Григорий Кваша
«Наука и Религия» №8 2011г.
Возрастная программа – закон жизни
Возрастная теория в рамках структурного гороскопа Григория Кваши, впервые обнародованная в нашем журнале («НиР», 1994), прошла проверку на практике. Одно из её самых важных положений – принципиальная разница мужского и женского вариантов.
Напомним, что представляет собой возрастная жизнь теоретически. В семь лет (пройдя три первых возраста) дети идут в школу, в 17 лет (войдя в шестой возраст) – в институт, в 24 года начинают работать, в 28 лет женщина рожает первого ребёнка, в 30 – второго… В 40 лет, когда у человека заканчивается восьмая возрастная программа, одному его ребёнку исполняется 12 лет, второму – 10. В 56, по окончании девятого возраста, появляются внуки. Повторю, что это теоретическая модель, в реальной жизни у кого-то уже в 60 лет появляются правнуки, а кто-то соображает первого родить в 45–50 лет. Но обмануть возрастную программу невозможно. И касается это, увы, не сроков рождения детей, а качества жизни, максимально эффективного использования возможностей собственного организма. Не медицина и не косметика, а правильное следование возрастной программе помогает женщине сохранять своё здоровье и дарить счастье всем, кто её окружает, и, разумеется, самой быть счастливой. Сегодня поговорим о различиях в мужской и женской возрастных программах. Это необходимо знать обеим «половинам» и учитывать и в воспитании детей, и в «строительстве» личной и семейной жизни.
В мужском варианте возрастная теория совершенно последовательна, логична и целенаправленна. Три огромных периода, по четыре стадии в каждом (0–12, 12–40, 40–100), планомерно продвигают мужчину вперёд. В каждом таком периоде есть стадия планирования, стадия «ощупывания», стадия размышлений и застоя и, наконец, стадия мощнейшего рывка вперёд. В детстве (0–12) формируется образ жизни, в юности и взрослении (12–40) – интеллект и, наконец, в зрелости оформляется та самая неповторимая мужская индивидуальность, без которой мужчины никак не смогут иметь собственное лицо, с его «необщим выраженьем».
У женщин в их возрастной карьере всё очень странно, загадочно, нелогично и парадоксально… И в том, что под женскую возрастную программу наша цивилизация за свои долгие века не создала стереотипа поведения, хотя бы приближающегося к верному. Видимо, этот стереотип будет создаваться буквально у нас на глазах, при непосредственном участии современников. И это в общем-то не удивительно, ибо массовое недовольство женщин своей судьбой (как социальное движение) зафиксировано лет 50–60 назад.
Вспомним некоторые положения женской возрастной теории*. Первое: в отличие от мужчин, переживающих кризис (12 и 40 лет), у женщин шесть малых кризисов (1, 7, 17, 31, 55 и 85 лет). Причём, если о кризисах 7, 17, 31 и 55 лет можно говорить довольно содержательно, то кризисы одного года и 85 лет – за гранью обычного бытового понимания.
Женщина разделяет свою жизнь на двухвозрастные полоски, чего у мужчин нет и в помине. Второй и третий возрасты (1–7) – специфически женские, с 7 до 17 девочки (девушки) во всём стараются походить на сверстников-мальчиков и у них, в общем-то, одно и то же, общее дело, а именно учёба в школе. Шестой и седьмой возрасты (с 17 до 31) вновь специфически женские. С 31 до 55 женщина и мужчина вновь объединяются для строительства семьи и воспитания детей. Но уже в 55 их дорожки расходятся кардинально, буквально переламывая все устоявшиеся представления о предназначении женской половины человечества. И лишь в 85 лет (пока, видимо, только на теоретическом уровне) женщина вновь возвращается на общую с мужчинами траекторию для выполнения малопонятной пока (в бытовом смысле) задачи.
Мужчины продвигаются к своим жизненным целям тремя различными методами. В детстве главная цель (естественно, её формулируют родители) – наиболее полное и мощное оснащение мальчика для будущего автономного плавания по жизни. В первом возрасте, до года, идёт энергетическое насыщение. Мальчик, в идеале, до пределов заполняется энергией амбиций на всю дальнейшую жизнь. Этот достаточно загадочный процесс требует атмосферы всеобщего восторга, выражения гигантских ожиданий, чрезвычайных родительских мечтаний и надежд. На этом небольшом отрезке времени многие родители делают катастрофические ошибки. Напускают на младенца страшных врачей вместо милых родственников, вокруг него хлопочут сомнительные няньки вместо обожающих мамы и папы, ребёнка пытаются спрятать от сослуживцев и друзей, опасаясь некоего сглаза… Так закладываются будущие энергетические провалы в жизни человека. А ведь в автономном плавании энергии понадобится очень много.
