Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 77
Гороскоп Пушкина
На дворе год Кота, а стало быть, время псевдорешений, подведения итогов, глобальных обобщений, на худой конец элементарных повторов своих былых постижений. Празднование пушкинского юбилея - хороший повод вспомнить о некоторых темах структурного гороскопа в изданных книгах, а также книгах задуманных.
Удивительно, но одной из самых первых тем зарождающегося структурного гороскопа стала тема борьбы и единства новаторства и завершительства. Тема довольно глубокая, достойная зрелого мировоззрения, а не робкого дебюта. Смысл идеи был в том, что три мужских знака (Тигр, Собака, Лошадь) прокладывают новые пути развития в культуре в целом и в литературе в частности. Три других знака (Кабан, Коза, Кот) на уже проторенных путях доводят новаторские идеи до ума, до совершенства, завершают дело новаторов.
Если не считать нескольких строк в «Литучебе», то по завершительству не вышло ни одной статьи, зато есть глава (четвертая) в книге «Скажи свой знак» (черная книга). Описание завершительства, его сравнение с новаторством изложено в одиннадцати пунктах. Иллюстрировали означенные пункты в основном Коты, однако мимо Пушкина, родившегося в год Козы, пройти все же не удалось.
Третьим пунктом утверждается, что масштаб завершителя выясняешь по его начитанности и осведомленности, по его способности пользоваться (без сильных угрызений совести) чужими сюжетами, чужими идеями и иногда и чужими текстами в своем собственном творчестве. Мы часто стесняемся этой стороны творчества нашего гения, а надо, напротив, гордиться диапазоном его заимствований. Он ведь не крал, а доделывал, не переводил чьи-то тексты, а переводил мировую культуру на русскую почву, на русский язык. В его время у нас была великая религиозная культура, но светская была еще в самом зачатке. А потому нужны были именно завершители, много завершителей, тех, кто на базе мировой культуры создает нормы литературного языка. Такие, как Жуковский (Кот), Батюшков (Коза) и, конечно же, сам Пушкин.
Четвертый пункт непосредственно вытекает из третьего, называя конкретные произведения, конкретные персонажи европейской культуры, ставшие благодаря Пушкину русскими: «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»...
Пятый пункт подробно объясняет необходимость стилистического совершенства в произведениях завершителей. Творцам могучих учений, создателям идейной литературы стилистическое совершенство ни к чему, оно будет только отвлекать от идеи, замазывать ее. А вот безыдейным завершителям стилистическое мастерство заменяет идеи, становится самоцелью.
Шестой пункт призывает завершителей обходиться без многоточий и недомолвок, доводить каждый сюжет до упора, до полной ясности. Если не хватает основного места, то все разъяснять в послесловии. Полистайте (в уме) пушкинские сюжеты, все договорено, все досказано, продолжения не будет... В этом же пункте - выстроенность, симметричность пушкинских произведений. Как пример приводится высочайшая симметрия «Бориса Годунова», поражающая воображение регулярность «Евгения Онегина» и т.д.
Седьмое - это парадоксальное для масштаба творца отсутствие последователей и учеников. Пушкиным можно восхищаться, наслаждаться, перечитывать каждый день, но научиться у Пушкина нечему. Невозможно написать нового «Евгения Онегина», невозможно продолжить линию маленьких трагедий, даже бесспорное новаторство повестей Белкина в русской литературе не имело мощного продолжения. Иногда создается впечатление, что после Пушкина остается не распаханное и засеянное поле, а площадь с величественными памятниками.
Восьмое - фиксация времени. Лермонтов и Салтыков-Щедрин (оба - Собаки) всегда современны. Лев Толстой и Шекспир вне времени, а вот Онегина не оденешь в джинсы, не дашь ему в руки гранатомет.
Разумеется, проблема лишь слегка обозначена, по завершительству Пушкина хоть сейчас садись и пиши большую книгу. Увы, в планы структурного гороскопа такая книга пока не входит. Зато всегда в плане есть пара книг по браку и семье. Первая книга по браку с многообещающим названием «Брачная энциклопедия» вышла уже в 1992 году.
Из четырех типов брака (патриархальный, романтический, равный и духовный) Пушкину достался равный брак. Это достаточно странно. В те времена в России свирепствовали стереотипы патриархального брака, возрастное неравенство, много детей, отсутствие совместных дел и тем для разговора. Впрочем, при желании и тогда можно было выровнять отношения.
В «Брачной энциклопедии» данный брак (Коза - Обезьяна) попал в раздел «Реалисты». Подчеркивается меркантильный характер супругов, обилие в их переписке финансовых расчетов. Однако равный брак это не только денежные дела, но также и сильная страсть, сильная ревность, конкурентная борьба, что-то вроде соцсоревнования в одной отдельно взятой семье. Конечно, Наталья не могла соревноваться с Александром по уму, красноречию, таланту, но она была красива, молода, не менее мужа известна в высших кругах света.
