Григорий Кваша
«Наука и религия» № 3 2002г.
Если вы Лошадь
О НАЧАЛЕ ГОДА
Как и всякий другой четный год, год Лошади длится около 380 дней, не уступая ни дня из своего января Змее и забирая половину следующего января у Козы. А потому еще и еще раз обращаюсь к поклонникам китайского календаря, который считает началом года новолуние Водолея, то есть середину февраля: ни о каком феврале не может быть и речи. Об этом свидетельствуют даты рождения известных личностей, «лошад-ность» которых не вызывает никаких сомнений. Вот безусловная Лошадь — душа и слава российского футбола Игорь Нетто (9.1.1930); вот напористый и планомерный археолог Генрих Шлиман (6.1.1822), или совсем близко к началу года живописец сочувствия к народу Василий Перов (4.1.1834). Реально вопрос о дате перехода могли бы решить еще два живописца — портретист Мурильо (1.1.1618) и величайший колорист Анри Матисс (31.12.1869). По всем признакам, их годовой знак тоже Лошадь.
Конец года Лошади на две недели «влезает» на территорию следующего года. Уверенные доказательства есть по «лошадиности» Алексея Толстого (10.1.1883): тут и векторный брак, и его детские книги, да и вся его проза. Не меньше доказательств по отцу космонавтики Сергею Королеву (11.1.1907), можно сказать, что вся его жизнь — это опровержение принадлежности к Козе. Это передний план, а в тылу тоже важные фигуры. Полные сверстники Джером Сэлинджер и Даниил Гранин (оба — 1.1.1919), а также отец теоретической физики Исаак Ньютон (4.1.1643). Ключевой для определения рамок года Лошади является фигура Аркадия Вайнера (13.1.1931). Это тот из братьев, который живет в России. Доказательств его «лошадиности» достаточно много.
МУЖСКАЯ ВОЛЯ
Лошадь и Тигр в мужском варианте — абсолютные лидеры по части воли. Никаких рассуждений по этому поводу не надо, достаточно вспомнить великих властителей, родившихся под этими знаками, и сравнить | со списками представителей других знаков, которые не дали и шестой части от властителей Тигров и Лошадей. О некоторых стоит вспомнить.
Август (23 сентября 63 г. до н. э. — 14 г. н. э.), римский император (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Величие, слава, триумф. Может быть, его правление было самым триумфальным за всю историю человечества, как в общем значении, так и в буквальном, ибо изначально триумф означал торжественное вступление в Рим войск во главе с полководцем-победителем. Величия Августа хватило бы на всех будущих триумфато-ров, вместе взятых. «Диктаторскую власть народ предлагал ему неотступно, но он на коленях, спустив с плеч тогу, обнажив грудь, умолял его от этого избавить» (Г. Светоний). Что касается триумфа внешней политики, то главными были не военные победы, а достигнутый мир. «Никакому народу он не объявлял войны без причин законных и важных. Он настолько был далек от стремления распространять свою власть или умножать воинскую славу, что некоторых варварских вождей он заставлял в храме Марса Мстителя присягать на верность миру, которого они сами просили...» (Г. Светоний).
А еще величие Августа в том, что он создал совершенно новую модель государственного устройства, продержавшуюся 400 лет. Что в нашем мире продержалось дольше?
Теперь о пресловутой скромности великого властителя. Больших и роскошных домов он не терпел, статуй и картин не покупал, но зато собирал старинные доспехи и огромные кости доисторических животных. Столы и ложа, которыми он обычно пользовался, едва ли могли удовлетворить даже простого обывателя. Постель же у него была низкая и жесткая. Одежду он носил только домашнего изготовления, сработанную сестрой, женой, дочкой или внучками. Званые обеды, которые Август устраивал для своих друзей, отличались больше радушием, нежели изысканностью угощения.
Карл Великий (742—814), король франков (768— 814). Какое реальное величие и неизгладимый след в истории, пример для многих монархов на многие века. Замечательный оратор, кроме родного великолепно знал латынь, сносно греческий, занимался науками и высоко ценил ученых, особенно интересовался диалектикой и астрономией. Если вспомнить, о каких годах идет речь, то окажется, что положение Карла уникально. В те времена мало кто из монархов даже был грамотен. Саксы, лангобарды, сербы, лютичи, авары — всех, с кем воевали франки при Карле Великом, удалось победить, хотя враг был суров и крут. При этом побежденных врагов Карл крестил, побежденным территориям давал административное деление и устанавливал порядок. Те, кто не хотел порядка, исчезали с карты Европы (например, наводившие ужас на всю Восточную Европу авары).
