Григорий Кваша
«Зазеркалье» № 170, апрель 2007г.
Патриархальные пляски
В природе жирафы не ухаживают за слонихами, а бегемоты не пристают к крокодилихам, каждый уважающий себя самец интересуются самками только своего вида. И дело не только в запахе и внешнем виде, животные видят родную энергетику. У людей все по-другому, Крысы ухаживают за Обезьянами, Лошадям нравятся Петухи, Коты пристают к Змеям. И в этом любовном хаосе есть только один остров природной гармонии - это патриархальные браки. Именно в этих союзах мужчины и женщины реагируют на родную энергетику. Только тут все как в природе: самец танцует вокруг самки, показывает свою стать и ловкость, а еще хозяйственность и добычливость, забрасывая очаровательную простушку сушеными кузнечиками. Самке не надо делать ничего, она уже избрана, ей нужно только продемонстрировать свою снисходительность и благосклонность, кивнуть своей головкой в тот момент, когда число достоинств самца достигнет требуемого предела.
Для иллюстрации как всегда используется кино. Тот самый лакомый запах родной плоти (патриархальная энергетика) именно в кино чувствуется особенно мощно, быстро подхватывается интуитивными режиссерами и тем более актерами, которые друга на друга реагируют очень ярко. Так что с энергетической точки зрения реальный брак, реальный роман и разыгранная на экране актерами история никак не различимы. Более того, киношная история даже более наглядна, ибо сжата и мастерски прописана.
Итак: патриархалка, пляски разукрашенного самца вокруг серенькой самочки и куча сушеных кузнечиков у ее ног. Знаки внутри одной идеологической тройки, девять браков в тройке Тигр-Лошадь-Собака, девять браков в тройке Змея-Бык-Петух, девять браков в тройке Кот-Коза-Кабан и семь браков в тройке Крыса-Обезьяна-Дракон (два векторных союза вычитаем).
Начнем с любовной вспышки и фазы ухаживания. Эта стадия, традиционно в кино самая главная. Семейная жизнь, особенно патриархальная, скучновата, а ухаживание процесс очень даже динамичный. Классический патриархальный расклад - это знаменитая трилогия Николая Рыбникова (Лошадь). Сначала "Весна на Заречной улице". Здесь предметом страсти юного сталевара стала молоденькая учительница, сыгранная Ниной Ивановой (Собака).
Герой сражен чистотой, принципиальностью, прямодушием и педагогическим задором героини. Она, конечно, хороша, чего там говорить. Но ведь и он не плох, орел, а не парень. Тем не менее, она не торопится ответить взаимностью. Начинает испытывать влюбленного юношу. Испытания получаются мучительными, парень страдает, ищет подходцы разные, но результата нет. Никак не поймет, чудила, что не любовный пыл надо демонстрировать, а свои рабочие качества. Только после того, как учительница увидела своего ученика на рабочем месте в мартеновском цеху, сердце ее дрогнуло.
|
"Девчата". Здесь герою Николая Рыбникова (Лошадь) задает задачи юная повариха в исполнении Надежды Румянцевой (Лошадь). Почти ребенок, крошка такая, но бойкая, шустрая. Для патриархального союза это именно то, что нужно, ибо чиста, наивна, и вообще не целована еще. Ухаживания горячего парня вроде бы принимаются - он безоговорочно лучший лесоруб, да еще хитрость военная сработала с вылитым на снег супом. Однако в патриархальных плясках военные хитрости все только портят…
Куда важнее честность и чистота намерений. Вновь пришлось страдать, таскать сушеных кузнечиков (золотые часики) и демонстрировать моральную стойкость.
О третьем фильме рыбниковской трилогии чуть позже, а пока ассиметричный американский ответ - "День сурка". Рита в исполнении Энди Макдауэлл (Собака) не такая уж и простушка, однако на свой американский манер дама очень честных правил и, главное, с длиннейшим списком претензий. Фил Коннорс в исполнении Билла Мюррея (Тигр) на преодоление этих претензий потратил весь фильм с огромным числом прожитых дней в закольцованном времени.
