|
|
Векторное Кольцо в кино-III / «Служебный роман»
Векторное кольцо не обязательно должно быть центральной линией фильма. Оно, исходя вроде бы от второстепенных персонажей, может стать и катализатором главных процессов и перчинкой фильма. По-любому, это то, что дает фильму интригу и неожиданность. Драйв. Итак — «Служебный роман».
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА Авторы сценария: Брагинский, Эмиль Вениаминович (19 ноября 1921) Петух-Скорпион / Рыцарь Рязанов, Эльдар Александрович (18 ноября 1927) Кот-Cкорпион / Профессор Режиссёр: Рязанов, Эльдар Александрович Оператор-постановщик: Нахабцев, Владимир Дмитриевич (16 июля 1938) Тигр-Рак / Шут Художники-постановщики: Александр Борисов (7 сентября 1927) Кот-Дева / Рыцарь Сергей Воронков Композитор: Петров, Андрей Павлович (2 сентября 1930) Лошадь-Дева / Шут Звукорежиссёры: Юрий Рабинович, Валентина Щедрина Монтажёры: Валерия Белова, Элеонора Праксина Художник-гример: Ольга Струнцова Директор: Карлен Агаджанов Год выпуска: 1977 Змея
Кот вдохновился сценарием Петуха.
В РОЛЯХ Мягков, Андрей Васильевич — Анатолий Ефремович Новосельцев (8 июля 1938) Тигр-Рак / Шут Фрейндлих, Алиса Бруновна — Людмила Прокофьевна Калугина (8 декабря 1934) Cобака-Cтрелец / Рыцарь Ахеджакова, Лия Меджидовна — секретарша Вера (9 июля 1938) Тигр-Рак / Шут Немоляева, Светлана Владимировна — Ольга Петровна Рыжова (18 апреля 1937) Бык-Овен / Шут Басилашвили, Олег Валерианович — Юрий Григорьевич Самохвалов (26 сентября 1934) Cобака-Весы / Профессор Иванова, Людмила Ивановна — общественница Шурочка (22 июня, 1933) Петух-Лев / Вождь Пшенная, Нелли Николаевна — жена Самохвалова (1 января 1947) Собака-Козерог / Вектор Бурков, Георгий Иванович — завхоз (31 мая 1933) Петух-Близнецы / Вождь Виноградова, Мария Сергеевна — член инвентаризационной комиссии (13 июля 1922) Cобака-Рак / Вождь Иванова, Людмила (Олеся) Мстиславовна — член инвентаризационной комиссии (25 января 1925) Бык-Водолей / Вектор Фатюшин, Александр Константинович — сотрудник статистического учреждения, муж Веры (29 марта 1951) Кот-Овен / Аристократ Щербаков, Пётр Иванович — Пётр Иванович Бубликов (21 июля 1929) Змея-Рак / Рыцарь Выходцева, Инна Николаевна (27 июня 1934) Собака-Рак / Вождь Драновская, Лидия Дмитриевна (18 октября 1922) Собака-Весы / Профессор Исаева, Зоя Алексеевна (5 мая, 1924) Крыса-Телец / Шут Ушакова (Кочеткова), Валентина Алексеевна (9 марта 1925) Бык-Рыбы / Рыцарь
Итого в общем составе: шесть Шутов с четырьмя Вождями. Сильно. Добавьте к этому шутейную музыку. Комедия и есть комедия. Правильный состав. Шесть Собак, три Быка, три Тигра, три Петуха, Кота тоже три.
СЮЖЕТ По мотивам пьесы Э.Брагинского и Э.Рязанова «Сослуживцы». История начальницы-мымры и забитого жизнью статистика, влюбившихся друг в друга. Как видим, в главных ролях 2 Собаки и 2 Тигра. Главная пара соответственно Собака-Тигр.
Одна Собака (Самохвалов) подала идею одинокому Тигру (Новосельцев), обремененному двумя детьми, поухаживать за начальницей-Собакой (Людмила Прокофьевна).
Вспомним, что волевым мужчинам тройки Тигр-Лошадь-Собака руководящие должности показаны и карьерные дела им весьма кстати. Это и становится причиной ухаживания за начальницей. Людмила Прокофьевна — женщина-логик волевой атрибутики, руководящая отделом статитстики (привет, Leo!).
Как мы видим, при любых раскладах мы бы получили чистую патриархалку самого скучнейшего сорта. Поухаживал бы Новосельцев дальше (что ему вполне удалось уже) сыграл бы свадьбу и была бы тихая и замечательная семья. (Как мы помним, в конце фильма нам сообщается о том, что в семье Новосельцевых родилось еще двое детей.) Да и на работе кругом Собаки и Тигры. Этой историей зрителя долго у экрана не удержишь, патриархалка, — штука малокиноувлекательная. Нужны события, даже если в кино все идет в верном направлении. Это и дает вектор.
ВЕКТОРНОЕ КОЛЬЦО
Кто может устроить переполох в этом дружном сплоченном собачье-тигрином строю? Достаточно пробежать всего лишь одной буренке, желательно в розочках и белоркурых кудряшках. Тигр и Бык: «Оля мой самый верный друг. Мы подружились давно еще.»
Даже сидят на работе вместе — правда боком.