Кроме бесконечных войн, было время и для миротворчества. В Риме Карл разбирал распри папского престола с местной знатью. 25 декабря 800 года он слушал мессу в соборе Святого Петра. Вдруг Папа приблизился к нему и возложил ему на голову императорскую корону. Все присутствующие дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император!» Хотя происшедшее не было неожиданностью для Карла, он еще некоторое время делал вид, что недоволен поступком Папы.
Карл вдвое расширил территорию державы франков, но этого мало, он создал империю, которой задал очертания центра мира — Западной Европы, его империя — это прообраз трех «главных» государств Европы (Франция, Германия, Италия). Но и этого мало, он сформировал феодальные отношения в Западной Европе, переведя их на новый уровень. Василий II Болгаробойца (958— 1025), византийский император (960—1025). Императорство с двухлетнего возраста, реально, конечно же, с 18 лет (976). Очень рано стал мыслить самостоятельно и сам принимать решения. А решений было нужно много. Время досталось смутное, полное мятежей и войн. В юности он склонен был к распущенности изнеженности, без стеснения бражничал, часто предавался любовным утехам и увлекался дружескими пирушками. Походы против варваров он совершал совсем не так, как это было в обычае у большинства императоров, которые выступали в середине весны, а в конце лета уже возвращались. Он выносил зимнюю стужу и летний зной, томясь жаждой, не сразу бросался к источнику и был воистину тверд, как кремень, и стоек ко всем телесным лишениям. Открытых сражений он не любил и побеждал больше коварством, чем доблестью. Везде его начинания сопровождали успехи. Побил он не только болгар, но многих других врагов — в Азии, Европе, Закавказье.
В этих фигурах далекой древности проявились главные черты Лошади, ее политическое величие. Ближе к нашим дням оно не только не ослабело, но многократно усилилось. В XX веке, если отбросить эмоции, а рассуждать объективно, некого сравнить с Ульяновым-Лениным (1870—1924). Он создал партию нового типа, рядовые члены которой становились гениальными полководцами и финансистами. Он свалил Дом Романовых, простоявший 300 лет, и образовал великую военную державу, выигрывавшую любые войны и напугавшую западный мир до полусмерти. За ним последовали Лошади — Хрущев (1894—1971) и Брежнев (1906— 1982), которые с легкостью обыгрывали во внешней политике западный мир и пусть косвенно, но помогли Европе объединиться. Кстати, в брежневском Политбюро Лошадей было много — Кириленко, Шелепин, Щербиц-кий... Особенно хорош, говорят, был Машеров, очень талантлив, молод и любим народом. В совсем новые времена Лошади отошли в сторону, но они всегда рядом — например, Лукашенко в Белоруссии, Квасневс-кий в Польше.
В Европе величайшими правителями были итальянец Кавур (1810—1861), Гельмут Коль (род. 1930). Первый — отец объединенной Италии, второй — отец современной объединенной Германии. Везде в мире Лошади очень сильны: долго правят, пользуются всеобщим уважением. Это и Насер (1918—1970) в Египте, и Асад (1930—2000) в Сирии («Лев пустыни»). Самый лучший президент США Франклин Рузвельт (1882— 1945) также Лошадь. Только великая воля могла так быстро вытащить огромную страну из самой (пока) великой депрессии. Другой Рузвельт (1858—1919) — тоже Лошадь. Кстати, неплохо правил. Наконец, Нельсон Мандела (род. 1918) — один из самых мощных политиков XX века.
ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА
В отличие от мужчин женщины-Лошади лишь производят впечатление мощных и волевых дам. На деле они не в состоянии фильтровать водопад идей, не могут выбрать наиболее реальное решение. Поэтому крайне желательно держать этих дам подальше от власти и принятия ответственных решений, лучше — поближе к интеллектуальным профессиям.
Вспомним о некоторых женщинах, прославившихся своим интеллектом. Вот лауреаты Нобелевской премии. Сельма Лагерлеф (1858—1940), премия по литературе, 1909. Сигрид Унсет (1882—1949), премия по литературе, 1928. Мария Гепперт-Майер (1906—1972), премия по физике, 1963. Гертруда Элайон (1918), премия по физиологии и медицине, 1988. Кристина Нус-лин-Волард (1942), премия по физиологии и медицине, 1995. Еще несколько примеров женщин-Лошадей в науке: Эмми Нетер (1882—1935), немецкий математик, безусловно, сильнейшая во всей истории математики среди женщин; Юлия Лермонтова (1847) — первая русская женщина-химик, доктор наук.
В интеллектуальное кино немалый вклад внесли Динара Асанова (1942—1985); мать авангардного кино Жермен Дюлак (1882—1942); Маргарете фон Тротта (1942), сценарист и режиссер.
