Григорий Кваша
«Наука и религия» № 10, 2002г.
Если вы Кот...
Всe сошлось в этом знаке, чтобы стал он всеобщим любимцем: красота, неспешная солидность, мощный ум, галантность, элегантность, игривый нрав, одним словом, Кот. Но прежде чем продолжить свои восторги, определимся с датами. Кого собственно нам считать Котами? Начинается год Кота в середине января. Осип Мандельштам (15.1.1891) и Викентий Вересаев (16.1.1867) — хорошо проверенные Коты, крупные фигуры для своего знака. Заканчивается год Кота в последние дни, а может, и часы декабря. В любом случае Джон фон Нейман (28.12.1903), разработчик теории игр и первых ЭВМ — точно Кот, а не Дракон. А уж артист Эммануил Виторган (27.12.1939) Кот стопроцентный.
Теперь насчет имени знака. Есть еще варианты — Кролик, Заяц, но они никак не годятся. Настоящее имя только Кот. Во-первых, потому что красавец. Кроме того, никак не трус и не безбилетник, а храбрец и великий воин. Немножко, конечно, жулик, но безвредный. Далее — Кот, как открытый знак, требует всемирного распространения, зайцы же прячутся в лесах, а кролики на фермах. Кот — лекарь, хранитель уюта, существо, которое мы любим без всякого расчета на прямую выгоду, — распространен по всему миру.
ЗАВЕРШИТЕЛЬСТВО
Структурный гороскоп утверждает, что Коты видят мир завершенным, изменения в нашей жизни кажутся им незначительными, человек, по части психологии, совершенно неизменным. В доказательство те самые слова Воланда, озвученные одним из знаменитых Котов — Михаилом Булгаковым: «Люди как люди. Любят деньги... Ну легкомысленны... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...» В мире Воланда все неизменно — ежегодные балы, их королева бала... Будущее для Воланда не интересно — там все то же самое. Что касается интереса большинства людей к будущему, то и он примитивен — интересует лишь дата смерти.
В отличие от новаторов, строго следящих за иерархией категорий, у завершителей все едино: деньги превращаются в пчел, коты в людей («Мастер и Маргарита»), люди в белок, кабанов, оленей («Белка» Анатолия Кима). У Николая Заболоцкого подобными метаморфозами пронизано все творчество: «И голос Пушкина был над листвою слышен, /И птицы Хлебникова пели у воды, /И встретил камень я. Был камень неподвижен, /И проступил в нем лик Сковороды».
Сущность завершительства в том, что оно целиком и полностью выстроено не на новых, самостоятельных, собственных идеях, а на заимствованиях разного рода. Идеальную формулировку выдал Василий Жуковский: «Мой ум, как огниво, которое надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества, у меня все чужое или по поводу чужого и все, однако, мое». Вересаев, Лесков, Джордж Оруэлл, Вашингтон Ирвинг, ну и, конечно же, Михаил Булгаков, — все они подробно изобличены как мощные заим-ствователи. При этом, заимствуя чужие идеи, слова, сюжеты, завершители значительно поднимают уровень литературы. Самый яркий пример — «Мастер и Маргарита», где почти все «выдернуто» из других книг (см. «Булгаковскую энциклопедию» Соколова). В результате все знают булгаковский шедевр, и никому нет дела до первоисточников.
Таким образом, качество произведений завершителя — это почти всегда уровень эрудиции, широта диапазона. Особое пристрастие завершителей — это эпосы, сказы, сказания, чужестранные истории, которые так хочется переделать под современные нормы родного языка. Вересаев, Жуковский, Минский перекладывали Гомера, Заболоцкий — «Слово о полку Иго-реве». Волков взял и переложил Баума, и его «Волшебник изумрудного города» получился совершенно русским.
Важнейшее свойство завершительства — нелюбовь к многоточию (столь любимому новаторами) и желание все довести до полной ясности, во всех историях поставить точку. Это сложно, поскольку жизнь продолжается, в результате завершители вынуждены писать очень длинно, дабы все начатые линии довести до конца. Яркий пример — «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси.
Еще завершители стремятся вроде бы к вечному, а получается, что выхватывают из действительности те подробности, которые характерны только для текущего времени и очень скоро исчезнут. Вот почему заверши-тельские шедевры — всегда подобны музейной экспозиции, где нет ничего вечного, но много всяческой старины.
