Григорий Кваша
«Московская правда» («Зазеркалье») №220 16.06.2011г.
Оловянные солдатики
Покинув территорию динамических порывов весны и осени ("Зазеркалье" №№ 217, 218), мы попадаем в неподвижные сезоны, периоды времени, в которых быстрота уже не в цене и гораздо важнее стойкость и терпение. Особые требования в этом смысле предъявляет зима, хотя и лето, бывает, требует большой выдержки.
Итак, речь пойдет о людях, родившихся зимой, - Стрельцах, Козерогах и Водолеях. Эти люди как бы вбирают в себя всю зимнюю выдержку. Не случайно, празднуя Победу в самой страшной войне, мы первым делом вспоминаем лидеров трех главных государств-стоиков: Иосифа Сталина (Стрелец), Уинстона Черчилля (Стрелец) и Франклина Рузвельта (Водолей). Для Сталина, кстати, умение ждать и терпеть было вообще одним из главных политических качеств. Благодаря терпению он взял власть в 1924 году, благодаря терпению он отодвинул, сколько смог, дату начала войны с Гитлером, что сыграло решающую роль для конечного результата столкновения.
Среди других современных властителей-долгожителей можно отметить Мао Цзэдуна (Козерог) или Франсиско Франко (Стрелец). В XX веке мало кому удавалось подолгу задерживаться у власти. В этом же ряду можно найти место Леониду Брежневу (Козерог) или Михаилу Суслову (Стрелец). С терпением у них было всё в порядке.
Говоря о полководцах, мы в первую очередь прославляем самых стойких. Среди зимних знаков самые победоносные, самые гениальные: Иван Конев (Козерог), Александр Суворов (Стрелец), Георгий Жуков (Стрелец), Константин Рокоссовский (Стрелец), Михаил Фрунзе (Водолей) и так далее.
Очень важно для понимания сути зимних (прячущихся и ждущих) знаков изучить боевой стиль самых великих наших подводников: Израиля Фисановича (Стрелец), Александра Маринеско (Козерог), Магомеда Гаджиева (Стрелец), Владимира Коновалова (Стрелец)... И как тут не вспомнить знаменитую песню Владимира Высоцкого (Водолей): "Лечь бы на дно как подводная лодка и позывных не передавать"...
Литературные рецепты стойкости можно поискать у Джека Лондона (Козерог) или Редьярда Киплинга (Козерог). В философии, возможно, точнее всех Павел Флоренский (Водолей), который написал "Столп и утверждение истины".
И всё же для динамической структуры зодиакальных знаков важнейшим из искусств остается кино. Именно кино - главный потребитель этой структуры. И говорить необходимо о знаках Зодиака кинорежиссеров, ведь им дано точнее всех воспеть и проиллюстрировать на экране стойкость и терпение. Об этом фильм Ларисы Шепитько (Козерог) "Восхождение", фильм "Летят журавли" Михаила Калатозова (Козерог), фильм "Коммунист" Юлия Райзмана... Стойкость, несгибаемость и абсолютная сила духа, как оказалось, были очень важны для советского кино. В сцене убийства Губанова ("Коммунист") целая толпа озверелых ублюдков не может героя ни убить, ни даже повалить... Михаил Ромм (Водолей) снял фильм "Девять дней одного года" - своеобразный гимн стойкости ученого, его терпению и упорству. Но также и стойкости женщины, готовой терпеть вместе с ним. Много фильмов о стойкости и преданности снял Сергей Юткевич (Козерог), например "Отелло". Великий Сергей Эйзенштейн (Водолей) снял "Александра Невского" . И вновь речь идет о стойкости русского народа. Важно также отметить, что идеальным фоном стала именно зима. Ну а когда победа одержана, можно и о весне подумать. В этом смысле Эйзенштейн как бы предсказал, что два важнейших перелома в грядущей войне с Гитлером случились именно зимой, в битве под Москвой и в Сталинградской битве.
