1521-1665), после чего идет еще один длительный провал, пока не приходит время четвертого имперского цикла (XX век).
Любая Империя это загадка, ибо любой имперский цикл имеет свое “персональное задание”, но с этим заданием не знакомы, как правило, ни народ,ни его вожди.Однако народы,прошедшие четыре цикла в едином обличье, все-таки в состоянии уяснить логику своего развития, понять, что от них ждет Управитель судеб. (Такие народы, как евреи, англичане, русские, достаточно хорошо поняли свое предназначение в мировой истории.) Гораздо сложнее выяснить единый смысл античной Империи (два цикла Древнего Рима и два цикла Византии), и уж совсем непросто понять единую историю ислама, в которой первый цикл проводят арабы, второй турки, а третий индусы под руководством тюрок, говорящих на фарси.
Нет сомнений, что четыре имперских цикла Иудеи подготовили рождение первой мировой религии христианства, и одновременно четвертого возраста человечества (Лошадь), первого возраста, в котором еще очень юное человечество училось думать самостоятельно. Кульминацией английской истории, как ни странно, был третий имперский цикл, породивший эпоху прогресса. Именно англичане за ручку ввели человечество в возраст Собаки (1625-2025). Все мучения и горести, свершения и подвиги русского народа получат объяснение в XXI веке, когда под руководством России человечество войдет в возраст Змеи и, одновременно, в третью эпоху. А вот исламские циклы никуда никого не вводят. Первый цикл закончился за сто лет до наступления возраста Крысы, второй и третий циклы целиком и полностью в проблематике возраста Кабана и если и подготовили эпоху прогресса (возраст Собаки), то только тем, что довели до предела возможного все идеи старого мира, показав его бесперспективность. Что касается четвертого имперского цикла ислама, то и он скорее всего будет оценен как исчерпывающий все возможности уходящего возраста Собаки (прогресс, войны, передел мира).
Таким образом вторая главная особенность Империй ислама в том, что они не столько выводят на новые пути, сколько демонстрируют ошибочность старых, служат эдаким укором миру, больной совестью, в каком-то смысле могильщиком умирающих идей. Не случайно •объектом своих нападок исламские государства почти всегда выбирают не самого слабого, но самого реакционного противника, Таким образом получается, что ислам активизируется лишь в те моменты истории, когда нужно очистить дорогу для новых идей. Эдакие санитары истории. И в этом смысле народы ислама играют в конце ХХ века роль разрушителя английского мира, лидером которого стали США, и расчищают дорогу идущему русскому миру.
Активизация ислама в XX веке многих повергла в шок, ибо положение мусульманских стран к концу XIX века было попросту катастрофическим, а главное не было никаких предпосылок к возрождению. По меркам английского мира исламские государства проиграли гонку, причем навсегда, наука, техника, финансы - все было в упадке. Однако пока титаны разбирались между собой в первой и второй мировых войнах, мир ислама проснулся, встал и пошел. Куда идет ислам? Вот вопрос, который волнует сейчас американцев, столкнувшихся с Ираном, Ираком, Ливией, русских, столкнувшихся с Афганистаном и Чечней, европейцев, столкнувшихся с Алжиром, Албанией, Турцией.
Мир не может понять мусульман, потому что он живет в двухполюсном восприятии, склоняясь то к английской (американской), то к русской системе ценностей, ничего не находя интересного в средневековых маневрах последователей Пророка Мухаммада. Однако и мусульманам нет дела до нравоучений русских и американцев, у имперского народа своя программа, и от ее выполнения он никогда не откажется.
Увидеть лицо ислама, ухватить его образ непонятливым цивилизованным народам мог бы помочь знак мусульманских народов. А знак этот - Петух (“Зазеркалье” № 50), точнее Птица, ибо носящие гордое имя этого знака могут быть и соловьями, и орлами, и воронами, и воробьями... Возможности знака беспредельны: от самой фантастической военной мощи (Османы,.Халифат) до стольже фантастической пассивности и беспомощности, от сказочного богатства и роскоши (Моголы, современные Арабские Эмираты) до столь же сказочной нищеты. Птицы прикидываются рыбами (пингвин), насекомыми (колибри), сухопутными путешественниками (страусы), но при этом они всегда остаются птицами. Отсюда вывод - не нужно слишком сильно верить в возможность окончательного перевоспитания мусульман в европейцев, в коммунистов или в кого-нибудь еще. Самая мирная птица и та прекрасный боец, а потому никогда не нужно надеяться, что воевать с мусульманами легкое и приятное занятие. Хотя, конечно, боевые свойства перекормленного гуся и могучего орла сильно различаются. А вот надеяться, что у мусульман вдруг проснется политический гений, безосновательно. Как только кончаются войны и наступает мир, так с исламом сразу становится легче справиться Петух все-таки очень слабый политический знак.
Главная особенность Петуха в его безграничных способностях и крайне низкой их реализации. Петух является миру как самый многообещающий знак, а удаляется как самый нереализованный. Явление ислама в VII веке обещало самый великий народ, самые грандиозные свершения. Но весь пар,как говорится, ушел в свисток, и ждать слишком многого от мира ислама уже не приходится. В любом списке великих людей Петух окажется на последнем месте по количеству прославившихся. Но совсем не потому, что не рождает гениев, а лишь потому, что гении-Петухи ничего не хотят доводить до конца. То же можно сказать о гениях исламской культуры, им редко удавалось донести свою гениальность до всего мира. Даже хорошо образованный человек редко произнесет более десяти имен. Бируни (973-1050), Фирдоуси (ок. 940-1020), Ибн Сина (ок.980-1037), Омар Хайям (ок.1048-1122), Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-98), Низами (1141-1209), Хафиз (1325-1389), Улуг-бек (1394-1449), Навои (1441-1501).
Склонности чисто петушиные - поэзия, философия, астрономия.
Итак, мир ислама - то разноголосый птичий базар, то военный строй летящей стаи, военный гений и политическая беспомощность, сказки 1001 ночи и почти полное отсутствие реалистической прозы... Однако загадки остаются. Как мир ислама подбирал себе народы ? Всякий ли народ мог стать народом – Петухом, или ислам всего лишь организовал народы, уже ставшие Петухами? Что означает в приминении к исламу космический оптимизм Петуха, его связь с изначальным космосом? Что будет с миром ислама, когда закончится последний имперский цикл ислама, а мир уверенно вступит в третью эпоху? В чём будет состоять главное идеологическое чудо ислама.
|