Григорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») 6.10.2010г.
Возрастные чудеса
С каким настроением идти по жизни? Ожидать одних только неприятностей, пугливо шарахаясь от любой неожиданности, скучать и зевать, не веря хоть в какие-то изменения, или радостно предвкушать всякий раз грядущие чудеса? Большинство, хочется верить, выбрало бы третий вариант.
Но откуда ждать этих чудес? Ведь все расписано заранее: детский сад, школа, институт, работа, выход на пенсию. А тут ещё возрастные психологи со своими банальными рецептами, сляпанными вокруг трех основных возрастных группировок: дети, родители и дедушки-бабушки, вечно сводящие все возрастные проблемы к внутрисемейным разборкам.
Истинная возрастная теория содержит описание двенадцати возрастов. И такое большое число возрастов - уже залог чрезвычайно разнообразной и яркой жизни. Разумеется, при условии, что человек пожелает развернуть возможности каждого возраста во всю ширь.
Дети в этом смысле показывают нам позитивный пример, ибо с каждым своим новым возрастом они меняются самым кардинальным образом и стремятся использовать открывающиеся перед ними возможности максимально. Разумеется, если взрослые не станут им мешать и поддержат их изыскания.
Так, после очень насыщенного интеллектуальными достижениями, но внешне такого пассивного первого возраста (0 - 1) наступает возраст номер два (1 - 3), который открывает для юного существа широчайшие физические и физиологические возможности. И ребенок, оставив приключения духа, с радостью бросается в приключения тела, ведь у него есть руки, ноги, он может теперь ползать, ходить... Схватить предмет рукой, попробовать его на вкус.
Точно таким же образом при переходе в третий возраст (3 - 7) ребенок без сожаления оставляет животные радости второго возраста и с наслаждением окунается в гигантскую вселенную эмоций. Отныне ему доступны переживания героев стихов и сказок, он понимает их страхи, терзания, боль и радость, восторги и вдохновение... Но не только литература, но и жизнь. Ведь он человек, и теперь он знает, как люди взаимодействуют друг с другом. Надо плакать и смеяться, умолять и восторгаться. Это и есть жизнь!
Четвертый возраст (7 - 12) круто меняет приоритеты маленького человечка. Хватит хныкать, хватит строить свою жизнь в метаниях между восторгом и унынием. Пора браться за дело. Нужно идти в школу, вырабатывать в себе устойчивую дисциплину. И в награду за ликвидацию разболтанности сколько же новых дел можно освоить, сколько новых, а главное - системных знаний получить.
После 12 лет начинается социальная жизнь, ребенок в том или ином смысле покидает семью и становится членом общества, сначала довольно узкого круга людей, затем все более и более широкого. И каждый раз, при каждом возрастном переходе перед ним открываются новые возможности, новые пространства никак не меньшие, чем перед Колумбом или Гагариным.
В пятом возрасте (12 - 17), своей внутренней интеллектуальной напряженностью напоминающем нам первый возраст, главные чудеса не снаружи человека, а внутри него. Открываются фантастические возможности мышления, самоанализа, невиданных планов и амбиций. Это возраст великих мечтаний, именно в этот момент рождаются великие идеалисты, будущие великие преобразователи нашей жизни. Жуткой катастрофой было бы убийство этих возможностей. Ведь можно променять свои мечты на портвейн в подворотне, драки с соседской ребятней и прочую ерунду.
Шестой возраст (17 - 24) открывает мир в полном его объеме. Нет больше нужды держаться за мамину юбку, можно ехать куда угодно - мир велик! И все же не географические особенности в этом возрасте главное: появляется внутренняя свобода, которая очень быстро обретает масштаб вседозволенности. Любые идеи, любые отношения. И нет более никакой нужды варить все это внутри себя, все можно выплеснуть наружу. Рождается эдакий всемирный клуб веселых и находчивых сумасшедших, которые озвучивают и осуществляют свои идеи, и ничего им за это не бывает. Более того, юношеское очаровательное сумасбродство столь востребовано обществом, что всячески поощряется.