Стоит ли удивляться, что великолепную экранизацию "Двух капитанов" Вениамина Каверина сделал Владимир Венгеров (Козерог). Это снова о верности своим идеалам, любви, правде. Здесь нет обескураживающей динамики, все фигуры стоят на своих местах, от детства и до старости. Герои живут и умирают героями, а трусы и подлецы так и ползут по жизни, не поднимая головы. В похожем стиле снят фильм "Офицеры" Владимиром Роговым (Водолей), мелькают эпохи, но стойкость и мужество всегда превыше иных качеств. "Есть такая профессия - Родину защищать!"
Иосиф Хейфиц (Стрелец) снял "Большую семью" и "Дело Румянцева", в которых минимум динамики и максимум стойкости и верности. Таково было то время, но ведь оно находило своих героев. В определенном смысле весь народ тогда жил в долгой нескончаемой зиме.
На новом этапе Вадим Абдрашитов (Козерог) снял фильм с символичным для зимних знаков названием "Остановился поезд". Ещё более точно статический характер его знака демонстрирует фильм "Парад планет", где для остановки суетливого течения обычной жизни шестерых мужчин автор "отправляет" на военные сборы, что по застойной брежневской поре было равносильно остановке времени. Наш современник Владимир Хотиненко (Козерог) снял "Зеркало для героя", фильм, в котором время зациклилось и остановилось на 6 лет раньше, чем в "Дне Сурка" Гарольда Рамиса (Стрелец).
При таком повороте проблемы могло бы показаться, что режиссеры зимних знаков обречены снимать только пафосное и героическое кино. На деле это не так, статичность годится не только для пафоса, но и для комедии. Такие титаны нашего комедийного кино, как Григорий Александров (Водолей) или Леонид Гайдай (Водолей), оправдывают свое звание "королей смеха". Те же самые стойкость и упертость героев вполне могут выглядеть смешно. Тот же Потехин в "Веселых ребятах" или Стрелка в "Волге-Волге" излагают всё ту же историю про cтойкость, настойчивость и веру в себя. Упорство - вот главный элемент смеха. Вспомним хотя бы гениальный эпизод, когда туповатого Бывалова настойчиво преследуют народные таланты. Или гонку двух музыкальных бригад по Волге. Тут никто никого не догоняет и никто ни от кого не убегает, как это было бы у весенних или осенних режиссеров. Тут идет гонка наперегонки.
Что касается Гайдая, то в его кино, казалось бы, сплошная динамика, гонка за гонкой, эксцентрика, как ни крути. Однако, когда начинаешь разбираться, то динамики не так уж много, а идет всё та же проверка героев на стойкость. "Вождь краснокожих", например. Украли мальчонку, а терпения вынести его издевательства не хватило, сдались, оказались не стойкими. Или знаменитая "Кавказская пленница" - лучший фильм времен застоя с его лозунгом "Торопиться не надо!" Ну и, конечно же, "Бриллиантовая рука" - сплошное блуждание по лабиринту. То Геша никак не может вырваться из стамбульских трущоб, то Семен Семенович бродит по комиссионкам в ожидании крупной дичи. Шеф, с завидным упорством придумывающий всё более и более гениальные операции по извлечению бриллиантов, которые его бестолковые помощники непременно завалят. Милый и радостный мир бестолковых бандитов и симпатичных милиционеров, в котором ничего толком не происходит.
Всемирно признанный Эмир Кустурица (Стрелец) снимает фильм "Андеграунд", в котором жизнь уходит под землю и останавливается. Ещё более признанный Милош Форман (Водолей) снял "Полет над гнездом кукушки" - ещё один символ остановившегося времени - сумасшедший дом. Остановившееся время легко увидеть в фильмах Сергея Параджанова (Козерог) - "Цвет граната". Ну и, наконец, вершина мирового кинематографа Федерико Феллини (Козерог). Здесь также остановившегося времени выше крыши, тот же "Амаркорд". А ещё безбрежный вал кинематографа Вуди Аллена (Стрелец)... Ну и так далее.
|