Закиров Камиль
опубликовано на сайте www.xsp.ru 26 февраля 2010 года
Музыкальное Векторное кольцо
Что такое векторное кольцо? Дословно, это кольцо имеющее направление обхода. На самом деле, это даже не кольцо, а замкнутая цепочка, поскольку состоит из звеньев. Перечислим эти звенья по порядку: Петух - Собака - Бык - Тигр - Коза - Змея - Обезьяна - Крыса - Лошадь - Кабан - Дракон - Кот - Петух - кольцо замкнулось. Видно, что звенья кольца - это знаки восточного гороскопа, только построенные в необычном порядке. Это необычное кольцо примечательно тем, что между знаками-соседями могут возникать очень необычные отношения. Поскольку кольцо имеет направление, то отношения эти можно выразить схемой: «хозяин - слуга». Необязательно чтоб слуга обязательно подчинялся хозяину, необязательно чтоб любое векторное соседство высекало искры. Но всё же очень часто, чаще чем ожидается, высекаются искры именно в этих парах, часто именно эти пары связываются в сознании неразрывными нитями и часто эти пары вовлекают в свой векторный круговорот всех окружающих.
Начнем с Петуха и Собаки. Как-то в бухаресткий ресторан к Петру Лещенко (14.06.1898 - Собака) заглянул сам Федор Шаляпин (13.02.1873 - Петух). Лещенко всю ночь пел для именитого гостя, а потом спросил, как тот находит его пение. «Да, глупые песенки поете неплохо!» — вальяжно ответил Шаляпин.
Так реагирует векторный хозяин. А вот как на того же Лещенко реагировал его слуга по кольцу - Вертинский (21.03.1889 - Бык). Тоже в ресторане, только московском, к его столику подошла восторженная поклонница со словами:
«…Александр Николаевич, Вы знаете, как мы все эти годы жадно ловили все то, что приходило к нам оттуда. Вот ваши песни, песни Лещенко…»
Лицо старого артиста окаменело: «Простите кого?»
«Ну, вот Ваши песни и Лещенко» - щебетала дама.
«Простите, не очень понял, о ком вы? Был, кажется, такой…какой-то. Он что-то там пел в кабаках…Я друг Шаляпина, Блока, Рахманинова и среди моих друзей такого человека, как Лещенко, не было…».
И Шаляпин и Вертинский выражают пренебрежение к Лещенко, но с какой разницей! Видно, что Вертинского Лещенко очень сильно раздражает. Несмотря на незатейливость его «глупых песенок», в 30-ые годы они пожалуй стали популярнее грустных песенок Вертинского. И внезапное решение Вертинского покинуть Европу, с которой был связан самый лучший период его эмигрантской жизни, возможно связано именно с этим раздражением. В 1933-ем Вертинский отправился покорять Америку, там ему не понравилось, однако, он и не думает возвращаться обратно и едет в Китай. Почему же, всё таки, Вертинский разменял Париж на Шанхай?
В паре Бык-Тигр тоже есть история с неравноценным разменом, правда его сделал хозяин. У Владимира Высоцкого (25.01.1938 - Тигр) был друг детства Игорь Кохановский (02.04.1937 - Бык). В чем-то они были похожи: присущая и тому и другому нацеленность на преодоление барьеров, вкус к риску и склонность к принятию нестандартных решений... Они одновременно начали писать песни, но творили по разному: Гарик обкладывался словарями рифм и кучей книг, Высоцкий же целиком зависел от вдохновения. Песню Кохановского "Бабье лето" в то время пела по радио Шульженко, Высоцкий свои песни исполнял преимущественно в компаниях, но уже тогда друзья в шутку называли Гарика Сальери, подразумевая, что Моцарт - Высоцкий. Сходство их темпераментов и характеров провоцировало окружающих на сравнительные оценки. Почему же, всё таки, Кохановский решился на отчаянный шаг и вдруг уехал в Магадан? Высоцкий написал ещё по этому поводу известную песню «Мой друг уехал в Магадан». Немного подождал и повторив маршрут друга написал уже песню «Я уехал в Магадан», которая заканчивается угрозой воображаемым противникам на будущее: «Пусть это далеко, да и накладно. Могу уехать к другу в Магадан - Ладно!» Так сказать, векторный ход конем про запас.