Седьмой возраст (24 - 31), казалось бы, ничего нового открыть не может. Но вот ведь парадокс, оказывается, что самодельные фантазии - это ещё не конец вселенной. Юношеское очарование проходит, но взамен приходит невесть откуда взявшаяся интеллектуальная глубина и сказочная, невиданная доселе возможность постигнуть высочайшие культурные ценности, созданные до тебя. Так открывается окно максимально возможной глубины интеллекта. Разумеется, те, кто в этом окне находят одни лишь зловредные сквозняки и мечтают каждый день проводить в веселой компашке на курорте или в кегельбане, или торопятся сколотить свой первый миллион, спекулируя на бирже, останутся вне сферы возрастных чудес.
Восьмой возраст (31 - 40) является центром жизни, временем обретения своего пожизненного облика, получение своего истинного Имени. Здесь перед человеком открывается самое большое из всех возможных пространств чудес. Можно стать величайшим учёным, конструктором, бизнесменом, политиком. Одним словом, кем угодно. Главное - кураж, вера в себя, напор, трудолюбие, упорство. Да, придется немножко напрячься - зато и результат впечатляющий. Упустить это возрастное «поле чудес» равносильно самоубийству. То есть жизнь-то останется, но Личность (с большой буквы) умрет.
Вот потому-то большинство людей не верят в чудеса после сорока лет, что и до сорока лет они от предлагаемых чудес отворачивали лица. Ну, а те, кто не отворачивал, то пусть ждут новых чудес. Девятый возраст (40 - 55) никто не решится назвать прекрасным - депрессии, какие-то странные физиологические провалы, иногда крушение семьи. Что же взамен? Оказывается, что очень многое, если знать, в каком направлении искать. От максимального малодушия - к величайшей силе духа! От самого жуткого физиологического провала к самому стойкому, можно сказать, бездефектному состоянию тела, когда любая болезнь лечится и без таблеток, и без целебных трав, и даже без лечебной гимнастики, а одной лишь силой духа. Впрочем, с больными зубами все же лучше идти к стоматологу. Кроме того, именно девятый возраст дает возможность делать дела не просто быстро, а фантастически быстро. Развернуть бизнес, свернуть бизнес, продать, купить и снова продать, но уже дороже... Одним словом, именно в этом возрасте шустрость человека становится максимальной.
Десятый возраст (55 - 70) вводит нас на территорию ожидания пенсии. Для большинства людей именно эта ничтожная подачка государства человеку является главным возрастным чудом. Меж тем возраст открывает дорогу чудесам столь гигантского масштаба, что и помечтать было невозможно ещё несколько лет назад, во времена максимальной шустрости. Вдруг откуда ни возьмись появляется в человеке солидность, всезнание, непрошибаемая харизма, слава великого и непогрешимого вождя и учителя. Не воспользоваться такими возможностями и стать обыкновенным пенсионером - это глупость и расточительство.
Одиннадцатый возраст (70 - 85), казалось бы, не несет человеку ничего, кроме страданий, болезней, всеобщего забвения и презрения. Меж тем возрастная программа сулит нечто прямо противоположное. Именно в этом возрасте человек способен преодолеть границы интересов своего клана, своей корпорации, свой страны, стать человеком мира и послужить всему человечеству, обрести славу великую и вполне этой славой попользоваться.
Двенадцатый возраст (85 - 100) делает нам самый потрясающий подарок, преподносит на блюдечке с голубой каемочкой максимальное из всех возможных чудес. Именно в этот период рождается возможность истинной автономности, полная свобода от суеты, независимость от молвы, нечувствительность ко всякой мишуре, в том числе и славе, которая так была нужна ещё совсем недавно. Человек научается узнавать всю правду о себе из первых рук. Он видит ответы на все вопросы, которые когда-либо мучили его. И это все при жизни. Даже умирать для удовлетворения любопытства не придется.
|