В целом брак, конечно, не сложился. Для равного брака слишком много детей, слишком мало сотрудничества, слишком мало совместных тем. Разница в возрасте, разница в интересах, разные принципы, разные друзья. Равного нет почти ничего. Если сравнивать с другим знаменитым равным браком (Достоевский - Сниткина), то сравнение не в пользу Пушкина. Очень важный показатель - достаточно равнодушное отношение вдовы к литературному наследию мужа. (Совсем другое дело Сниткина, положившая всю жизнь на наследие Достоевского).
В главе «Гороскоп русской литературы» литературный, творческий гороскоп соединяется с наукой исторической, учением об исторических ритмах. Оказывается, что положение Пушкина и его современников, а его современниками в разной степени были Карамзин, Грибоедов, Чаадаев, Лермонтов, Гоголь и другие, было совершенно уникальным и беспрецедентным. До 1801 года Россия развивалась лишь по ритму Востока и ритму Империи, лишь в XIX веке узнав ритм Запада. Переход с имперского ритма на западный сопровождается переизбытком так называемых идеологов, массовой творческой талантливостью и даже гениальностью.
Говорят, не будь Пушкина, гением был бы признан Батюшков, но даже в присутствии Пушкина гениями признаны Грибоедов, Лермонтов, Гоголь... В любом случае такого плотного потока гениальности Россия не знала и не скоро еще узнает. Особенно важно, что эта гениальность возникла как бы на пустом месте, в стране, не знавшей светского искусства. За 20 - 30 лет мы ликвидировали отставание в двести - триста лет.
Еще один важный момент - изолированность реалистического 36-летия (1801-1837) в море идейных периодов. В истории русской литературы, которую наши мудрецы от литературоведения поспешили назвать реалистической, почти все время доминируют процессы поиска вечных истин, больших идей и т.д. Следующий после 1837 года период реализма начнется лишь после 1917 года, когда восторжествуют такие безупречные стилисты, как Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Владимир Набоков и др. Легко увидеть, что период с 1801 по 1837 удивительно точно согласуется с датами жизни Пушкина. Можно даже доказать неслучайность смерти Пушкина в год смерти реалистической литературы. Лишь Гоголь с легкостью перескочил из времени реализма во время умственной литературы и литературного умствования, ни Лермонтову, ни Пушкину это бы не удалось.
Еще одна книга, появления которой стоит ожидать в ближайшее время, будет называться незатейливо - «Векторное кольцо». В ней пушкинская тема также займет достаточное место. Не будучи монахом Александр Сергеевич, конечно же, дружил с многими дамами, были среди них и те, кто родился в год Тигра, и те, кто родился в год Змеи. Подлежит векторному анализу текст «Моцарта и Сальери», ибо один из композиторов родился в год Крысы, а другой в год Лошади, а это уже векторная пара.
Но главное, конечно же, будет в другом. Дело в том, что сам Пушкин, если можно так выразиться, дважды герой векторного кольца. Во-первых, он ребенок векторного брака. Сергей Львович Пушкин родился в год Тигра, а его жена, мать поэта, Надежда Осиповна Пушкина-Ганнибал родилась в год Козы. Во-вторых, сам Пушкин, родившись под знаками Козы и Близнецов, по новейшей системе совмещения гороскопов, является Тигриной Козой, то бишь носителем в самом себе векторной пары.
Дважды векторность Пушкина объясняет вполне (для тех, кто понимает) все выкрутасы далеко не ровного характера великого поэта, его тягу к приключениям самого рискованного характера. Кстати, в векторных характеристиках поэта есть и высказывание Паскевича (Тигр). Узнав о трагической гибели Пушкина, генерал заметил, что «человек он был дурной».
Впрочем, нам гораздо интереснее будет поговорить о взаимодействиях в паре Коза - Змея, ведь фактически вся русская литература во главе с Гоголем и Достоевским (оба -Змеи) окажется в векторном подчинении Пушкину, особенно интересно описание отношений Пушкина и Гоголя. То же самое в парах Пушкин - Кюхельбекер (Коза - Змея), Пушкин - Кукольник (Коза - Змея).
Ответ на уникальность Пушкина находится на пересечении исторического ритма России и общего ритма человечества, потребовавшего рождения литературы гуманизма. Центральным знаком в такой литературе безусловно стала Коза. Сервантес в Испании, Бальзак и Марсель Пруст во Франции, Свифт в Англии, Драйзер в США. Увы, Коза в литературе - явление более языковое, чем смысловое. Поэтому, празднуя 200-летие величайшего нашего соотечественника, не будем обижаться на остальной мир, не сумевший оценить Пушкина по-настоящему. Пушкин подарил России весь мир, но не смог миру подарить Россию. Это предстоит сделать другим. Может быть, и нам тоже.
|