ПРИРОДНЫЙ ОПТИМИЗМ
Все определяет концовка. Само произведение может быть сколько угодно печальным, но если концовка оптимистична, то и знак оптимистичен. Среди самых светлых писателей этого знака — Корней Чуковский, Юлиан Тувим, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Борис Заходер, Александр Милн, Агния Барто, Памелла Трэ-верс. Легко заметить склонность этих светлых людей к детской литературе. Всегда оптимистично кончаются фильмы Георгия Данелии или Александра Роу. Что ж, в лошадиной жизнерадостности много детского, недаром знак Лошади соответствует четвертому возрасту от 7 до 12 лет.
Впрочем, легко увидеть в лошадином оптимизме и природную компоненту. Среди великих природолюбов Виталий Бианки, Василий Песков...
И все же надо отметить, что не всегда оптимизм Лошадей безогляден. Виной тому стремление Лошадей к реальной оценке ситуации.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Лошадиные карьеры (за исключением нескольких композиторов) — это всегда очень слабое, даже какое-то серое начало, но в дальнейшем трудное продвижение вперед и, наконец, триумфальное подведение итогов.
Иван Бунин говорил о себе, что никто не начинал так слабо, как он. Не отличались быстрой карьерой Солженицын или Алексей Толстой. Первый начал публиковаться в 44 года, второй всерьез начал работать в 40 лет. Однако в дальнейшем продвижение шло с нарастающей силой. Мировые классики работают в том же ритме. Джеймс Джойс начинает в 35, Генрик Сенке-вич в 37. Причем в дальнейшем масштаб творений лишь растет.
Таким образом, почти все успехи Лошади связаны с ее самодисциплиной, упорством, волей к достижению результата. Образ композитора Сальери, родившегося в год Лошади, показан Пушкиным в целом верно, он был трудяга, великий педагог, к достижению гармонии шел трудным путем. Счастливчика Моцарта он, конечно же, не травил, был добряком и мухи бы не обидел. Однако недоумение от внезапной, «даром давшейся» гениальности он вполне мог бы испытать.
ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА
Один из главных парадоксов Лошади состоит в том, что при максимально жесткой воле этот знак сохраняет психологию гуманизма, нежности и высокой чувствительности. Воля и гуманизм достаточно часто вступают в противостояние внутри одного знака, при этом побеждает какое-то одно качество. Борьба осложняется тем, что имея в векторных соседях Крысу и Кабана, Лошадь оттянута в сторону этих безжалостных знаков.
В результате мы имеем то, что писателей-классиков среди Лошадей не так много, как среди Змей и Коз. Всемирными фигурами признаны Джеймс Джойс, Иван Бунин, Джером Селинджер и Адам Мицкевич.
Маленький человек со своими радостями и горестями остается героем произведений Куприна и Бабеля, Зощенко и Пильняка. Любой фильм Георгия Данелии («Мимино», «Афоня») или Константина Воинова («Женитьба Бальзаминова») окутает вас жалостью и любовью к человеку. В этих фильмах нет не только злодеев, но и даже мало-мальски отрицательных персонажей. Такова любовь Лошади к человеку, точнее, жалость к нему, что в русском языке почти синонимы.
Разумеется, себя Лошадь тоже жалеет, а это значит, что нуждается в нежном обращении, уходе, тонкой пище и т.д.
ВСЕМИРНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ
Открытость Лошади, особенно проживающей в имперских государствах, достаточно очевидна: широта души, компанейский характер, внешняя простота. Однако на Западе Лошадь проявляется как закрытый знак, а на Востоке — как ортодоксальный. А потому открытость знака можно доказать только на искусстве абсолютно интернациональном, каковым является музыка.
Вклад Лошади в мировую музыку фантастичен, лишь Крыса (Моцарт, Россини, Чайковский, Глинка) реальный конкурент. Так что в схватке Моцарта (Крыса) и Сальери (Лошадь) у Крысы нет однозначного преимущества. Балет и опера без лошадиных мелодий немыслимы, да и симфоническая музыка тоже. Вспомним великого Джакомо Пуччини, уникального Антонио Вивальди, гениальнейшего Фридерика Шопена. А также — Роберт Шуман, Кристоф Глюк, Карл Мария Вебер, весельчак Имре Кальман, бодряк Ференц Легар. Наши гении — Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский. И наконец, любимый кинокомпозитор Андрей Петров и рок-кумир Пол Маккартни. Такой величественный список не дадут ни Крыса, ни Петух.
СТРУКТУРНОСТЬ БЫТИЯ
Уникальное качество, присущее лишь Лошади, — ее способность наблюдать мир структурно.
