Евгений Наклеушев
«За!» №201 2009г.
Обсуждение статьи на форуме
Годы Крысы – вещие годы столетий?
В 1912 г. затонул «Титаник». Погибли около 1500 человек из 2200, бывших на борту. Эпизод как будто незначительный в кровавой истории ХХ в. Но… Г. Кваша считает это событие символическим предвестием характера целого ХХ в., и я с ним согласен. Надо учесть его исторический контекст. К тому моменту позади Запада был целый «век прогресса», разительно преобразивший весь мир.
У рубежа ХVIII-ХIХ вв. Европа была скована закоснелыми установлениями феодализма. Просветители видели тогда в просвещенной монархии Китая идеал, до коего Европе было расти и расти. А век спустя Герберт Спенсер так возгордился достижениями Британии, что нашел в сравнение с нею Китай еле отличимым по уровню культуры от аборигенов джунглей Африки!
Радостное слово «прогресс» вошло тогда в обиход широких масс. За исключением маргинальных политических экстремистов, все благое казалось всем достижимо чисто конструктивным путем научно-технического и социального прогресса. Казалось, Запад (а за ним целый мир) вот-вот вступит в Золотой Век. Как вдруг в 1914-м европейцы принялись истово истреблять друг друга - якобы во имя идеалов европейской культуры!
Но колокол по прогрессу ударил для чутких ушей уже в 1912-м, когда затонул построенный по последнему слову техники корабль, который теоретически утонуть просто НЕ МОГ! Прогресс перестал вдруг быть легко управляемой стихией...
То был первый в ХХ в. год Крысы. (1900-й, извините, последний в ХIХ-м.) Годом Крысы китайцы начинают свой периодический 12-летний гороскоп. Кваша считает, правда, это начало условным. На мой взгляд, это веха объективна, и работа Сергея Маркона о генерациях (НИР, июль 07 г.), чьи границы проходят именно по годам Крысы, это подтверждает по меньшей мере для исследуемого им случая.
Я думаю, первые в веках годы Крысы вообще освещают целый их характер. Возразят, что счет по векам условен, и нельзя ожидать в связи с ним никакой объективной закономерности. Как ни странно, это не так де-факто: климатологи и геофизики нашли, что по обе стороны рубежей столетий учащаются и погодные аномалии, и землетрясения, и извержения вулканов. Неясно почему, но рубежи веков выглядят вехой объективной(1). 90-е годы прошлого века и нынешняя декада это еще раз подтверждают.
Посмотрим, как работает наша гипотеза для минувших веков. Первый год Крысы в ХIХ в. – 1804-й. В том году Наполеон, став императором Франции, проводит свой Кодекс, коим гордится более, чем своими военными победами. Кодекс преображает покоренные им страны (главные его установления не отменяют победители и после поражения Франции в наполеоновских войнах!), а затем и целую Европу и весь зависимый от нее мир. Так почему не признать, что самая символическая дата ХIХ в. именно 1804-й?(2)
В ХVIII в. первый год Крысы – 1708-й. Он небросок? Но важна его символичность, а не непосредственное значение. Это год победы русских над шведами при Лесной - первой в Северной войне над численно превосходящим противником, чье моральное значение трудно переоценить. Важнейшей и материально: у шведов отбили порох, и вот почему в следующем году под Полтавой пушки шведов практически молчали. 1708-й предрекает превращение России в великую державу. И очередное поражение Запада в натиске на нашу цивилизацию.
В ХVII в. это не нуждающийся в комментариях 1612-й! У поляков отбита Москва. Это знаменует еще один провал экспансии Запада против нашей страны.
История человечества делится, по Кваше, на определенные возрасты. Ныне заканчивается возраст Собаки, в ХVI в. - Кабана. Допустимо предположить, что с переходом к нему отмеченная выше закономерность может трансформироваться. В самом деле, мы увидим, что знаменательные годы той же Крысы, как и раньше, жмутся к рубежам веков, – но теперь с другой стороны, предрекая характер веков прежде их начала! Кто оспорит более, чем простую, знаменательность 1492-го – года открытия Америки! Пожалуй, он символизирует судьбу не одного ХVI в., но и целого дальнейшего полутысячелетия!