Вообще, над теми, кто оказался в прочном векторном соседстве ни расстояние не властно, ни время. Это вполне относится к следующей паре: Цой (21.06.1962 - Тигр) и Майк (18.04.1955 - Коза). В начале 80-ых, когда у Цоя ещё не было слаженного коллектива, они вдвоем отыграли массу совместных квартирников. Концерт строился в форме диалога: Майк поёт свою песню, рассказывая перед этим какую-нибудь смешную предысторию, немногословный Цой отвечает: «Ну, вот у меня на ту же тему» и поёт свою. Какое-то время они были абсолютно неразделимы в сознании слушателей. О Цое и Майке до сих пор ходит много анекдотов, почти как о Василии Иваныче с Петькой. Например, как они узнают друг о друге уже на том свете:
Майк в аду - распаренный сидит на лавочке с чертом, веники приготовили.
- Да, жар тут у Вас - знатный, ровно поднимают - замечает довольный Майк
- А у нас истопник толковый - отвечает чёрт
- Как зовут?
- Да, не помню я ваших имен, высокий такой азиат, с оттопыренной нижней губой. Ты погоди, вот попаримся, зайдём к нему, он ещё и песни поёт.
Две следующие пары Змея-Коза и Змея-Обезьяна хорошо объединяются вокруг Бориса Гребенщикова (Змея - 27.11.1953), который сам по себе вектор (Стрелец соответствует Обезьяне). В 70-80-ых годах прошлого столетия БГ был втянут в несколько векторных историй, которые, по сути, определили весь русский рок. Самые важные рок-события того времени происходили в «центре циклона», образованного от взаимодействия БГ с окружавшими его тогда Обезьянами и Козами.
Начнем издалека. Первая любовь Гребенщикова - Елена Попова (17.04.1956 - Обезьяна) - векторная слуга. Когда у них завязался роман, Елена ещё училась в школе, а Борис был студентом третьего курса. Борис проводил с ней очень много времени. Мать Лены звонила матери Гребенщикова и спрашивала: «Вы не считаете, что нашим детям стоит пожениться? Они так любят друг друга.» Мама Гребенщикова не видела в этом необходимости и родители Лены запретили ей общаться с этим парнем. Борис очень от этого страдал. Нам известно во что вылились эти страдания - в 1972 году Гребенщиков создает АКВАРИУМ.
Создав группу, Гребенщиков долго болел идеей переноса творчества Боба Дилана (24.05.1941 - тоже Змея) на российскую почву. И вот нашелся достойный компаньон для этого благородного дела - Майк Науменко (Коза) - векторный хозяин, способный хорошенько распотрошить змеиное нутро. В мае Борис и Майк провели камерный фестиваль акустического рока на берегу Невы. На этом фестивале Майк удивил всех тем, что впервые запел, до этого он воспринимался только как сессионный гитарист всевозможных музыкальных составов. Соседство слуги действовало вдохновляюще. В июне векторный дуэт приступил непосредственно к задуманному - записи альбома: «Все братья - сестры». Альбом записывался на открытом воздухе.