Легче всего продемонстрировать структурность бытия и одновременно структурность лошадиного мышления на примере периодического закона Менделеева (8.2.1834). В 1869 году (35 лет) во время создания фундаментальных «Основ химии» Дмитрий Иванович пришел к идее о периодичности свойств химических элементов. Уже через год найденный закон начинает выдавать продукцию: предсказаны сразу несколько новых химических элементов. Впрочем, главное не в предсказаниях, а в том, что в химии впервые в ее многовековой истории появилась хоть какая-то логика, какая-то возможность систематизации веществ, реакций, качеств. Дальше — больше: периодический закон стремительно продвигает химию навстречу к пониманию строения атома, его электронных оболочек, фактически рождая новую химию, более физическую, что ли.
Что касается физики, то здесь лошадиные представления о структурности мира оказались как нельзя более кстати. Физик номер один на все времена сэр Исаак Ньютон (4.1.1643) определил на многие годы контуры этой структурнейшей науки. На современном этапе создание новой физики возглавляли такие фигуры, как Макс Планк (1858) и Макс Борн (1882). Именно они стали отцами квантовой механики, пришедшей на смену классической механике Ньютона. Причем в лошадином варианте квантовая механика наименее волновая и наиболее квантовая.
Уникальный случай грянул в 1965 году, когда Нобелевскую премию присудили сразу трем физикам, и все они оказались Лошадьми: Синъитиро Томонага (1906), Джулиус Швингер (1918) и независимо от них Ричард Фейнман (1918) решили одну и ту же задачу по квантовой электродинамике. Квантовая электродинамика Фейнмана — Швингера — Томонаги считается наиболее точной из известных ныне физических теорий. Правильность ее подтверждена экспериментально в широком диапазоне масштабов — от субатомных до астрономических. О Фейнмане необходимо добавить, что он, безусловно, великий педагог, оказавший на современных физиков огромное влияние.
Среди других нобелевских лауреатов по физике: Джеймс Франк (1882), Жан Перрен (1870), Перси Брид-жмен (1882), Ханс Бете (1906) — крупнейший физик-теоретик, Леон Купер (1930) — физик-теоретик, Мартин Райл (1918), Петр Капица (1894) — основатель физики низких температур и физики сильных магнитных полей, Кай Сигбан (1918) — разработчик метода электронной спектроскопии, Джером Фридман (1930) — исследователь кварковой структуры элементарных частиц. Просто необходимо сказать о Стивене Хокинге (1942): астрофизик, крупнейший теоретик, доказавший основные теоремы сингулярности в космологии, он сегодня берется решать самые сложные научные задачи и без всяких премий является самым известным мыслителем современности.
В биологии, думается, структурность скажет свое слово в ближайшем будущем. Несколько титанов-Лошадей уже сыграли здесь свою великую роль. В первую очередь речь о Грегоре Менделе (1822), основателе, может быть, самой структурной науки — генетики.
Еще один «отец» современной цивилизации — Нор-берт Винер (1894) — человек, создавший кибернетику, науку об управлении, связи и переработке информации. Не это ли был звездный час структурного взгляда на бытие? Ныне в кибернетику входят теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов и многое другое. Без кибернетики никогда не появились бы компьютеры.
В философии хотелось бы отметить двух французов и нескольких русских. Огюст Конт (1798), основоположник позитивизма, верил в преимущество естественных наук и пытался создать «социальную физику». Эмиль Дюркгейм (1858), последователь Конта, вплотную занялся типологией обществ, ввел в социологию структурно-функциональный анализ. Одним из первых он понял, что общество не сводится к совокупности индивидуумов, а имеет свое собственное сознание. До открытия главных социально-ритмических структур оставался один шаг.
Среди русских религиозных философов конца XIX века Лошадь была лидирующим знаком. Иван Ильин (1882) трансформировал для России Гегеля; Лев Карсавин (1882) развил философию истории; Николай Лос-ский (1870) стремился построить «теорию о мире как едином целом»; наконец, Павел Флоренский (21.1.1882) сумел соединить религиозную философию с математикой и физикой, разработал общую теорию знаковых систем, стал предшественником структурного и системного подхода в науке.
КАРМИЧЕСКИЕ СЛОМЫ
Для Лошадей переломным является год Крысы. Особенно грозным этот год для них оказывается оттого, что предыдущий год Кабана, чьим хозяином является Лошадь, сильно их расхолаживает. Получается эдакий контрастный душ. Для Ленина мощнейший жизненный перелом произошел в 1888 году, после того как в 1887 году был казнен его старший брат. Другой год Крысы (1924) стал для Ленина последним.
Страшную катастрофу пережил в 1960 году отец мировой космонавтики Сергей Королев. Однако уже в 1961 году он отправил в Космос Гагарина.
|