Законы, найденные структурным гороскопом для литературы, работают и для композиторов, и для ученых, и политиков, да кого угодно. Завершитель, а конкретно Кот, всегда творит на основе чужих идей, но делает это так здорово, что только улучшает их.
Иное название такой идеологии — реализм, но оно не должно вводить в заблуждение: произведения завершителей-реалистов вовсе не копируют реальность, сплошь и рядом это эстетские, стилистически совершенные творения, которые отражают не столько реальность жизни, сколько реальность культуры. Таким образом, завершитель-реалист — это переработчик культурных достижений, конечное звено в творческом процессе человечества.
Наиболее подробно это явление доказано на примере шахмат, в которых на начальном периоде доминировали новаторы (Лошадь, Тигр, Собака), ни один завершитель и близко не подобрался к вершине. Но стоило шахматам пройти все этапы развития, как на Олимпе оказались Коты (Карпов, Каспаров, Крамник).
Будучи чрезвычайно боевитым знаком, Кот буквально рвется в бой. Однако в мировой истории он скорее прославился авантюрностью и полководческой безграмотностью. Тем не менее, не мытьем так катаньем, Кот обретает военную славу. Максимально много такой славы у генералиссимуса Сталина. Известно, что в гражданской войне он был не лучшим полководцем, однако в Великой Отечественной войне реализм позволил ему правильно расставить полководцев и выбирать из разных планов лучший. Есть основание думать, что выбор скорее был не военный, а психологический.
Огромную военную славу имел Лев Троцкий (на той самой гражданской), став, по сути, главным комиссаром и организатором Красной армии. В том же ряду слава финского маршала Маннергейма, в общем-то, так ничего и не проигравшего во Второй мировой. Можно еще, конечно, вспомнить командующего подводным, а затем и всем флотом гросс-адмирала Карла Деница, но водная стихия — это совсем другое дело. А вот на суше вся слава — это кавалерийские атаки. Тут и старые конники — генерал от кавалерии Николай Раевский, и новые — Ока Городовиков — Вторая конная, и Лев Доватор — кони против танков, и Исса Плиев — конно-ме-ханическая группа.
Истинное призвание Кот может найти в работе сыщика или шпиона, там, где нужны его хладнокровие, наблюдательность, умение ждать и терпеть. Что касается боевитости, то у Кота она не носит регулярного характера и скорее настроена на внезапные обстоятельства, которыми так богата жизнь сыщика или разведчика, он же — шпион. Для иллюстрации несколько фамилий — разведчик Рудольф Абель, родоначальник сыска Жо-зеф Фуше, наши чекисты Глеб Бокий и Артузов, нынешний председатель ФСБ Патрушев. Все — Коты.
Еще один разряд, где Кот чувствует себя чрезвычайно уверенно — это бунт. Спокойный, даже ленивый, Кот способен на невероятной силы, всесокрушающий порыв. Великие бунтари, предводители повстанцев, внезапные революционеры. Боливар освободил половину Америки, под стать ему Джузеппе Гарибальди. Шмидт поднял восстание на «Очакове», Матюшенко на «Потемкине». Множество восстаний и мятежей на счету Бориса Савинкова. Левоэсеровский мятеж возглавил Владимир Карелин, мятеж на счету атамана Дутова. Жорж Жак Дантон возглавил восстание 1792 года.
ЖЕНСКИЙ МИСТИЦИЗМ
Можно очень долго рассуждать о величии теософии Блаватской или постижениях Елены Рерих, но думаю, самое убедительное доказательство всесилия женской магии — перечисление ряда известных властительниц мужских сердец, родившихся в год Кота. Мы приведем здесь самый яркий пример — это Лиля Брик, муза и возлюбленная крупнейшего поэта своего времени Владимира Маяковского. Однако список вдохновленных ею мужчин значительно шире. Небезызвестный Осип Брик, комкор Примаков, знаменитый режиссер Параджанов, писатель Катанян и другие.
Мистицизм Котов-женщин ярко виден в поэзии нобелевского лауреата Нелли Закс. «Нерифмованная, сжатая, наполненная емкими образами, поэзия Закс являет собой пример современной мистики. Ее религиозные апокалиптические гимны являются олицетворением еврейского самосознания, столь сильного, что жизнь приравнивается к смерти и наоборот» — так написал о ней Спендер.