Во втором возрасте (1–3 года) мальчику необходимо максимальное физиологическое наполнение, ибо далеко не все функции организма так уж безоговорочно прописаны у мальчиков в их генетической программе, в чём опять же у мальчиков большое отличие от девочек, которые жёстче копируют физиологию родителей. Больших ошибок в этом возрасте родители, как правило, не делают, усердно занимаясь физическим развитием младенца.
В третьем возрасте (3–7 лет) у мальчика наращивается запас, пожалуй, самой тонкой и важной материи – эмоциональной сферы, вырабатывается позитивный взгляд на жизнь. Таким образом, если в первом возрасте накачивалась энергия вообще (уровень амбиций), то в третьем возрасте определяется окраска этой энергии (плюс или минус). Сложнейшая задача стоит перед родителями – создать позитивный эмоциональный фон на всю оставшуюся жизнь. В этот период немыслимы ссоры между родителями, недопустимо равнодушное отношение к ребёнку. Но это ещё не все сложности. Само присутствие отца рядом с маленьким мальчиком создаёт ситуацию повышенного риска, ибо отцовское биополе несёт маленькому, но сверхчувствительному существу угрозу эмоциональной катастрофы. А если же отец захочет именно в этом возрасте из маленького плаксы и нытика начать делать настоящего мужчину, то это уже не просто катастрофа, это практически убийство всего живого в будущем человеке, вырастет монстр. Без интуиции, без чувства красоты, без искреннего удивления и восхищения жизнью. Жизнь такого мужчины превратится в тяжкое бремя, томительное ожидание неизбежного конца. Только атмосфера счастья и беспрерывного эмоционального сопереживания именно в этот период – до семи лет – снарядит мальчика на будущую жизнь энергией жизненного порыва. И в этом смысле ошибки педагогики третьего возраста самые страшные. В ряду этих ошибок не только отцовская грубость или материнское невнимание, но и такой, казалось бы, проверенный временем институт, как детский сад. Никакой даже самый лучший воспитатель не сумеет эмоционально настроить мальчика лучше, чем это сделает мать. Что касается общения со сверстниками, то оно в этом возрасте попросту невозможно.
Четвёртый возраст (7–12 лет), как и второй, снижает опасность грубых ошибок, ибо главное на этом этапе –обучение некоему моральному кодексу и ознакомление с основными принципами бытия, и тут начальная школа в той или иной степени справляется.
Для четырёх детских возрастов справедлива одна непреложная истина: как только педагогическое давление будет ослаблено, мальчик мгновенно начнёт набираться дурного. Дурная (минусовая) энергия первого возраста снижает длительность жизни. Дурная (минусовая) физиология ведёт к болезням. Страшнее всего дурной эмоциональный фон, который порождает монстров, моральных уродов, маньяков, преступников, энергетических вампиров и прочих изгоев, с которыми общество обречено бороться практически без шансов на успех. И наконец, те, кто не прошёл курс начальной школы, элементарно не смогут адаптироваться к жизни в том обществе, где эта школа находится. Причём всё вышесказанное о четырёх возрастах относится только к мальчикам. Для девочек это не является важным.
Подводя итог этому четырёхстадийному периоду в жизни мальчиков, необходимо сказать, что в их детстве каждый час расписан, всё подчинено жесточайшему распорядку, и мы не сильно погрешим против истины, назвав этот период неволей, в том смысле, что воля ребёнка рвётся ко всяким безобразиям и только терпение и неукротимый педагогический темперамент родителей (в первую очередь мамы) может спасти растущего мужчину от будущих бед автономного плавания. Впрочем, даже при самом тщательном оснащении бe'ды в том или ином смысле неизбежны. Ибо с 12 лет (не с 24 и даже не с 17, а именно с 12) и до 40 лет идёт поисковый период жизни мужчины, когда он через череду проб и ошибок ищет своё неповторимое и уникальное призвание. То самое автономное плавание. Этот четырёхвозрастной период можно назвать поиском, подразумевая, что поиск всегда предполагает право на ошибку. Само собой, что такое замысловатое и путаное движение лучше всего удаётся именно тем мужчинам, которые в детстве были оснащены самой большой энергией, самой мощной физиологией, самым фантастическим оптимизмом и самой точной моралью. И только третий этап в жизни мужчин (40–100) приносит долгожданную свободу. Те, кто сумел в период исканий обрести в себе большую личность, получают свободу действий («генералы» всех родов деятельности), а те, кто не смог обрести главенствующих позиций в этой жизни, получают свободу от всякого рода социальных обязательств, ибо теряют какую бы то ни было способность за что-то отвечать.
