Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 96
Аниматоры человечества
Хорошо было Максиму Горькому рассуждать насчет рожденных ползать. Сам-то он родился в год Дракона и легко мог воспарить над седой равниной моря. А вот каково людям, родившимся в годы Змеи? Неужели так и ползать всю жизнь на брюхе, пресмыкаться, холодеть душой и телом, впадая периодически в анабиоз?
Увы, увы - все так и есть. В точности, как и предполагал упомянутый Максим, "рожденный ползать летать не может". Люди родившиеся в год Змеи получают в наследство от гадов множество физиологических и психологических проблем. Самым жутким образом работает система терморегуляции. Вечно что-то барахлит в других системах. Змеи то суетятся невероятно, то лежат пластом недвижно, не имея никаких сил подняться. Многие из них всю жизнь живут в страхе заснуть, не проснуться и быть похороненными заживо (об этом думали и Гоголь и Альфред Нобель). Не меньшие проблемы у Змеи в психологии. Сей талантливейший знак замечен в самом злобном занижении своих способностей, буквально наступает на горло собственной песне, подрезает сам себе крылья, заземляется, пресмыкается, все норовит ползать и уж никак не летать.
Мучаясь со своей ущербной физиологией и не менее ущербной психологией, Змея буквально излучает черноту, мрак и смертельную усталость. Иногда это излучение сжигает самого излучателя. Змея бьет все рекорды знаменитых самоубийц (Маяковский, Радищев, Потоцкий, С.Цвейг, Мечников, Ляпунов и многие другие). Чаще Змея пытается отравить своей тьмой окружающих. Тут можно говорить о т.н. вампиризме Змеи. Змеи вытягивают чужую энергию, превращая в Змей всех окружающих. Кончают жизнь самоубийством герои книг Гете и Достоевского, но также ведут себя и живые реальные люди окружающие Змей. Эренбург, кажется, заметил, что в окружении Пикассо было аномально много самоубийц, хотя сам Пикассо производил впечатление достаточно радостного человека.
Одним словом, рождая мальчиков-Змей, мы заранее обрекаем будущих мужчин на весьма существенные энергетические проблемы, обрекаем и самих себя на определенные трудности. В некотором смысле можно говорить о некой врожденной болезни. Ну а если есть болезнь, то есть и потребность в ее излечении. Как лечить Змей от излишне бурной активности, от черной тоски, от вампиризма, от бескрылости и прочих врожденных дефектов?
Ответ структурного гороскопа банален и прост. Змея замечательный знак (плохих знаков вообще не бывает), но для Змеи цена ошибки в выборе поприща особенно высока. Любой другой знак имеет право на ошибку, но для Змеи цена ошибки слишком высока, подчас эта цена - жизнь. Только очень точный выбор профессии гарантирует Змее крепкое нравственное здоровье, а ее близким спокойное и радостное существование.
Начнем издалека, со структуры судьбы. По этой структуре Змея принадлежит к так называемым реализаторам, везунчикам, детям фортуны. Отсюда несколько советов. Не стоит выбирать слишком долгих дел, слишком затяжных проектов, надо стремиться к быстрому успеху, раннему признанию. Капитальность и основательность не нужны Змее, все надо делать легко, без перенапряжения, без черновиков, в стиле Хлестакова.
Структура энергетическая требует от Змеи мгновенных переходов от комедии к трагедии, из жара в холод и обратно. Не надо жалеть ярких красок, рыдать, если хочется плакать, гоготать, если хочется смеяться. Эмоциональная сдержанность, присущая многим Змеям, губительна для них, драматический темперамент требует бурных страстей.
Теперь психологическая структура. По этой структуре Змея - это знак комфорта и гуманизма. Однако именно в этой структуре особенно сильно желание все делать наоборот. Змеи любят изображать себя горланами и главарями, декларируют жестокость и непоколебимость, на деле же чувствительны, ранимы, мнительны и слезливы. Тут жестких советов нет. Пусть изображают себя кем хотят, но не забудут одеть лишний свитерок, подложат лишнюю подушечку, ну и, конечно же, пищу выберут понежнее, поделикатнее.
Еще проще рекомендации от социальной структуры. Змея - знак закрытый, а потому надо быть поближе к живописи, актерству, всему эстетскому, утонченному и подальше от толпы, массовых сборищ, общедоступных и простецких истин.
Теперь о главном. Змея - знак боевой, принадлежит к стихии формально-логической. Отсюда сверхжесткие требования к знаку. Нельзя лезть в политику, в начальство, пытаться возглавлять большие коллективы. Это все удел знаков волевых. Если совсем честно, то Змеи не такие уж плохие политики, бывают знаки и похуже. Но политическая добросовестность забирает у Змеи слишком много сил, ничего не давая взамен. Бесславно закончилась карьера казалось бы блестящего политика - Александра Керенского. В преступники угодили Геринг и Розенберг. Показательна судьба двух великих американцев - Линкольна и Кеннеди. Жизнь обоих политиков остановила пуля.