В конечном счете, он научился играть на фортепиано, вырезать скульптурный портрет любимой из глыбы льда, спасать подавившихся толстяков, ловить падающих детей и мирить повздоривших молодоженов. И тогда неприступная гордячка начала таять и наконец-то смягчилась. Триумф оказался столь грандиозным, что даже его величество Время сжалилось над несчастным и наконец-то раскольцевалось. Вся грандиозность сюжета с бесконечным повтором дня сурка только для того, чтобы мужчина научился правильно плясать патриархальные пляски.
|
"Человек-амфибия". Владимир Коренев (Дракон) и Анастасия Вертинская (Обезьяна). Легко заметить, что от стихии волевых знаков (Тигр, Лошадь, Собака) мы плавно перешли к стихии знаков любви (Дракон, Крыса, Обезьяна). Но и тут главным законом для ухаживания остается все тот же патриархальный порядок - честность, наивность и чистота помыслов. История человека-рыбы не такая уж и простая. Сначала Ихтиандр спасает девушку от акулы, потом долго ищет ее, наконец, находит и признается ей в любви. Но ведь это совсем не то, что нужно. В конце концов, она элементарно не помнит своего спасителя, а он ей об этом не напоминает. Поэтому в ответ лишь ироничная усмешка: "Значит это любовь с первого взгляда?" И тут же как электрическим током: "А разве бывает другая?" (доказательство чистоты помыслов и наивности).
|
Впрочем, очень быстро все встает на свои места. Ухажер силен и ловок, он прыгает через витрину магазина (экий мастер), ныряет за упавшим в море ожерельем. А еще достает коралловый кустик (вот они сушеные кузнечики!). Дальше еще раз подаренный жемчуг, который она отказывается принять (это ошибка, жемчуг надо было брать) и он выбрасывает его в море. Таким образом, ухаживание явно принесло результат: прекрасная простушка уже готова была разразиться ответным чувством, но незадачливый жених не давал о себе знать, она поверила в его смерть и стала женой нелюбимого ею человека. В дальнейшем даже блестящий штурм шхуны и все прочие подвиги Ихтиандра ничего не смогли изменить.
Теперь вторая часть патриархальных плясок - ответное женское действие. Условие следующее: недавний плясун должен захромать. "Высота". Николай Рыбников (Лошадь) играет ловкого и прямодушного высотника. Рядом героиня Инны Макаровой (Тигр), сирота, бывшая беспризорница, девушка-сорванец, дикарка.
Что ж и это вариант для патриархального чувства, построенного на природности, дикости и наивной чистоте. Покорил он ее, как и полагается, лихостью и рабочей смекалкой. Но в дождливой скользкой ситуации он теряет равновесие и в следующей сцене уже весь в гипсе, на больничной койке.
Тут патриархальная стихия начинает отрабатывать в обратную сторону, разворачивается женское ухаживание. Необходимо показать себя идеальной сиделкой и преданной подругой. Тут может быть самый главный фокус патриархального кино - переход от мужского ухаживания (ловкость и добычливость) к женскому (энергетическое восстановление) должен проходить естественно и гармонично.
Вспомним также фильм "Неоконченная повесть". Элина Быстрицкая (Дракон) и Сергей Бондарчук (Обезьяна). Сами актеры во время съемок конфликтовали и любовь продемонстрировать не смогли. Тем не менее, патриархальная энергетика действовала и больной кораблестроитель встал на ноги.
Как вариант женское энергетическое спонсорство просто уставшего мужчины, запутавшегося, депрессивного, но тем не менее умного, талантливого и может быть даже гениального. Подруга непризнанного гения - разве это плохой сюжетный поворот? Наиболее ярко и четко такая ситуация прорисована в "Осеннем марафоне". Автор слегка иронизирует над своими героями, но безусловно любит их. Герой Олега Басилашвили (Собака), безусловно, честный и талантливый переводчик, что по всем временам очень здорово. Его есть за что любить ("сушеные кузнечики") машинистке в исполнении Марины Нееловой (Собака).
Конечно, он не орел, малодушничает, мягчит, пытаясь по-интеллигентски угодить сразу всем, жене, соседу, бездарной переводчице, и эта мягкотелость несколько ломает патриархальную идиллию. И все же в главном, в своем творчестве, он настоящий кремень. Ну а она, как и подобает женщине-Собаке всегда рядом со своим избранником.
