Григорий Кваша
«Наука и религия» № 5, 2002г.
Время заняться собой, и главное душой (девятый возраст: от 42 до 55 лет)
Четыре панциря сходят с человеческой души в течение его жизни. Первый — при рождении; второй — при переходе из детства в социальную жизнь; третий — при переходе к жизни индивидуальной, в 42 года; четвертый, последний панцирь души, — это собственное тело, которое в момент смерти освобождает душу, дает ей возможность отлететь.
Общепризнанно, что кризис 42 лет — самый тяжелый и трагический в жизни мужчины. На этот возраст приходится максимум внезапных кончин, самоубийств, депрессий. Оживают забытые с детства страхи смерти.
Так же, как и на переломе 12 лет, вся предыдущая жизнь подвергается сомнению и переоценке. Тоска охватывает человека, заслоняя все остальное. Однако есть принципиальная разница между кризисами 12-ти и 42-х лет. Оба мучительны, ибо даруют мужчине неадекватное поведение, но кризис 12 лет дает человеку энергию, а кризис 42 лет забирает ее. И в этом источник всех бед. Приходит физиология старости, а энергосберегающий механизм, та самая взлетность, которая сопровождает человека с 55-ти и до конца, еще не включилась. Мужчина продолжает жать на газ, а бензобак уже пустой. Это возраст Змеи, со всеми присущими ей качествами.
То, что мужской знак Змеи — знак логический, означает, что ему прису-. ще активное поведение. Логик — источник мысли, источник действия. А потому в возрасте Змеи человек понимает, что годы уходят, надо успеть побольше, и развивает сумасшедшую активность на всех фронтах, а ему, по его энергетике, может, уже постельный режим нужен.
Спасает тут другое качество Змеи. Она — минималист, готовый наступить на горло собственной песне. Фактически в этом возрасте стоит задача сворачивания грандиозных проектов, минимализация их, быстрого воплощения всех проектов в жизнь.
В возрасте Собаки мужчина генерирует идеи, свершает положенные ему судьбой открытия. В возрасте Змеи эти открытия необходимо, как говорится, воплотить в металле. Создать нечто зримое, ощутимое (что-нибудь вроде самолетов, пароходов и других важных дел)...
Если вспомнить самые великие проекты, то их реализацией, как правило, руководили люди возраста Змеи. Ленин возглавил революцию в 47 лет, Королев запустил спутник в 50, Мейерхольд возглавил театр в 46 лет, Брехт проделал это в 51 год. Возглавить конструкторское бюро, завод, лабораторию — прекрасное занятие в этом возрасте.
Но лучше всего приобщиться к медицине, чем бы до этого ни занимался.
Чтобы успешно реализовать свои проекты, нужно точно рассчитать силы, отринуть все лишнее: у Змеи высока активность, но так невелик запас энергии!
Для кризиса вхождения в возраст Змеи всегда можно найти ряд видимых причин: повзрослели дети, как говорится, встали на ноги, жена потеряла былую привлекательность, наступил застой в работе — то ли всего добился, то ли иссяк на старой теме. Появились первые признаки надвигающейся старости (седина в бороде). Однако все эти внешние события — лишь следствие ритма нашей жизни, главная же причина — это внутренний будильник, пробивший час прихода девятого возраста.
От 12 до 42 лет жизнь мужчины была без остатка подчинена социальной реализации. Одна ее грань — создание семьи и рождение детей, другая — карьера в прямом смысле, продвижение по службе, повышение авторитета в обществе, в коллективе.
С наступлением возраста Змеи все достижения социального периода уже не кажутся значительными. Невозможно беспрерывно жертвовать собой ради семьи, детей, коллектива. Другой мир, другие идеалы теперь влекут человека: это мир больших людей, личностей, титанов мысли, отцов масштабных дел. В возрасте Собаки, несмотря на все старания, человека не пускали в этот мир, тогда он до него еще «не дорос». Теперь пришло время осваивать новую среду. Но, как и в возрасте Быка, пока еще нет правильного понимания ее условий. Самоутверждения в мире солидных людей не добьешься старыми методами — сексуальными победами, скромностью и исполнительностью.
Вместе с мыслями о смерти, планированием старости приходит естественное желание заняться лично собой: здоровьем, популярностью, внешним видом, материальным положением, ну и самое главное — душой. Иначе говоря, все свое снова становится ближе, ближе, ближе...
Возрасты Собаки и Змеи во многом противоположны, все три характеристики структурного гороскопа у них различны. Однако есть и что-то общее. Возрасты Лошади и Быка связывал мост внешних обстоятельств (семья и школа). Так и восьмой и девятый возрасты должны связывать общие обстоятельства — единая семья, единая работа. Такой мост поможет более мягко и менее болезненно перейти пропасть между этими возрастами. Так что если в 31 год сменить работу бесполезно, то в 42 вредно. Не усугубляйте кризис. И если уход из семьи или от работы все же происходит, то он должен быть уходом не внешним, а внутренним, уходом в себя.