А вот если Змее представится возможность командовать военным коллективом, будь то батальон, полк, армия или целый фронт, то тут мания самоубийства, чернота, депрессивность тают как весенний снег. Змея становится спокойна, весела и жизнерадостна, ибо военное дело идеально для логика, особенно такого быстро думающего как Змея. Гениальным полководцем был Петр Румянцев-Задунайский. Его дело продолжил Михаил Барклай-де-Толли. Еще один военный гений - еще один Михаил - Тухачевский. Если брать иностранцев (не только русские воюют), то наиболее знамениты итальянец Джулио Дуэ и немец Альфред фон Шлифен - оба крупнейшие теоретики. Период фашистских побед также связан с полководцами-Змеями. Вальтер фон Браухич, Максимилиан фон Вейхс, Эвальд фон Клейст. Интересно, что с нашей стороны полководцев-Змей в ту войну практически не было. Нашу победу ковали Петухи.
Ну, как бы там ни было, военный мундир снимает со Змеи всю ее черноту, оставляя только холодный расчет.
Парадоксальна роль Змеи в мировой литературе. Как центральный знак гуманизма (вместе с Козой и Лошадью) Змея на первых ролях в литературе многих народов. У нас на вершине Федор Достоевский и Николай Гоголь, очень близко к вершине Николай Некрасов, Алексей Писемский, Михаил Шолохов, Василий Гроссман. В Германии Иоганн Гете, в Америке Эдгар По, во Франции Гюстав Флобер и Шарль Бодлер. С другой стороны ползучая чернота в змеиной литературе никуда не исчезает. Творчество Достоевского, Бодлера или Эдгара По светлым и жизнеутверждающим никак не назовешь. Самих Змей литературный труд также от мрачного взгляда на мир не излечил. Смертная тоска душила Писемского, Цвейга, По, Флобера, да и всех остальных.
Совсем иначе должны себя чувствовать Змеи, решившие писать фантастику. Вспомним самого знаменитого - Артура Кларка. Сидит себе в Шри-Ланка и пишет одиссею за одиссеей. Никакой чернухи, никаких самокопаний.
Неплохо должны себя чувствовать Змеи в архитектуре и журналистике. Обе эти сферы также подчинены логическим законам и правилам. Впрочем, тут добротная работа не всегда признается, и гениальными называются другие знаки.
Лишь две сферы деятельности для Змей являются абсолютно спасительными и абсолютно беспроигрышными. Только в этих двух сферах Змея абсолютный мировой лидер и абсолютно счастлива - это медицина и мультипликация.
Начиная с Гиппократа, родившегося в год Змеи, медицина всегда оставалась змеиным делом. В списке нобелевских лауреатов по медицине Змея безоговорочный лидер - 21 из 174. Среди них такие общеизвестные люди как отец иммунологии Илья Мечников, победитель малярии Роналд Росс, изобретатель пенициллина Александер Флеминг.
Как говорится, лечите подобное подобным. Не хотите вешаться сами, повесьте героя своей повести, не хотите болеть сами, идите в медицину и лечите людей.
Теперь о самом главном - об анимации. В ней самый действенный рецепт излечения Змей от смертельной тоски. Во-первых, анимация требует формальных умений еще больше чем военное дело и архитектура. Пространство и время в мультфильме надо сводить особенно тщательно. Любая, даже минимальная, ошибка приводит к потере хрупкой синтетической достоверности. Кроме того, даже в совершенную картинку требуется вдохнуть жизнь, как говорится одушевить. Тут Змея имеет огромное преимущество по сравнению с другими логиками Быком и Петухом, как знак одушевления.
Роль, сыгранная Змеями в союзмультфильмовской анимации уникальна и беспрецедентна. Можно много говорить о вкусах и пристрастиях, но именно Змеи сняли все, без исключений, мои любимые мультфильмы. Причем, заметьте, никакой чернухи, тоски и мрака.
Самый любимый из далекого детства - это Леонид Амальрик. Это он поставил "Серую шейку", "Волшебный магазин", "Снеговика-почтовика", "Про бегемота, который боялся прививок", "Терем-теремок", "Кошкин дом", "Дюймовочку". Казалось бы это абсолютная вершина. Ни в одном параметре (кроме метража) не уступает Диснею. Можно было остановиться на этом, как остановились наследники Диснея. Однако в мультиках (как на войне и в архитектуре) побеждает только новая техника, новые идеи.
Следующим идет сверстник Амальрика Лев Атаманов. Его мультфильмы - все та же классика. "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Снежная королева", "Балерина на корабле", "Котенок по имени Гав". Это тоже абсолютная вершина.
На 12 лет младше них великий и могучий Федор Хитрук. "Каникулы Бонифация", "Винни Пух", "История одного преступления", "Фильм, фильм, фильм!" - может быть лучшие мультики в истории человечества.
Еще 12 лет и рождается Борис Степанцев. "Вовка в тридевятом царстве", "Карлсон". Никакого снижения уровня. Безупречная работа.
1941 год дает целую плеяду величайших аниматоров человечества. Юрий Норштейн - "Ежик в тумане". "Сказка сказок", "Шинель". Валерий Угаров - "Халиф-аист", "На задней парте". Эдуард Назаров - "Принцесса и людоед", "Жил- был пес", "Волшебное кольцо", "Волшебные карты". Гарри Бардин - "Красная шапочка".
|