Идем дальше. Какие еще повороты судьбы в патриархальном сюжете мирового кино? "Романс о влюбленных". Евгений Киндинов (Петух) и Елена Коренева (Змея). Тут фазу ухаживания создатели фильма пропускают, сразу - любовь. Однако, все очень точно и к месту: он ловкий и мощный, она по-детски угловатая, чистая, жизнерадостная, смешливая…
Проблем нет никаких и все прекрасно, кроме одной мелочи, на него пришла похоронка и она, хоть не сразу, но поверила в нее. В "Человеке-амфибии" такое уже было.
Совсем, казалось бы, другие по фактуре артисты, никак не похожая на наивную девочку Александра Яковлева (Змея), а вот поди ж ты играет в двух культовых фильмах с патриархальным сюжетом, сначала с Андреем Мироновым (Змея) в фильме "Человек с бульвара Капуцинов",
а потом с Александром Абдуловым (Змея) в "Чародеях".
Тем не менее, и там и там при достаточно яркой манере поведения, героини Яковлевой оказываются чрезвычайно чисты и наивны. Достаточно вспомнить рассуждения героини Яковлевой о рождении детей. Что-то там про поцелуй, монтаж и бэби…
Теперь не наше кино. На Западе патриархальная энергетика традиционно не в чести. Наиболее распространенный вариант - это сражение плечом к плечу, которое постепенно перерастает в любовь, впрочем, очень чистую и прозрачную. "Пятый элемент" Брюс Уиллис (Коза) и Мила Йовович (Кот). Долгие сражения и первый поцелуй в самом конце фильма.
Примерно та же ситуация в нашей "Гусарской балладе" с Юрием Яковлевым (Дракон) и Ларисой Голубкиной (Дракон).
То же самое "Мистер и миссис Смит". Анджелина Джоли (Кот) и Брэд Питт (Кот).
Ну и, конечно же, детский элемент. Без него никак. "Не сошлись характером". В главных ролях Ирина Мирошниченко (Лошадь) и Александр Лазарев (Тигр). Хорошая семья. Прекрасный сын, искренний, чистый, умный. И вдруг отец влюбляется в циркачку - Ольга Машная (Дракон), - молодую, красивую, нежную, веселую. Начинается новая жизнь, но тянет к старой, потому что там сын, там все привычное, родное. Для новой, молодой он не готов. Потрясающе сыгран каждый эпизод. Агрессия жены, его покорность и безропотность. Все точно, как и должно быть в жизни. Невозможность понять друг друга, договориться. Они как бы не слышат друг друга. Но сын, он истинный глава патриархальной семьи и он добьется воссоединения.
Кстати в упомянутом выше фильме "Неоконченная повесть" (Быстрицкая - Бондарчук) мотив любви к детям звучит очень настойчиво. Не случайно героиня спасая судостроителя по ходу дела спасает еще и ребенка.
В фильме "Служебный роман" некрасивая и заработавшаяся героиня Алисы Фрейндлих (Собака) влюбляется в Новосельцева (патриархальная фамилия?) в исполнении Андрея Мягкова (Тигр) не в последнюю очередь потому, что производственные и служебные проблемы плавно переходят на хозяйственные темы и бытовые подробности присущие для отца-одиночки. Дети решительно влезают в сюжет и решают партию молниеносно. Сначала кошка, застрявшая в трубе, потом новая мама для двух сорванцов, а там уж и бэби, как на "Бульваре Капуцинов".
|
Еще один вариант, когда ребенок сводит взрослых - это дуэт Джон Траволта (Лошадь) и Кирсти Элли (Тигр) в фильме "Уж кто бы говорил". Одинокая Молли занята поисками идеального отца, но при этом совершенно не прислушивается к мнению сына. Майки прибегает к многочисленным хитростям, чтобы сблизить маму и таксиста Джеймса, который идеально подходит на эту роль. Тот влюблен в Молли с первого взгляда, однако слишком долго ходит вокруг да около. Одним словом счастье взрослых в патриархальных играх всегда в руках ребенка…
|