Поговорка же «седина в бороду, бес в ребро» все-таки реализуется в этом возрасте. Мужчина становится значительным, а потому делается красивее, привлекательнее, но он понимает, что это не навсегда, годы-то уходят. Семья и дети не требуют былого объема внимания, полегче стало с деньгами. Надо отдохнуть. Что гут скажешь? Если есть возможность, то можно и расслабиться, «позволить себе». Только надо следить, чтобы расслабление не привело к напряжению и не принесло головной боли.
Змея столь же высокочувствительный знак, как Коза и Лошадь. Но в тех возрастах это свойство было нужно для оживления души, тогда надо было научиться сопереживать, сочувствовать природе, зверям, людям, теперь же чувствительность нужна для сопереживания себе, для нового оживления огрубевшей души. Человек становится чувствительным, что только усиливает его интерес к слегка подзабытым сексуальным играм.
Возникает возрастной парадокс. В возрасте Собаки очень мощная, фактически юношеская, сексуальная физиология строго блокируется разумом, часто подавляется. В возрасте Змеи все наоборот: физиология уже не та, но жажда чувственных наслаждений возвращает мужчину к сексуальным проблемам.
Змея знак закрытый, эстетский, эзотерический, стоящий над обществом и в чем-то над моралью. Ничего в этом зазорного нет. Общество любит, когда над ним кто-то стоит. В этом возрасте можно верн\ться к богемной, светской жизни.
Однако уход внутрь себя совсем не означает, что человек смотрит лишь под ноги, Змея планирует выход души в Космос, хотя и воспринимает Космос чисто геометрически, еще не понимая, что это — не просто пустота.
Как Петух и Бык, Змея комплексует. Неспособность адекватной самооценки бросает Змею от превознесения своей личности до самоуничтожения. При внешнем блеске эти комплексы реализуются в бесконечных сомнениях, поисках своей обновленной души. Все подвержено переоценке. В чем-то возраст Змеи — это нечто вроде чистилища: от того, как человек прожил это время, пошел ли он на сговор с совестью или очистился, зависит длительность и содержание его дальнейшей жизни. Вот так.
И еще кое-что из теории. В возрасте Быка надо непременно расстаться с родительской опекой, бороться с ней. Теперь пора отказаться от социальной опеки, стать выше социума, научиться жить без общественных костылей. Если же так и остаться при своей инфантильности, то вместо дальнейшего пути к вершинам будет лишь заслуженный отдых.
Несколько иначе обстоят дела у женщины в возрасте Змеи. Она, как всегда, разрывается между мужской схемой, которая для нее лишь образ, атрибутика, и своей собственной сутью. Внешняя часть ее жизни полностью копирует мужскую: чувственность, закрытость, мрачное мировосприятие. Однако все это у нее вступает в конфликт с внутренней энергетикой, мощнейшей силой разумной воли. Этот конфликт бросает женщину то в жар, то в холод. То змеиным холодом обдаст, то собственным жаром — жаром источника любви, которым, как и в возрасте Быка, становятся все женщины в этом, мы уверены, далеко не преклонном возрасте.
Длительное противостояние двух противоположных начал довольно изнурительно, и к концу возраста (впрочем, не для всех женщин) могут начаться те самые возрастные неприятности, которые так мало еще исследованы.
У женщин нельзя, как у мужчин, выделить три четверки возрастов, скорее можно говорить о парах возрастов. С четвертого по девятый включительно возрасты образуют некую целостность физиологического цикла, что слишком долго для одной физиологии, потому и переход, запланированный для 55 лет, начинается раньше и затягивается на несколько лет. Если для мужчины тяжело вхождение в возраст Змеи, то для женщины тяжелее дается выход из этого возраста.
Все же проблемы социальные важнее физиологических. Мужчина, как уже сказано, отдаляется от общих дел. Женщина же, наоборот, получив к 42 годам жесткую и мудрую волю, должна взять груз семейных и общественных проблем на себя. Мужчина «ставил» дом до 42 лет, теперь женщине его держать. Руководящая роль женщин 42—55 лет в жизни общества достаточно хорошо видна и должна всячески приветствоваться.
У железной воли есть оборотная сторона — романтическая и неуправляемая любовь. В женских сердцах вновь загорается любовный факел. В старые времена в этом возрасте женщина, часто будучи лет на 20 моложе мужа, могла уже стать вдовой и распоряжаться своим жаром как угодно. Теперь, когда нормой стали браки сверстников, женщине распорядиться жаром сердца труднее. Многие испытывают новый взрыв страсти к мужу, некоторые, разочаровавшись в муже, ищут другой объект. Это могут быть и дети — прекрасный вариант. Но, пожалуй, лучше всего, если эта любовь вкупе с мощной волей поможет женщине оказывать поддержку тем, кто в начале какого-то пути. Она может стать спонсором, педагогом, организатором. Но это не обязательно — можно быть просто поклонницей кого-то или чего-то. Женщины именно возраста Змеи — лучшие читатели, зрители. Благодаря поддержке женщин возраста Змеи многие в этой жизни встали на ноги.
|