НЕКОТОРАЯ МЕЛАНХОЛИЯ
Кот, как Обезьяна и Собака, относится к меланхоликам, людям скептического склада ума. Однако, поскольку его векторные соседи — космические оптимисты (Дракон и Петух), он несколько сдвинут в сторону их темперамента.
А потому не будем удивляться странным концовкам «кошачьих» произведений, где на общем грустном фоне прорисовываются космические мотивы. Самый убедительный пример — «Мастер и Маргарита». Официальная версия вполне меланхолична — все главные герои умерли, остальные стали безумны. Однако есть и космическая версия: мастер заслужил покой, Маргарита с ним, Понтий Пилат бежит по лунной дорожке, ну и так далее...
Концовка самой веселой отечественной книги («Золотой теленок*), созданной в соавторстве Кота и Петуха, также не слишком веселая: Остап Бендер повержен и унижен. Однако ж не убит, как планировалось в «Двенадцати стульях».
То же самое — с концовками романов Вальтера Скотта, Стендаля, Голсуорси.
А еще скептический темперамент очень помогает умнеть, ибо ум есть функция сомнения. Кто не сомневается, кто не воспринимает информацию критически, никогда не станет умным, а потому Котам, при всей их лени и мечтательности, не слишком трудно стать учеными. (Писал же Пушкин: «И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».) Символом учености стал Альберт Эйнштейн, однако физиков-Котов (а физика и впрямь самая умная наука) и без Эйнштейна хватает: у нас это Вавилов, Александров, в мире — Максвелл, Мари Кюри... А ведь был еще и Ломоносов.
СУПЕРВОПЛОТИТЕЛЬ
Кот, как Бык и Змея, — реализатор. То есть, ничего особенного не начиная, все быстро доводит до ума, до товарного воплощения. Но по сравнению со Змеями и Быками, у него в этом деле есть одно фантастическое преимущество: он реалист, завершитель, лишен избыточных идей, прочно стоит на земле и прекрасно считает деньги. А потому он намного превосходит по реали-заторской силе и Змею, и Быка.
Что ж, среди быстрых и головокружительных карьер много кошачьих. Вспомним, что в год наивысшего взлета (1917-й) Льву Троцкому было всего лишь 38 лет. Сталин действовал медленнее, но генсеком партии стал уже в 43 года. При этом Троцкий свой взлет не смог зафиксировать, а Сталин свою власть сохранил на долгие годы. При том же Сталине Николай Вознесенский стал председателем Госплана в 39 лет. Упомянутый выше Эйнштейн, согласно легенде, был безнадежным учеником, чуть не двоечником, а уже в 26 лет создал теорию относительности и открыл фотоэффект, за который потом получил Нобелевскую премию. Рафаэль Санти, классик Возрождения, прожил всего 37 лет, при этом успел стать великим, начав творить шедевры уже 17 лет, когда другие только краски растирали. Примеров могло бы быть много больше.
ВЗЛЕТНОСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ
Кот — идеальная фигура для иллюстрации мечтательности, мягкости, показной лености, вкрадчивости и даже брезгливости, — все это объединяется понятием «взлетность». Вообще психологический портрет Кота достаточно прост: любитель отдохнуть в приятной и комфортной обстановке.
Однако наша задача — не описание бытовых подробностей, а определение влияния тех или иных качеств на творчество. Говоря о взлетности, мы в первую очередь имеем в виду поэзию. Классиками нашей поэзии были Жуковский и Ломоносов, известна поэзия Якова Полонского и Кондратия Рылеева, современный ее уровень определили Заболоцкий и Мандельштам, были среди Котов поэты Симонов, Светлов и Эренбург, велико и число поэтов-песенников, например, Михаил Матусовский. Среди женщин — Вероника Тушнова, Маргарита Алигер, Елизавета Кузьмина-Караваева, Каролина Павлова. В мировой культуре очень высоко стоят такие имена, как Роберт Берне, Джон Ките, Фридрих Шиллер, Лонгфелло, Уолт Уитмен. Интересно, что в писании стихов замечены многие Коты-правители и Коты-воины, например, небезызвестный прародитель династии Великих Моголов — Бабур.
Ну и, конечно же, балет. Причем, если у Тигра и Дракона здесь более прославлены мужские знаки, то Кота в балете чаще представляют женщины. Причина проста: воля играет не последнюю роль в столь долгом и упорном деле. В первую очередь — великая Екатерина Максимова. Можно вспомнить достаточно молодую балерину Илзе Лиепа. От мужчин — Асаф Мессерер.