В преддверии XV в. это 1396-й – год грандиозного поражения Запада под Никополем. Православные Балканы отошли тогда к туркам почти на пятьсот лет. Замечательно, что в той битве туркам истово помогли сербы, еще недавно, в 1389-м, героически сражавшиеся против них на Косовом поле. Как позднее византийские греки и как все другие православные народы Балкан, сербы решительно предпочли "тюрбан султана тиаре папы". Уж больно несладко проявила та себя в православных землях.
Я не нашел, чем отличился 1288-й год. Возможно, его символизм упустили то ли тогдашние хронисты, то ли, много вероятней, последующие историки. Но уже в 1289-м мамлюки берут ключевую для крестоносцев твердыню - Антиохию, а всего с 1288-го не проходит и трех полных лет, как те лишаются в 1291-м своих последних владений на Святой Земле. С поразительной быстротой терпит здесь крах двухвековая авантюра Запада! И это при том, что крестоносцам помогают из Ирана монголы (тогда христиане несторианского толка) – лучшие воители эпохи!
1192-й – год провала третьего крестового похода. Перед тем Саладин отбил Иерусалим, который крестоносцы удерживали почти столетие. На выручку им пришли виднейшие монархи Европы - король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I Барбаросса. Тщетно, Иерусалим остался за мусульманами.
1096-й – год начала первого крестового похода, увенчавшегося захватом Иерусалима. То был величайший успех в истории Запада. Тогда, едва выйдя из "темных веков", он был самым убогим, косным и нищим углом культурной Евразии. Интенсивный контакт с величайшей в ту пору цивилизацией ислама превратил его со временем в самую передовую цивилизацию мира!
Сделаем обобщение. Замечательным образом все найденные нами даты обеих серий знаменуют удачные или провальные попытки экспансии цивилизации Запада. В случае Кодекса Наполеона она приобретает духовную составляющую. И если наполеоновские походы закончились военным поражением, то в духовном плане Наполеон победил даже в России, сделавшись, по свидетельству Пушкина, "кумиром" передовой дворянской интеллигенции. Как находит крупнейший философ истории Шпенглер, дух «фаустовского человека» есть именно дух безудержной экспансии, пресекаемой лишь самым мощным внешним противодействием.
Первый год Крысы в ХХI в. – 2008-й. Он завершает ХХ-й в духе и предрекает характер ХХI-го, если не целого ряда грядущих веков. Это год кризиса, выявившего злокачественное перерождение финансово-экономической системы мира, и Цхинвала, показавшего неадекватность системы политической безопасности. В показаниях комиссии Сената, главный гуру американской экономики Алан Гринспен признал своей главной ошибкой то, что он верил, что у банкиров хватит ума действовать в собственных интересах и интересах своих вкладчиков, а глава комиссии отметил, что рухнул более, чем двухвековой, догмат Западной экономической мысли о всегда благодетельной руке рынка и губительности его регулирования государством. Воистину это конец великой эпохи, как ни одна другая мощно послужившей экономическому росту мира.
Отныне экономику придется строить на иных основах, каковые предстоит еще найти тяжким трудом и дерзновением. Как, уходя от Сциллы взрывающегося в хаос рынка, не попасть в лапы Харибды тоталитарного государственного регулирования, способного задавить экономику до полного бесчувствия к действительным нуждам людей?!.. Я думаю, это потребует настоящей социальной революции(3), коя приведет к власти меритократов (как их называют на Западе) - аристократов ума, таланта и совести. А та в свою очередь должна будет опереться на предшествующую ей революцию духа.(4)
В Цхинвале Россия показала, что встала с колен, и будет неуклонно блюсти собственные и своих союзников интересы. Запад обрушил за это на нас потоки клеветы - и замечательно быстро успокоился.
В 1920 году угрюмый германский патриот, но и величайший философ истории, Шпенглер предрек, что третье тысячелетие будет принадлежать культуре России. Похоже, это тысячелетие начинается или вот-вот готово начаться в своем духе уже сейчас...