Внимательно оценивая каждый из трёх периодов в жизни мужчин, мы легко обнаружим грандиозные перекосы и образование гигантских пустот, которые могли бы нанести (и подчас наносят) ей гигантский урон. Но положение спасают женщины. Так, в детстве мальчики стягивают на себя слишком много педагогических усилий, забирают слишком много внимания, и это почти без всякой отдачи. Что было бы катастрофично для родителей, если бы не было девочек, которые развиваются практически сами по себе, имеют некую врождённую дисциплину, многое наследуют и при правильном (без нажима) воздействии родителей не столько требуют внимания, сколько несут его сами.
От 12 до 40 лет мужчины своим безостановочным рысканьем, своим подчас истеричным поиском личной неповторимости, своего «я», безостановочного соревнования за приоритет вносят слишком много беспокойства и хаоса в жизнь. Стабилизируется миропорядок, естественно, женской половиной, у которой в полную силу включается жёсткая программа самообуздания, именно следуя ей, женщина возглавляет процесс создания семьи.
От 40 до 100 лет, в период пресловутой мужской свободы, мужчины могут либо возглавлять уже налаженный процесс, либо заниматься свободным творчеством. На всех прочих должностях они безынициативные сидельцы, дожидающиеся пенсии, либо откровенные саботажники. Заполняют эту жуткую вопиющую пустоту опять же женщины, которые после 40 лет испытывают огромный подъём и энтузиазм по поводу общего дела, к которому допущены, ощущают острую потребность в карьере, жаждут не просто сидеть в конторе, а добиваться чего-то в активном творческом процессе.
Теперь несколько подробнее о женской возрастной программе. При воспитании девочки главное обеспечить ей максимальную внутреннюю свободу и довериться её наследственной программе, жажде подражания и желанию стать взрослой. В этом крошечном, казалось бы, призыве заложен грандиозный посыл. Если смотреть на воспитание издалека, то никаких особенных различий в воспитании мальчика и девочки можно и не заметить. Однако различия фундаментальны: за мальчиком нужен глаз да глаз, круглосуточный контроль, то самое насыщение четырьмя детскими стихиями (амбиции, физиология, радость бытия, нравственная прививка). Для девочки требуется совсем другое – доверие, поощрение её инициативы, наконец, главное – предоставить ей право «воспитывать» родителей. Разумеется, воспитательный порыв девочки родители воспринимают с юмором, самой же девочке не до шуток, она жаждет ухаживать, опекать, воспитывать. Идеальный объект для воспитания – отец, чуть хуже – братик, ещё хуже – котёнок и совсем плохо – кукла. Увы, общество пока не готово к этому единственно верному способу воспитания девочек, предпочитая тоннами производить бессмысленных пластмассовых или резиновых монстриков, забывая о том, что кукла – это суррогат. Тут главное место должно принадлежать отцу. Но отцам и братьям некогда слушаться маленьких воспитательниц. А слишком активные мамы набрасываются на дочерей с целым букетом заданий, нравоучений, наставлений.
Возможно, что рождённая и воспитанная свободной девочка будет выглядеть несколько диковатой, но не затюканной и не заштампованной. Но именно эти свободы оптимальны к 12 годам, ибо дальше начинается неволя, плен жесточайшей генетической программы, с которой бессмысленно, да и невозможно сражаться, поскольку программа эта защищена самым жёстким, можно даже сказать жесточайшим образом, ибо это вопрос продолжения рода. Будь эта программа прописана менее жёстко – род людской прекратился бы. Работа программы начинается в 12 лет, а это означает, что юную дикарку пора постепенно и ненавязчиво возвращать на женскую половину. В первую очередь этому будут способствовать определённые физиологические процессы. Но ведь физиология и мышление развиваются параллельно. В пятом возрасте (12–17 лет) закрепощение, самообуздание идёт ещё на мужской территории (каковой является средняя школа). А вот после 17 лет стремительно набирает силу уникальная программа «самозакабаления» под условным названием «уж замуж невтерпёж!». В то время как юноши в этом же возрасте ведут себя буйно и хаотично. То есть юноши реально сходят с ума от любви, а девушки, играя вроде бы в ту же игру, на деле сплошь и рядом сохраняют трезвость и расчёт разборчивого выборщика. С 24 по 31 год широкий поиск в основном заканчивается, женщина приступает к «приручению» вполне конкретного мужчины. И вновь хотелось бы заметить, что заинтересованной стороной в этом процессе является только женщина. Мужчина в этот возрастной период находится на пике поисков своей неповторимой творческой индивидуальности. И, наконец, с 31 до 40 лет закабаление женщины достигает пика, она уже связана по рукам и ногам, ибо на ней висит не только муж и дом, но и дети. Справедливости ради отметим, что мужская возрастная программа в этот момент настроена на некоторую помощь женщине. Хотя переоценивать эту помощь не стоит, ведь в этот период мужчину занимает мощнейший внутренний новационный прорыв.
