Г. Кваша, С. Петухов
«Хобби» 20 декабря 1990 г.
Неужели эндшпиль?
Жили-были два кота -
Восемь лапок, два хвоста.
Самуил Маршак.
Матч Карпова с Каспаровым продолжается. Продолжается не первый год и, скажем прямо, не скоро кончится. Мир рукоплещет великим шахматистам. Популярность самой интеллектуальной игры растет, но безысходность ситуации видна невооруженным взглядом. Во-первых, даже близко подобраться к двум титанам никто пока не может и это признак шахматного застоя. Виден тупик и в самой игре - шахматы стали игрой тончайших нюансов, противостоянием не столько идей, сколько спортивной и психологической закалок. С каждым годом все труднее верится в рождение принципиально новых шахматных идей, направлений, стилей.
Структурный гороскоп предвидел эту ситуацию заранее, так как Карпов и Каспаров родились в год Кота и для структурного гороскопа ничем друг от друга не отличаются. Безнадежность ситуации дорисовывают и люди, работающие вместе с двумя Котами-титанами. Одногодки Карпова - Вагянян, Андерссан, Рибли, Тимман и одногодки Каспарова - Хьяртарссон, Соколов, также родившиеся в год Кота. Иногда даже кажется, что все перечисленные гроссмейстеры не слишком рвутся в бой, потому что чувствуют близость завершающего этапа шахматной истории.
Когда же наступило это затишье?
Шахматы всегда были полем проверки новаторских идей. Все три новаторских знака - Лошадь, Тигр, Собака - отдали должное становлению этой игры. Два признанных неофициальных чемпиона мира Филидор и Стаунтон родились первые претенденты на звание чемпиона мира: Андерсен, Цукерторт, Гунсберг.
Но, пожалуй, самых замечательных новаторов дал год Собаки - Чигорин, Тарраш, Шлехтер, Нимцович. Даже людям, далеким от шахмат, известна защита Нимцовича, свежесть и современность идей Чигорина.
Шахматы потребовали новаторов только в начале своего интенсивного развития. Когда они сделали свое дело, разработали самые перспективные схемы игры - им пришлось уйти (а, может, им просто скучно стало?).
Первые чемпионы представляли тройку свободных художников. Даже не верится, что история могла так четко работать. Первым чемпионом стал Вильгельм Стейниц, родившийся в год Обезьяны, вторым - Эммануил Ласкер, родившийся в год Дракона. Третий чемпион - Хосе Рауль Капабланка, отмечен третьим знаком свободного творчества - он родился в год Крысы. Четвертый чемпион Александр Алехин не внес изменений - он, как и Ласкер, родился в год Дракона. Именно они смогли идеи новаторов облечь, что называется, в плоть. Когда свободные творцы исчерпали себя, появились схематизаторы, логики, мощные аналитические умы (тройка - Бык-Петух-Змея).
Пятым чемпионом мира стал Махгились Эйве (Бык), седьмым Василий Смыслов (Петух), девятым Тигран Петросян (Змея), Борис Спасский (Бык) был десятым чемпионом мира и последним представителем тройки логиков.
Несколько отбился от своих вечный возмутитель спокойствия - 8-й чемпион Михаил Таль, родившийся в год Крысы, ставший чемпионом мира лишь на год. Стремительное развитие шахматной игры шло к финалу и предвестником этого конца был величайший советский шахматист Михаил Ботвинник. С некоторыми перерывами он был чемпионом мира в течение 15 лет. Про него структурный гороскоп может со всем основанием сказать, что он опередил свое время.
Ботвинник открыл эру шахматистов-игроков, интуиторов и завершителей. Он родился в год Кабана и предвосхитил эпоху безраздельного главенства в шахматах тройки Кабан-Кот-Коза. Открыл же эту эпоху, перевернув все представления, Роберт Фишер (год Козы). Миф о смерти шахмат. утопленных в ничьих, был развеян мгновенно. Как расправлялся он с маститыми гроссмейстерами!.. Пришел настоящий игрок, перевернулась еще одна страница истории шахмат. Главенство тройки знаков - Кабан-Кот-Коза - подтвердил и взлет Виктора Корчного, также родившегося в год Козы. Высокий класс показали родившиеся под тем же знаком Нанн и Майлс.
Но взлет Козы, с её нестабильностью, капризами и склонностью к авантюрам уже позади. К власти безоговорочно пришел Кот, знак, не давший в прошлом ни одного, хоть мало-мальски заметного шахматиста, и сейчас крепко вцепившийся в шахматный трон. Все есть у Кота, чтобы быть лучшим шахматистом - самый большой объем памяти (после Тигра), самая высокая спортивная злость, самое выдающееся спокойствие, плюс открытость, позволяющая организовать вокруг себя людей по принципу кота Матроскина, сказавшего, что совместный труд для его пользы - объединяет, и фантастическая проницательность, позволяющая с одного взгляда понять все планы соперника (не этого ли так боялся Корчной). И все-таки главный ответ на вопрос, почему именно Кот оказался в шахматном Олимпе, дает теория завершительства - одна из составных частей структурного гороскопа. Новаторы открывают новые пути, новые науки, новые отрасли. Завершители их закрывают. Иосиф Бродский сказал об Андрее Платонове (Кабан), что тот заводит русский язык в тупик. Такими же тупиками, или, если угодно, вершинами, стали произведения Владимира Набокова (Кабан), Леонида Андреева (Коза), Михаила Булгакова (Кот).
Завершители закрывают целые жанры, направления в литературу. Можно ли написать что- нибудь в жанре "Евгения Онегина", можно ли писать фантасмагории вслед Михаилу Булгакову?..
Впрочем, в литературе процесс многомернее, а в шахматах главенство завершителей полное. Завершитель не может появиться, пока не проведена вся предварительная работа. Новатор прокладывает пути, свободные художники по этим путям ходят, аналитики все это анализируют и вот, когда работа вся сделана, приходят завершители, которые всю систему знаний превращают в единое целое, создают образ шахмат, где каждый штрих имеет свою цену, свое значение. В принципе, они - разработчики деталей до самых мелочей, но знание предмета у них абсолютное, ибо за ними весь опыт человечества в этой области, все его ошибки и победы. Поэтому блестящий поединок Каспарова - Карпова - это суммированная история шахмат, история великой игры, завершающей определенный этап своего развития.
Грустно ли от этого? В целом - да! Но совершенно ясно, что на смену одним шахматам должны прийти другие и все повторится вновь. Что это будет - неизвестно... Но что-то будет, ведь человеческая цивилизация лишь пересекает экватор и до конца ей далеко. Так что следите за перипетиями матча, наслаждайтесь блестящей игрой, а победитель... Победителем станет сильнейший!
|