«Мы решили посмотреть, что же будет, если убрать все стены и попросту записываться в поле, - вспоминает Гребенщиков. - Все песни были сделаны без суеты в течение двух недель. Мы слушали песни Дилана и думали: «Он описывает в них какие-то вещи, которые нам очень хорошо известны». Затем брался какой-нибудь крючок - например, ключевая строчка и все это перенасыщалось нашей реальностью, радикально противоположной тому, о чем поет Дилан. Он пел про свой Нью-Йорк, про свою жизнь, а мы пели про свой Петербург. Возможно, суть построения песен была такой же, но все остальное - это как прогноз погоды там и здесь». Влияние Дилана ярко выражено в композиции Майка - «Женщина» - фрагментарный перевод вещи Дилана «Sad Eyed Lady Of The Lowlands», у Гребенщикова в песнях: «Дорога 21», «Укравший дождь» и «Почему не падает небо». Это стало дебютом Майка в звукозаписи. Для Гребенщикова - это был первый альбом, песни из которого можно было активно исполнять на концертах.
И не без помощи другой Козы - Артемия Троицкого (16.06.1955) у АКВАРИУМА начинается эра импровизированных концертов, в основном домашних. Гребенщиков вспоминает об этом коротком времени с 78-го до начала 80-ых, как о времени абсолютной свободы. С одной стороны и милиция с КГБ пока ещё просто не знали как к ним относится, потому и не вязали. С другой стороны не было ещё и продюсеров, желающих взять ребят в оборот. В результате они играли то, что им хотелось играть, строили свой сказочный мир, а зачарованные слушатели заботились о том, чтобы музыканты и дальше могли беззаботно продолжать в том же духе.
В 1980-ом Артемий Троицкий пригласил АКВАРИУМ на рок-фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси. Судя по тогдашнему составу группы это был скорее не АКВАРИУМ, а какой-то СЕРПЕНТАРИУМ - целых три змеи: Борис, Гаккель (19.02.1953), Фан (12.09.1953) с двумя векторных хвостиками Обезьяной - Дюша (28.07.1956) и Козой - Губерман (30.07.1955). А год Обезьяны - год вседозволенности для Змей, вот они и позволили себе на фестивале от души отыграть свою программу. Отыграть так, что Гребенщиков по возвращении в Ленинград был вышвырнут отовсюду: его исключили из комсомола, уволили с работы, и даже жена выгнала его из дома.
Гребенщиков устроился работать ночным сторожем, а поселился на Каменном острове в почерневшем от времени двухэтажном деревянном доме - единственном частном владении Ленинграда - снимая комнату у своего друга и векторного слуги, студента-филолога Андрея Фалалеева (1956 - Обезьяна). Окончив университет Андрей эмигрировал в США. Уезжая, он захватит с собой пару альбомов своего постояльца и сослужит Борису векторную службу - откроет его музыку для западной аудитории. Так, познакомившись с этими кассетами одна его американская знакомая - Джоанна Стингрей станет рок-челноком между двумя странами, дальше «Red Wave», приглашение CBS и так далее…
Пока Фалалеев раскручивает Гребенщикова за рубежом, внутри страны тем же самым занимается другая Обезьяна - Сергей Соловьев (25.08.1944). Прогрессивного режиссера кассеты АКВАРИУМА просто потрясли и он решает делать фильм о музыканте. Гребенщиков от съемок отказался, но песни для фильма написал. АССА, конечно же, стал культовым фильмом, вся страна узнала, что в СССР есть рок и что Гребенщиков - его бог и что «от него сияние исходит». Соловьеву так это понравилось, что последовало продолжение - «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви», а потом ещё и третья часть - «Дом под звездным небом».
И в «Red Wave» и в фильмы Соловьева было вовлечено много других рокеров. В АССЕ снимался Цой, пела Агузарова и т.д. На «Red Wave» записались КИНО, АЛИСА и СТРАННЫЕ ИГРЫ. Не странно ли, что человек, с которым Гребенщиков делал свой первый совместный альбом не был вовлечен в эту векторную воронку. Почему так случилось? Почему человек, который, по признанию самого БГ, был настоящей рок-звездой, звездой по рождению и определению, до которой было далеко многим музыкантам не вошел в эти проекты? Это очень и очень векторный вопрос, который мы, возможно, поднимем в следующих публикациях.
|