Но уже в следующем возрасте (40–55) с женской возрастной программой происходит поразительная трансформация. Дети поднялись, муж либо нашёл себя и стал крупной личностью, либо не нашёл себя и «уходит в запас»; цепи, сковывавшие женщину, падают одна за другой. И всё это на фоне стремительного интеллектуального подъёма, который буквально толкает женщин к карьерному продвижению. Именно в этот момент так часто начинают разрушаться мужские карьеры, ведь реальное число «не нашедших себя» мужчин огромно (по некоторым подсчётам, более 50–60 процентов). Дорога к карьерному росту женщин открыта! Единственное, что может помешать женщине мощно и стремительно ворваться в мужской мир большого успеха, – это некоторая робость и нерешительность, порождённая отсутствием традиций женской карьеры и жестокими общественными стереотипами, приговаривающими женщин к церкви, детям и кухне…
Худшее, что может сделать женщина, перешагнувшая 40-летний предел, – это автоматическая (по умолчанию) переквалификация из мамы в бабушку, с продлением срока по церкви и кухне. Это не к тому, что бабушки так уж плохо воспитывают внуков. Бабушка должна присутствовать в воспитании ребенка, но в строго дозированном количестве (25 процентов – не более её времени). Остальное время женщина должна быть в движении, в развитии, а стало быть, в карьере. Современной цивилизации в этом смысле предстоит огромная трансформация. Главное и первостепенное – устранение возрастного перекоса при приёме женщин на работу. Увлечённое принципами политкорректности человечество бросилось уравнивать с мужчинами молодых женщин, что является нелепостью и лукавством. Все ведь понимают, что молодая женщина на службе либо игрушка в руках начальника, либо невеста на выданье. Но всех эта ситуация устраивает, и все молчат. Одновременно для женщин старше 40 лет чинятся максимальные препоны при найме на работу. И это невероятная ошибка. Насущно необходимо не только принимать в самом массовом порядке, но и заниматься обучением, подготовкой, переподготовкой. Вот что необходимо! Одновременно при этом необходима программа выдавливания мужчин в индивидуальные сферы деятельности (мужчина после 40 и особенно после 55 лет уже не коллективный игрок). Альтернативы этому пути нет. Кстати, такой плотный график женской жизни после 12 лет ещё и ещё раз доказывает необходимость очень свободного (вольного) воспитания девочек до 12 лет!
Таким образом, будущая оптимальная структура общества такова: немногочисленные лидеры-мужчины, масса активных и прогрессирующих женщин старше 40 лет (основа общества) и, разумеется, дерзкие юноши-претенденты (до 40 лет), кто-то из которых в будущем превратится в общественных лидеров, а кто-то уйдёт в сектор индивидуального труда.
Почему эта невероятная метаморфоза не реализовывалась в предыдущие эпохи и была переадресована ХХI веку? Тут ответов много. Удлинение продолжительности жизни, переход от эпохи войн и большой политики к эпохе социальных проектов, тщательной педагогики, поголовного высшего образования, неизбежного снижения рождаемости… И много другого, заслуживающего отдельного разговора.
В завершение хотелось бы обратить внимание на одну очень существенную деталь. Выводя мальчиков на старт карьеры (12 лет), мы вынуждены прекратить разговоры об обществе равных возможностей. У мальчиков не бывает равных возможностей. Кто-то слаб физически, кто-то изуродован морально, у кого-то нет амбиций, у кого-то нет жажды жизни. Ничего этого не видно в 12 лет, но всё это очень скоро выяснится. Всё, как уже было сказано, заложено матерью, кто-то выращен гениально, а кто-то бездарно. Исправить большие дефекты практически невозможно. Совсем другое дело у женщин. В своём карьерном старте (40 лет) все они имеют одинаковые шансы. В конечном счёте, всё упирается только в желание совершить рывок. Решающим фактором становятся не стартовые условия, а точное понимание способа карьерного продвижения (этой теме посвящена популярная лекция автора «Женщины. Два царства, четыре карьеры»). Таким образом, грядущий матриархат – это ещё и реализация старого обещания: каждому по желанию.
Те, кто решил, что карьера нужна женщинам для достатка, прибыли или просто материального благополучия, очень сильно заблуждаются. Карьера нужна для тонуса, хорошего самочувствия, беспричинного счастья и жажды жизни. Фактически речь идёт о вечной молодости.
*Они частично изложены в статье «Бессмертный женский разум» («НиР», 1994, № 3).
|