Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 53
Испанская Собака
В момент визита к нам испанского короля вдруг выяснилось, что у испанцев с русскими очень много общего. Опустив запутанные отношения с республиканской и франкистской Испанией, стали напирать на сходство национальных характеров. В разнеженной и ухоженной Европе суровому житию русского народа лишь испанцы могут противопоставить, да и то, наверное, В прошлом, не менее суровое бытие. Легковесными кажутся нам и французы и итальянцы, с немцами и англичанами слишком Много различий. Вот и бросились искать родство с испанцами.
Оказалось, что испанская королева - внучка (или правнучка) Николая Второго, многие испанские деятели, в частности знаменитый Сальвадор Дали, предпочитали именно русских жен. Можно вспомнить, как испанских детей грузили на пароходы и везли в Россию. Разумеется, вспомнить и о том, что никто так не тяготел к социалистическим идеям, как испанцы (так же, как и русские). Можно вспомнить о знаменитой "Гренаде" Светлова и задуматься: так откуда же у русского парня испанская грусть?
Масса мелочей и подробностей выдает парадоксальное сходство русского и испанского характеров. Почему-то именно в Испании (а не в Италии или Франции) приживаются наши футболисты, в Испании осели многие деятели нашей культуры и даже целые оркестры. Почему-то кажется, что во всей Европе только Испания не заражена вирусом недоверия (презрения, брезгливости, оторопи) к русскому мужику.
Если действительно существует родство испанских и русских душ, то это достаточно странно. Ни климатически, ни исторически мы не близки. Не было у нас военных и религиозных союзов, не прощупываются единые генетические и языковые корни. Никогда Россия не говорила по-испански, так, как в XVIII веке - по-немецки, в XIX - по-французски, в XX - по-английски. Не числилась в любимицах в России испанская литература, мало чего известно об испанской музыке, испанском кино. Испания не расставляет тут и там завлекательных идиллических картинок. Она скорее пугает, чем зазывает. Нет расчетливого немецкого порядка, нет легкой французской элегантности, нет утонченного английского аристократизма, а есть суровый, аскетичный образ, странная любовь к "негуманному" убиению быков при стечении множества народа.
Тут стоит отвлечься и напомнить, что неродственных знаков, неродственных народов очень мало. Если Россия обозначена знаком Лошади, то Франция (Коза) и Индия (Змея) родственны ей своим гуманизмом, любые имперские народы (те же англичане и евреи) близки своим замахом на решение вселенских проблем, нежеланием замыкаться в тесном мирке национальных проблем. Американцы и немцы близки своим энергетическим типом, бодростью духа, способностью держать удар, отсутствием страха перед мрачными безднами. Японцы близки нам своей способностью быстро переучиваться, переходить от одного мира к другому, японцы и русские - идеальные ученики, самостоятельные, все схватывающие на лету. Однако все степени родства меркнут перед родством в идеологической структуре, в структуре, где в одну группу с Лошадью включены Собака и Тигр. Такое родство и дает политических и идейных союзников.
Таким образом, на Востоке наш главный союзник Китай (Тигр), а на Западе - страны знака Собаки. Пока единственным претендентом на этот знак является Испания. Впрочем, говоря о союзе волевых знаков, необходимо помнить, что волевые знаки менее других склонны к чрезмерным объятиям, панибратским отношениям. Свойство воли - пугать одним своим видом, заставлять других держать дистанцию. Особенно в этом преуспевают Китай и Россия, Китай пугает численностью своего населения, Россия - необъятностью своей территории. Ни Гитлер, ни Наполеон не думали завоевывать Россию целиком, слишком она непроходима. Точно так же невозможно представить себе завоевание Китая с его миллиардным населением. А вот чем могла испугать маленькая Испания? Разве что своим собачьим оскалом, показной суровостью, беспощадностью и даже жестокостью. (Что многие годы ей и удавалось). От слов "инквизиция" и "конкистадоры" до сих пор веет ужасом. В действительности Испания пережила лишь одно нашествие (но очень долгое) - арабов, что, однако, не опровергает собачий характер испанцев, а лишь подтверждает. Ибо если Собака кому и уступит, так лишь своему векторному хозяину Петуху, представленному народами ислама (в данном случае арабами).
А вот взаимоотношения с векторным слугой (Бык - Германия) пример совсем другого рода. Когда надо было усмирить республиканцев, франкисты не брезговали помощью фашистов, когда же те пошли завоевывать Европу, увлекая за собой всех союзников, Испания объявила себя "невоюющей стороной".
