Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 147
Потенциальные звери
Если в «Хищных знаках» («З» № 145) удалось создать компактную четверку благородного зверства (Кот, Тигр, Собака и Обезьяна), а в «Экстремальных зверях» («З» № 146) слепить другую группу сходных интересов травоядных (Бык, Коза, Лошадь и Кабан), то для третьей четверки созданной по остаточному принципу подобралась достаточно разнородная компания знаков, которую логично разделить на две части: собственно потенциальные звери и звери манипуляторы.
Потенциальные знаки, как известно - Петух и Змея. Заложенные в них возможности поистине беспредельны. Петух дает свои свойства всем птицам как классу. Ну а Змея – классу рептилий.
Птицы потрясают воображение своими возможностями, разбросом проявлений и способностей. Выделять особо одну-две птички для бессмысленно. Лучше поговорить о широте разброса свойств, о диапазоне.
Кажется, именно птицы опровергает миф об отсутствии у животных интеллекта. Иван Павлов просто отдыхает. Грачи, скворцы, попугаи, они такие же как мы, говорят с нами на нашем же языке. Также много талантливых имитаторов человеческой речи среди синиц, ворон, воробьев, сорок, галок, канареек, мухоловок.
Говорят, что один нью-йоркский попугай знает 950 слов и умеет спрягать глаголы в настоящем, прошлом и будущем времени. Те же попугаи без труда запоминают целые песни и арии. Однажды, имитируя гудки паровоза, они вызывали на вокзале сущую неразбериху, а во время войны нагоняли страх на людей, издавая свист летящей бомбы. Некоторые певчие птицы способны запоминать до двух тысяч различных мелодий. Голуби могут запоминать вплоть до семисот различных зрительных образов, отличать искусственные предметы от натуральных и, самое удивительное, могут отличить Пикассо от Моне, и кубизм от импрессионизма!
Что уж говорить о сообразительности птичек желающих подкрепиться. Вот, например, дятловый древесный вьюрок безошибочно выбирает и выдергивает из кактуса иглу нужного размера дабы извлечь ею насекомое из щели в дереве. Синицы научились снимать крышки с молочных бутылок и выклевывать сливки. Обыкновенный стервятник берет в клюв крупный камень и сбрасывает его на яйцо африканского страуса. Это в ответ Дарвину и Энгельсу насчет обезьяны взявшей палку в лапу.
Или вот для любителей птичьего юмора. Столичные вороны, оказывается, обожают кататься на позолоченных церковных куполах, эдакие бесплатные горки для катания. Вороны съезжают вниз по куполу на брюхе, а в конце для страховки притормаживают своими коготками, сдирая позолоту с крыш.
Но не только лихостью славны птицы, благоразумие также стучится в их сердца. Чемпион по осторожности обычный деревенский гусь. Никогда не гибнет под колесами автомобилей. Ему значительно уступают в этом даже кошки и собаки.
Память многих птиц подобна памяти компьютера. Ореховка американская на зиму запасает до тридцати тысяч семян, используя при этом более двух тысяч тайников. И ведь ни про одну заначку не забывает. Когда аналогичный эксперимент был проведен с человеком, то через месяц он мог найти только половину спрятанных семян. Или, например, африканские медоуказчики «ведут» за собой человека или медоеда из семейства куньих к гнезду пчел, перелетая с ветки на ветку, призывно крича и взмахивая хвостом. Когда млекопитающее вскрывает гнездо, добираясь до меда, птица лакомится восковыми сотами.
Примеры можно длить и длить. Серебристая чайка разбивает двустворчатых моллюсков о скалы. Египетская цапля следует за пасущимися коровами и ловит насекомых, которых те вспугивают своими ногами.
Они умеют все. Самец сорной курицы определяет температуру внутри гнезда-инкубатора до десятых долей градуса. Обыденный для нас чибис умеет ставить себе клизму, пользуясь при этом длинным клювом, в который набирается порция воды. Чайки могут пить соленую морскую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли. Ну кто еще из животных приспособился к соленой воде? Чемпионы по морозостойкости утки и гуси. Они выдерживают температуры до минус ста десяти градусов по Цельсию, тогда как белые медведи и тюлени – только до минус восьмидесяти. Глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров!
Величайшие ныряльщики пингвины. Их наблюдали на глубине полкилометра. И это при том, что солнечные лучи проникают лишь на сто пятьдесят метров вглубь океана. Продолжать можно бесконечно: самцы альбатроса способны облетать земной шар, утка-кряква поднимается на семь километров, африканский гриф застукали на высоте двенадцати километров. Черный стриж может находиться в воздухе двух-трех лет. В течение всего этого времени он спит, пьет, ест и даже спаривается на лету. Молодой стриж, вставший на крыло, пролетает, пятьсот тысяч километров прежде, чем впервые приземлиться. Сапсан бросаясь вниз с большой высоты, достигает скорости в двести километров в час, черный стриж летает на скорости до ста восьмидесяти. Рогатый колибри машет крыльями с частотой 90 взмахов в секунду. А ведь пленка в кинокамере – это всего лишь 24 кадра в секунду.
Для ориентации в пространстве птицы используют магнитное поле Земли, Солнце, звёзды, и даже поляризованный свет. А теперь вспомним, когда этим научилась пользоваться наша авиация.
Широта возможностей используется птицами во всем. Нет единства даже в брачном поведении. Одни птицы моногамны, другие нет, есть полигиния, есть полиандрия, а есть беспорядочное общение - промискуитет.
У птиц есть все, что возможно представить. А какое разнообразие гнезд - печи, висячие шары, дупла, гнезда-люльки, норы, шалаши, дворцы... А еще есть птицы вовсе без гнезд или птицы умеющие подбрасить яйцо в чужие гнезда.