Бык просит Собаку похлопотать и повысить Тигра в должности.
Немоляева — Ольга Рыжова (Бык-Овен / Шут) долго и беззаветно влюблена в своего хозяина, Самохвалова — Басилашвили (Собака-Весы / Профессор). Роковая любовь, где она как слуга, фигура страдательная, нравственно чистая и светлая. К тому же, жена Самохвалова, Пшенная, Нелли Николаевна — тоже Собака. Тоже патриархалка, и вообще, — Быку не быковать.. Сильная женщина плачет у окна.
Хозяин, соответственно, черствый, сволочь, карьерист и самый последний гад в фильме. Скупой на эмоции педантичный профессор.
История: Иванова, которая была председателем месткома в «Современнике», давно мечтала поработать у Рязанова. Режиссер решил попробовать ее на роль профсоюзного работника. У нее были конкурентки — Римма Маркова (03.03.1925, Бык-Рыбы / Рыцарь) и Нина Агапова (30 мая 1926, Тигр-Близнецы / Король). Итог векторной эволюции: Иванова оказалась убедительнее других. Ну а уже после фильма Людмила ушла из месткома «Современника», но вот оказия, — ее тут же выбрали в депутаты.
«А это Шура. Симпатичная, но к сожалению, активная. Когда-то ее выдвинули на общественную работу, и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.»
Общественница Шурочка — Людмила Иванова (Петух-Лев / Вождь), личность общественная, как и полагается Петуху, и несусветно энергичная, как и полагается вождю, получает задание от своего слуги, имея личные письма на руках, разобраться с Рыжовой, дабы пресечь дальнейшие романы на рабочем месте на корню.
Другая Собака разгневана поведением Шурочки и векторно ее посылает куда подальше, а именно — в бугалхтерию.
В результате, как мы помним, Тигр, возмущенный столь низким поступком относительно чистого и светлого Быка дает Собаке пощечину. Самохвалов нравственно просветляется и очищается.
Высвобожденная векторная энергия на этом не успокоилась. В дальнейшем, благодаря ей (Самохвалов&Шурочка продакшн) проведена столь любимая всеми зрителями операция «Мымра».
Как мы видим, именно благодаря векторным завязкам, фильм получил особенное очарование неожиданности и непредсказуемости сюжета.
Остальные векторные варианты:
Тигр-Бык: «Вон та, в жутких розочках…»
Собака-Бык: «Мне очень нравится, как Вы работаете... Заходите как-нибудь, поболтаем…».
Обратите внимание, дело на Тигра начато в бычьий год, — 1 августа, 1961 года.
Даже мелкие служащие не избежали векторного кольца. Петух-Собака-Бык, идут по порядку, смирно, правильным строем, — cлева направо, соответственно. Вождь-Вождь-Вектор. Собака-Петуху: «— Слово неприличное написано. — Стереть».
Смертельный номер с Бубликовым отрабатывает пара Петух-Кот. Кто еще может осадить Курицу без тормозов?
Справа от Петуха, — Кот, муж Веры по сценарию. Второму Коту оказалось не место на съемочной площадке. Актер неожиданно заболел и лег на операцию. В картине осталось лишь несколько эпизодов с его участием, а Вере пришлось ругаться c мужем по телефону. Может, это даже и к лучшему...
Над Петухом векторно возвышается, как и полагается во многих подобных случаях, его величество Кот: сам режиссер, Эльдар Рязанов. Пирамида выстроена правильно. Блестяще, маэстро, браво!
Судя по кадру — эпизод с кошкой в трубе был взят из жизни. Если память мне не изменяет, Эльдар Александрович на съемочной площадке допускал очень большую степень импровизации, что породило немало гениальных крылатых цитат и векторных решений по ходу дела. Для Кота, как для одного из наименее креативных знаков, творческий плагиат и импровизация, опора на живые жизненные решения — весьма плодотворный способ творчества.
Три Шута, три светлых повести — Немоляева-Ахеджакова-Мягков, — без их комедийной клоунады и фарса комедия не была бы комедией. Самые смешные люди. Тигр, соответственно, самый юродивый. Обратите внимание, Мымру «распаковал» именно наш юродивый, ибо велика сила священодействующего юродства и власти их над людьми и их масками. При этом их самих никто не понимает: «Никак не могу понять, что вы за человек, Новосельцев?»
История: Рязанов сильно рисковал, решив после «Иронии судьбы...» снова пригласить на главную роль Андрея Мягкова на фактически похожую роль. Но режиссер попал в точку, считая, что Новосельцева должен играть только Мягков. C решением Рязанова был не согласен Басилашвили, — он видел только себя в роли Новосельцева и упорно доказывал это. Роль же Самохвалова актеру не очень нравилась, но уже в процессе работы признал, что Рязанов верно распределил роли.
Но самое главное ясно, — Бык оказывается тем самым камнем преткновения всего фильма. «Не виноватая я».. Всего лишь Бык, просто Бык.. Также сработал векторный прострел Петуха. Две сильные женщины.
ПЫСЫ
Особо символичен образ Бубликова — Петр Щербаков, как символ воскрешения из змеиного анабиоза. Кого можно ежедневно хоронить, как не Змею?
|
|
|
|