Впервые мысль о том, что Испанию описывает знак Собаки, возникла после составления национальных поэтических списков. В Англии, не стесняясь, на первом месте среди поэтов стал не самый поэтический знак - Крыса, в Испании же пусть сильный, но далеко не везде первый - знак Собаки. Скажем, в той же Англии Собака в списке поэтов встала на последнее двенадцатое место. Список составлял Александр Кутинов, большой знаток и любитель испанской поэзии. В списке из 36 имен Собак оказалось восемь, Тигров (знак во многом тождественный Собаке) - пять, остальные знаки (кроме Обезьяны -- 4) представлены одним-двумя именами. Особенно удивительно было среди аутсайдеров обнаружить признанных лидеров мировой поэзии - Кота и Дракона, Далее А.Кутинов пишет: "нельзя не сказать о так называемом поколении 98 года", организации, ставившей целью открыть "спрятанную" Испанию: Испанию диких скал, ветренных пастбищ, народных песен и надрывных гитарных пассажей. Участниками объединения были Гарсиа Лорка, Мануэль Мачадо, Ромасо Алонсо, Висенте Алейсандре (все родившиеся в год Собаки). Стоит ли удивляться, что лучшими переводчиками испанской поэзии на русский язык были также Собаки - Лозинский, Гилескул..."
Символ Собаки всегда был где-то на подхвате, то знаменитая "Собака на сене" Лопе де Вега, то не менее знаменитый "Андалузский пес" Буньюэля. Однако решающим, по сути дела убийственным аргументом в пользу собачести Испании и испанистости Собаки, стало невытравимое национальное развлечение - коррида. Только нация, исполненная презрения к грубой силе, символом которой и является бык, может любить это странное развлечение. Бег быков, бег от быков, потом разжигание в быке дикой ярости и злобы, долгое изматывающее вальсирование и, наконец, холодное и яростное убийство...
Столь мощного векторного символа нет, пожалуй, ни у одного народа, и этого доказательства вполне бы хватило. Однако что проку в доказательствах национального знака, если этот знак не помогал бы нам понять характер нации. Что ж, знак Собаки многое проясняет в испанской истории. Говорят, что любой испанец больше католик, чем сам папа римский. Говорят также, что испанский язык создан, чтобы на нем говорить с Богом (на итальянском -с женщиной, на немецком - с врагом и т.д.). Теперь понятно, откуда это -- Собака не только ортодоксальный , но и фатальный знак, а стало быть, она не только тщательно соблюдает ритуалы (ортодоксальность), но и верит в божественную волю (фатальность).
Испанцы считают себя народом основательным, совсем не легкомысленным и не таким уж горячим, какими их любят представлять. Они рассудительные, суровые, очень жесткие люди, серьезно относящиеся к жизни и смерти. Одним словом, настоящие Собаки. Испанцы замечательные друзья, об этом писали большие любители испанцев Илья Эренбург и Эрнест Хемингуэй.
Что касается типа темперамента, то не будем забывать и о светловской "испанской грусти", и о самом великом литературном герое Испании - "рыцаре печального образа". Так что вряд ли испанцы такие уж весельчаки.
Для полноты картины нам обязательно необходимо несколько крупных фигур (кроме восьми великих поэтов), родившихся в год Собаки и чувствовавших себя в Испании особенно уверенно. Нам особенно хорошо известен Лопе де Вега (73 года жизни, две тысячи пьес, двадцать поэм). Для Собак такая долгая и плодовитая жизнь удивительна. Наши Собаки (Лермонтов, Грибоедов, Карамзин, Щедрин) жили меньше. В кинематографе таким лидером стал Хуан Антонио Бардем, может быть, самый известный испанский режиссер.
И все-таки если спросить любого образованного (но не слишком) человека: каких великих испанцев он знает, то в ответ за Сервантесом, Колумбом и генералом Франко пойдет длинная череда живописцев, далеко не всегда Собак, зато не слишком склонных к натюрмортам и простым пейзажам. Эль Греко, Гойя, Пикассо, Дали - как они далеки от французского любования красотами мира. Именно в испанской живописи чувствуется напряженное и трагическое восприятие мира испанским сознанием.
Еще один символ Испании внесен в наш мир французом Жоржем Бизе (речь об опере "Кармен"). Стоит ли удивляться, что Бизе родился в год Собаки. Найти "испанскую грусть" можно у многих Собак из других стран, например, у нашего Николая Гумилева ("Путь конквистадоров" и др.)
В довершение небольшой прогноз: Испания еще не сказала своего главного слова в истории Европы, думается, она еще возглавит общеевропейские структуры, поставив на место двух огромных Быков (Германию и чересчур влезшие в европейские дела США). Так что: "Вива Испания!"
|