Иногда совершенно не понятно, что же объединяет страуса и колибри, дятла и пингвина. А ведь генетически птицы практически не различимы. Остается признать, что общим для птиц является их максимализм, их способность к любым рекордам, любым сверхспособностям.
Потенциальность рептилий не многим уступает птичьей. Крокодилы демонстрируют беспредельную силу, черепахи беспредельность живучести, а ящерицы вполне сравнимы с птицами в своих фокусах, своей многогранности и фантастическом разбросе качеств.
Крокодилы настоящие йоги животного мира. Особенности нервной, кровеносной и дыхательной систем, позволяет считать их наиболее высокоорганизованными из всех ныне живущих пресмыкающихся. Нервозности никакой, терпение максимально: выставив из воды только щели глаз и ноздри, крокодил может часами подкарауливать добычу. Обычно в таком почти «затопленном» положении он дрейфует в нескольких десятках миль от берега, высматривая жертву. Интересно, что хотя сердце крокодила признано самым сложным сердцем на планете, его мозг размером всего лишь с грецкий орех.
Долгое время считалось, что на суше крокодилы неповоротливы и трусливы, но это не так. По земле крокодилы способны бегать галопом. Они выпрямляют ноги, поднимают тело сравнительно высоко над землей и бегут довольно проворно, каким-то особым стилем, эдаким своеобразным «крокодильим галопом», причем Крокодилы могут оказывать яростное сопротивление даже львам, когда переселяются по суше из обмелевших водоемов в полноводные реки. Впрочем, на суше крокодилы чаще всего защищаются, хотя изредка могут и нападать, непременно стремясь утащить жертву в воду.
Попытка разжать челюсти крокодила, находясь внутри его пасти, потребует столько же усилий, сколько и поднятие наехавшего на человека небольшого грузовика. Даже очень старый и уже беззубый крокодил все равно смертельно опасен, его челюсти захлопываются с силой нескольких тонн, перемалывая тело и кости жертвы.
Морские крокодилы считаются самыми свирепыми, однако известен случай, когда крокодил спас человека отнесенного волной цунами в море. Крокодилы вырастают быстро и растут всю жизнь. Только после 20 - 30 лет их рост несколько замедляется. При всей своей безмозглости крокодилы большие чистюли и в своем пруду завсегда поддерживают в них образцовый порядок.
Теперь черепаха - уникум живучести. Сие беззубое, закованное в панцирь существо как будто бы создано для бессмертия. За последние 200 миллионов лет черепахи практически не изменились. Они могут выжить при полном отсутствии пищи. В корабельном трюме без еды и воды галапагосская слоновая черепаха провела 13 месяцев, не обнаруживая признаков истощения. С разбитой до лохмотьев головой черепаха может жить и передвигаться десятки дней! А один подопытный экземпляр с удаленным мозгом прожил полгода. А еще черепаха умеет отложить беременность. Есть документальные свидетельства того, что самки разных видов коробчатой черепахи становятся оплодотворенными через 7 лет после спаривания с самцом. А какова грузоподъемность! Зеленая морская черепаха может унести столько человек, сколько поместится на ее панцире.
Впрочем, впечатление старческой немощи и тупости обманчивы. Интеллектуалка и большая шалунья современная Тортилла. В воде, например, черепаха ловка и даже агрессивна. Да и на суше не так уж беспомощна. У черепах отличный, практически кошачий слух, они хорошо реагируют на интонацию голоса: если разговаривать с ней ласково, то она будет вытягивать шею и слушать, и наоборот, если ее ругать, то спрячется в панцирь. Черепахи обладают хорошим острым зрением, воспринимают почти весь спектр цветов. А нюхают просто замечательно. Кстати, не такие уж они и хладнокровные. Температура колеблется в определенном небольшом интервале, а у крупных черепах она почти постоянна.
Черепахи узнают человека в лицо, а некоторые виды черепах способны к игровому поведению. А еще морская черепаха может использовать магнитное поле Земли в качестве компаса и карты. Караван ридлей, видели в море растянувшимся на сто километров! Черепахи плыли на расстоянии двести метров друг от друга, но все - в одном направлении.
Если крокодил ввергает нас в мир свирепой тупости, а черепаха дряхлой мудрости, то ящерицы умельцы на все лапы, весельчаки и может даже клоуны мира рептилий.
Чем только не богаты ящерицы. Оказывается у них даже зрение цветное – большая между прочим редкость в мире животных. А еще они могут менять свою окраску, причем не только хамелеоны. Или, например, анолисы и гекконы и некоторые сцинки перемещаются по вертикальной поверхности и даже вверх ногами. А токайские гекконы могут бегать по потолку и забираться вверх по полированному стеклу. А еще многие ящерицы сохранили свойственный предкам теменной «третий глаз», не способный воспринимать форму, но различающий свет и темноту. Полагают, что он чувствителен к ультрафиолетовому излучению и помогает регулировать время пребывания на солнце.
Про способность ящерицы отбрасывать хвост все слыхали. А как насчет партеногенеза. Например, скальные ящерицы размножаются, откладывая неоплодотворенные яйца. Среди новорожденных также сплошь самки. В некоторых яйцах самцы вроде бы зарождаются, но вскоре погибают.
А еще есть ящерицы живородящие. Это уже нонсенс какой-то. До этого даже птицы не дошли.
Есть ящерицы длиной в несколько миллиметров (круглопалый геккон), были когда-то ящеры гигантские, огромные как Дворец Советов. При этом опять же генетически все ящерицы почти неразличимы. Потенциальность как у птиц.
|