Если у Драконов сочетание взлетности с мистикой привело к созданию утопизма, то реализм Кота вступает в некоторое противоречие с взлетной мечтательностью, а потому у Котов чаще именно антиутопии: вспомним главного мастера антиутопии — Джорджа Оруэлла («1984»). В определенном смысле «Собачье сердце»
Михаила Булгакова тоже антиутопия. В любом случае утопизм профессора Преображенского терпит крах. В том же духе отрезвляющая мораль Лазаря Лагина в «Старике Хоттабыче», последовательно разрушающего очарование восточных сказок и заменяющего его реальностью советской жизни. Впрочем, взлетности всех родов в его сказке хватает.
Кот вообще большой любитель разрушить пафос-ный настрой преобразователей мира. У Оренбурга погибает главный герой в «Хулио Хуренито», терпит крах Остап Бендер в книгах Ильфа и Петрова (Кот только Петров).
ОТКРЫТОСТЬ
Для иллюстрации открытости обычно используется список композиторов, в первую очередь авторов оперы, оперетты и балета. Тут в первых строках наша троица: Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян и в меньшей степени Георгий Свиридов. При этом, как и положено взлетному знаку, более преуспели они в балете.
Франц фон Зуппе — один из создателей венской оперетты, Жак Оффенбах — основоположник оперетты классической.
Другое доказательство открытости — участие Кота в создании так называемого открытого кино. В первую очередь это разухабистые фильмы Григория Александрова — «Веселые ребята», «Волга-Волга»; многие фильмы Эльдара Рязанова, знаменитый фильм Александра Серого «Джентльмены удачи», ну и, конечно же «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, классический фильм открытого кино. Смысл очень прост — идите на улицу, объединяйтесь, преодолевайте тесные границы, заборы. Почти всегда в таких фильмах море, река, широкие просторы.
Тот же Прокофьев своей открытой музыкой во многом определил успех другого шедевра открытого кино — «Александр Невский». Помните, как там поется: «Вставайте люди русские!»
Коты-артисты изображают широкую, открытую душу: Борис Андреев (Илья Муромец), Черкасов (Александр Невский), Луспекаев (Верещагин), Булдаков (Генерал), Ульянов (Чарнота).
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Говоря о завершительстве, структурный гороскоп имел в виду три знака (Кот, Коза, Кабан), однако в сочетании с реализаторством, взлетностью и открытостью, завершительство порождает явление, свойственное только Коту. Кот (конечно, далеко не всякий) начинает искать некий единый закон Вселенной. Так, Эйнштейн всю жизнь пытался создать единую теорию поля, Лев Троцкий хотел мировой революции, а Сталин мечтал о всемирной военной победе.
В творчестве почти каждого Кота проглядывают мотивы всемирности. Генрих Харт, написавший «Песнь человечества», планировал создать эпос о человечестве от доисторических времен до наших дней. Уолт Уитмен, может быть, самый яркий глобалист, «переплюнул» нашего Хлебникова по всемирности. Он создал «Каталог мира», создал «Всеобщую биографию» современного человека.
Таких всемирных людей, как Уитмен, среди Котов очень много. Не всем хватает времени и сил объять Вселенную, но хотят этого все Коты.
КАРМИЧЕСКИЕ ГОДЫ
Для Кота годами перемены судьбы являются годы Дракона.
Упомянутый выше Уитмен с 1880 года был прикован к инвалидному креслу, а в 1892 году умер. Это годы Дракона.
Идеально переломы видны в жизни Сталина и Троцкого. Кто знал их до 1916 года? Только соратники по революционной борьбе. Но вот после 1916 года меняется судьба — оба взлетают вверх. Троцкий быстрее, Сталин чуть медленнее, но капитальнее. Следующий перелом — в 1928 году. Троцкого сначала высылают в Алма-Ату (1927 год), а затем и за границу (1929). Сталин тем временем становится практически единовластным властителем. Перелом 1940 года для Троцкого оказался смертельным, Сталин также допустил множество просчетов, в том числе договор с Германией, ввод войск в Прибалтику, Бессарабию, Финская война. Наконец, смертельные для себя ошибки Сталин совершает уже в 1952 году. Одна из причин его гибели, возможно, смена охраны, удаление преданных людей...
|