Покопал в "темных веках". Единственный, но какой(!) результат – 988-й – год крещения Руси. Столь важная дата не могла встроиться в ряд случайно. И требует нового, пока еще не ясно какого, уровня обобщения.
Итак, более ранняя серия прослеживается не менее чем для шести веков. Не связана ли она (как и нынешняя) с двумя возрастами человечества, длящимися, по Кваше, по четыре века каждый?
Отсутствие более ранних дат само по себе ничего не доказывает: "темные века" тем и темны, что об их событиях и их датах известно очень мало достоверного.
Попытка обнаружить вещие даты в истории греко-римской античности и культур Востока результатов не дали.
Обсуждение этой статьи на форуме СГ прояснило один важный нюанс: не броскость событий, но САМА ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ВЕЩИМ ГОДАМ указывает на их символическое значение - В ЧЕМ И СОСТОИТ ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ СИЛА идеи вещего года. А позволяет вычленить в массе событий такого года нужные символические их СУГУБАЯ НЕОРДИНАРНОСТЬ.
Последний пункт попахивает конечно вкусовщиной, но меня лично впечатляет напротив неослабевающий почти целый век интерес публики к катастрофе "Титаника", в контексте ХХ века, казалось бы, незначительной.
Поведение России в Цхинвале БЕСПРЕЦЕДЕНТНО в постсоветском периоде. Следовательно, имея место в вещем году, оно не случайная флюктуация, но событие вещее.
(1) Обсуждение на форуме этого странного момента привело меня к гипотезе, что это ОБЪЕКТИВНОЕ явление СУБЪЕКТИВНО-МАССОВОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Люди, считая время веками и тысячелетиями, по наивности своего большинства верят в объективный характер сего чисто условного счета, и ЖДУТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ ОТ СМЕНЫ ВЕКОВ И ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. Даже грубый материалист Ленин признает, что "идея становится МАТЕРИАЛЬНОЙ СИЛОЙ, когда она овладевает массами". Писалось (есть и в Инте), что даже распад радиоактивных атомов (их периоды полураспада - КОНСТАНТЫ сурьезнейшей физики!) удается ускорить или замедлить усилием воли, особенно детям и женщинам (потому как наивней они!).
(2) Мне возражали, что "вещий сон", как катастрофу "Титаника", нельзя ставить на одну доску с Кодексом Наполеона. Я возразил, что юную теорию Кваши нельзя ставить на одну доску с физикой хотя бы времен пожилого Ньютона. Ее представления пересматриваются время от времени и самим ее Автором. Я думаю (признавая, что могу и ошибаться), что ПЕРЕЛОМНЫЕ (значит, по определению НЕОЖИДАННЫЕ) в 12-летиях годы Крысы могут колоссально варьировать в значении от смутного вещего сна - до Кодекса Наполеона и до поражения в битве, отдающего вожделенные Западом православные Балканы туркам аж на полтыщи лет! И т.д. И если я не прав, с несомненностью это станет ясным, возможно, через 100 или 1000 лет (хотя нельзя исключить и следующий год - если учинится в теории Автора грандиозный прорыв).
(3) Идея революции скомпрометирована в глазах современников практикой XX века. Забыто, что воистину революционные по масштабам качественных сдвигов социальные изменения происходили в европейских странах и "эволюционным" образом - в рамках мирных реформ.
(4) Подобные духовная и социальная революции произошли в истории Китая с рождением конфуцианства и позднейшим претворением его в социальную практику. Что признают лучшие умы и на Западе. Например, в конце 60-х, то есть, что интересно, на последнем в протекшей истории всплеске исторического оптимизма на Западе, видные американские экономисты и футурологи Г. Кан и А. Уинер в книге «Год 2000-й” добросовестно констатировали, что в течение более двух тысяч лет (с перерывами на иноземные завоевания) конфуцианский Китай, где у власти были ученые гуманитарии, оставался по сумме решающих показателей вплоть до начала ХIХ века - то есть находясь уже в глубоком упадке и под властью чужеземцев манчжур! – САМОЙ СВОБОДНОЙ, ПРОСВЕЩЕННОЙ, ГУМАННОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИ ПРОЦВЕТАВШЕЙ СТРАНОЙ МИРА!
|